echo $sape->return_links(1); ?> |
|
 |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links();?> |
Работать на престиж
Осмысленная энергетическая дипломатия поможет стране занять подобающее ей место в мире
Алексей ЛИХАЧЕВ, заместитель председателя Комитета Государственной думы по экономической
политике, принимательству и туризму, к.э.н.
Приоритетное значение активной, эффективной государственной энергетической
дипломатии обусловлено прежде всего тем, что в силу исключительной важности
проблематики энергоснабжения вопросы обеспечения интересов экспортеров
энергоносителей выходят, как правило, далеко за пределы компетенции и
возможностей самих энергокомпаний в условиях нарастающей конкурентной борьбы как
между странами и корпорациями, так и между отдельными энергоносителями (нефть,
природный газ, уголь, электроэнергия).
По быстроте роста, уровню рентабельности и международной конкурентоспособности
ТЭК России в последние годы значительно превосходил все другие сектора
национальной экономики. В настоящее время есть все основания рассматривать нашу
страну как мировую энергетическую державу, располагающую очень мощным, развитым
ресурсным, производственным и экспортным потенциалом. При численности населения
менее 2,5% от общемировой геологические энергоресурсы России могут быть оценены
величиной порядка 20% от суммарных мировых ресурсов.
Формирование внешней энергетической политики и дипломатии России началось уже в
первой половине 90-х годов. Оно усилилось с середины прошлого десятилетия на
фоне нарастающей стабилизации в топливно-энергетическом комплексе страны,
укрепления его экспортного потенциала, а также относительно благоприятной
ситуации на мировом энергетическом рынке.
После продолжительной и непростой подготовительной работы 28 августа 2003 г.
российское правительство утвердило современную «Энергетическую стратегию России
на период до 2020 года». Общий объем необходимых средств на модернизацию и
развитие топливно-энергетического комплекса страны, согласно «Энергетической
стратегии», до 2020 г. оценивается внушительной величиной порядка 660-770 млрд
долл., или от 1/4 до 1/3 всех инвестиций в экономику страны в предстоящий
период. Но возникает целый ряд вопросов. Главный из них: действительно ли
ориентирует «Энергетическая стратегия» на существенное расширение участия России
в снабжении мировой экономики необходимыми энергоресурсами, как того ожидают
западные правительства и эксперты.
«Энергостратегией» предусматривается существенное снижение экспорта
нефтепродуктов - до 30-50 млн т в 2020 г., что примерно в 2 раза уступает его
современному уровню. В определенной мере это можно объяснить низким качеством
выпускаемых в настоящее время отечественной промышленностью нефтепродуктов, все
более не соответствующих ужесточающимся мировым экологическим требованиям,
технической и технологической отсталостью отрасли, высокой стоимостью
транспортировки отдельных нефтепродуктов.
Вместе с тем в стране имеются крупные резервные мощности по нефтепереработке,
которые в обо- зримом будущем вряд ли удастся задействовать, если
ориентироваться на сбыт только на внутреннем рынке. Но главное заключается в
том, что снижение экспорта нефтепродуктов при наращивании вывоза нефти находится
в явном противоречии с главной стратегической установкой - преимущественным
развитием экспорта товаров с более высокой степенью переработки. Европейский
рынок нефтепродуктов с его высоким уровнем либерализации не должен
рассматриваться как бесперспективный для российских поставщиков. Их экспорт из
России, например, в Европу за 1996-2002 гг. вырос на 58% и может быть не только
сохранен на современном уровне, но и расширен. Ведущей российской нефтяной
компанией ЛУКОЙЛ в настоящее время вкладываются крупные инвестиции в развитие
поставок нефтепродуктов в США.
Только умело используя огромный потенциал своего топливно-энергетического
комплекса, Россия имеет все шансы поднять свой международный авторитет, ускорить
экономически оптимальную интеграцию национальной экономики в систему
международного разделения труда, способствуя решению важнейших стратегических
задач - ускорению экономического развития страны, повышению
конкурентоспособности национальной экономики, обеспечению ее экономической безопасности.
|