Архив статей

 

Журнал «Мировая энергетика»

Май 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Газпром готовится к выходу на рынок СПГ

Газпром планирует расширить сферу своей деятельности за счет энергогенерации и производства сжиженного природного газа (СПГ), намереваясь превратиться в одну из ведущих мировых вертикально-интегрированных компаний. Об этом заявил глава Газпрома Алексей Миллер в интервью «Файнэншл Таймс». Генеральный директор ВНИИГАЗ, доктор технических наук, профессор Рудольф Тер-Саркисов убежден, что шансы Газпрома в конкурентной борьбе очень высоки. В интервью «Мировой энергетике» он изложил свое видение этой проблемы.

- Рудольф Михайлович, в СМИ высказывается мнение, что Газпром упускает инициативу в борьбе за мировой рынок СПГ. Что можно возразить на это?

- Следует отметить, что рынок СПГ, как субъект мировой торговли, относительно молодой и находится в стадии становления. Пока еще существует определенная региональная привязка поставщика и потребителя. Тем не менее торговля СПГ развивается, и дальнейший ее бурный рост не только увеличит число поставщиков и покупателей, но и разнообразит направления поставок.

Нельзя сказать, что Газпром упускает в этом вопросе инициативу. СПГ действительно имеет решающее значение для Катара, Индонезии, Австралии и других стран, отдаленных от рынков сбыта водными преградами или расстояниями. У Газпрома до настоящего времени не было острой необходимости осваивать новый вид деятельности, поскольку всегда существовал стабильный покупатель российского газа - Европа, и наш экспортный потенциал реализовывался посредством существующей транспортной инфраструктуры. Рынок США, с которым сейчас ассоциируется СПГ для ОАО «Газпром», еще совсем недавно не мог поглотить крупные объемы этого энергоносителя.

Тем не менее, анализируя последние тенденции на рынках газа и понимая, что будущее торговли газом в условиях глобализации торговых отношений напрямую связано с СПГ, Газпром планомерно изучает свои возможности на этом пути. Газпром не упускает инициативу, а своевременно готовится к выходу на рынок СПГ, тщательно взвешивая все «за» и «против».

В 2003 г. правлением ОАО «Газпром» было принято решение об изучении возможностей поставок природного газа на внешние рынки путем строительства заводов по сжижению природного газа. Организация производства СПГ будет способствовать повышению конкурентоспособности и расширению рынка сбыта газа. Потребители газа заинтересованы в создании независимого дополнительного источника газоснабжения, особенно через морские порты, поскольку это повышает энергобезопасность стран-импортеров, дает возможность диверсифицировать источники импорта. С другой стороны, создание независимого от третьих стран транспортного коридора для поставок газа на экспорт укрепит показатели стабильности сбыта ОАО «Газпром».

- Целесообразно ли создание совместного российско-американского предприятия для добычи газа в России и поставок СПГ на рынок США?

- Создание такого предприятия может привести к существенному упрощению задач по формированию транспортно-технологической цепочки СПГ, финансированию строительства и сбыту газа. По моему мнению, идеальным было бы создание предприятия, в состав которого входили бы компании - производители газа, обладатели технологий СПГ, судовладельцы и компании, обеспечивающие сбыт СПГ.

Организация сбыта важна при реализации любого проекта. Реализация проекта СПГ, направленного на рынок США, тем более предъявляет особые требования к вопросам маркетинга продукции.

Американский рынок в силу своих особенностей является привлекательным для многих поставщиков СПГ. Эксперты предсказывают увеличение спроса на СПГ в США. Потребление природного газа будет расти, в то время как наращивание собственного производства может быть затруднено ухудшающимися условиями добычи газа. Именно эти факторы являются причинами высоких прогнозов. Но мы знаем также и проблемы, с которыми сталкиваются организаторы поставок СПГ на американский рынок.

Во-первых, существующие четыре терминала уже полностью законтрактованы на 20 лет вперед, и, если спрос будет действительно расти теми темпами, которые предсказывают американские специалисты, возникнет нехватка регазификационных мощностей. Строительство новых терминалов вызывает немало протестов со стороны местного населения. Речь идет, прежде всего, о безопасности, а также о вопросах экологического и социального характера. Помимо одобрения местных жителей, необходимо получить разрешения многих регулирующих государственных органов и комиссий.

В таких условиях ОАО «Газпром» для организации удачного сбыта больших объемов СПГ в США, несомненно, потребуется доступ к новым терминалам. Осуществить это без помощи иностранного партнера будет непросто. Но основной причиной привлечения иностранного партнера является отсутствие отработанной технологии строительства заводов СПГ промышленного масштаба производительностью в миллионы тонн. Очевидно, партнером ОАО «Газпром» могла бы быть компания, способная совместить в себе как технологические аспекты реализации проектов СПГ, так и возможности успешного сбыта СПГ в США и, возможно, в Европе. Если это будет одна из транснациональных корпораций, то страновая принадлежность компании отойдет на второй план.

- Будет ли Газпром строить под Мурманском завод по производству СПГ? В какие сроки?

- Строительство завода СПГ в Мурманске неразрывно связано с освоением Штокмановского месторождения. Вопрос о разработке этого месторождения будет решаться не только Газпромом, но и другими организациями-участниками проекта.

Отметим, что в Газпроме рассматриваются два альтернативных проекта строительства заводов СПГ: полуостров Ямал (Харасавэйское месторождение) и Штокмановское месторождение. Оба варианта находятся в стадии исследований. Каждый вариант имеет свои специфические условия. Штокмановское месторождение находится в море, и завод надо будет размещать либо на платформе, либо на берегу в районе Мурманска, до которого потребуется сооружение подводного трубопровода. Преимущество по сравнению с Ямалом - отсутствие льдов.

На Ямале сложная ледовая обстановка и проводку судов придется осуществлять с помощью ледоколов, либо строить специальные газовозы-ледоколы. Другой вариант - выход подводным трубопроводом на Новую землю и строительство завода СПГ в районе бухты Белушья.

Отсрочка в реализации проектов во многом объясняется экономикой добычи газа на новых месторождениях. Новый газ не будет дешевым, а при существующих ценах реализация внутри страны газа со Штокмановского месторождения и с полуострова Ямал будет неэффективна.
Продать весь газ Штокмана в Европе или США при сегодняшнем спросе на газ на экспортных рынках пока не представляется возможным, поскольку речь идет не о пяти-шес-ти, а о десятках миллиардов кубометров газа.

С Харасавэйским месторождением ситуация схожая. Предварительное ТЭО проекта, разработанное в 1995 г. ООО «ВНИИГАЗ», предполагает сжижение до 30 млрд м3 газа.

- Планирует ли Газпром созда. вать мощности по производству СПГ на Дальнем Востоке для по- ставки в страны АТР? В какие сроки?

- Насколько мне известно, каких-либо серьезных проработок этого вопроса нет. Концептуально такая возможность рассматривалась. Предполагалось строительство газопровода от месторождений Восточной Сибири на Дальний Восток. Часть этого газа может быть направлена в район Ванина или Совгавани для производства СПГ и его транспортировки в Японию, Китай, Индию. Однако в этом варианте цена газа, поступающего на сжижение, уже будет близка к цене на СПГ в указанных странах, поэтому такие проекты вряд ли смогут окупить себя.

- На каких основах будет создаваться танкерный флот для поставки СПГ из России: он должен при надлежать Газпрому или какой-то другой компании, ведомству?

- Скорее всего, организация морских перевозок будет осуществляться по традиционной для проектов СПГ схеме. В зависимости от организационной структуры предприятия и от участников проекта можно предложить несколько вариантов. Если будет создано совместное предприятие, то флот, возможно, будет принадлежать компании-судовладельцу, входящей в это предприятие. Возможен вариант, когда корабли будут находиться в собственности консорциума и будут заказываться непосредственно под проект.

- В марте на одном из заседаний правления Газпрома были представлены варианты бюджета Газпрома на ближайшие три года, при этом в основном докладе о развитии рынка СПГ не упоминалось. Означает ли это, что в ближайшие три года инвестиций в этом направлении компания не планирует?

- Это не совсем так. Как я уже отмечал, проекты СПГ ОАО «Газпром» неразрывно связаны с освоением полуострова Ямал и Штокмановского месторождения. Начало разработки месторождений Ямала и Штокмановского отодвинуто за 2007 г. Поэтому на данном этапе инвестиции непосредственно в строительство СПГ не планируются.

Но это не означает, что Газпром не интересуется данными вопросами. В соответствии с «Программой первоочередных мероприятий ОАО «Газпром» по проблеме производства и морской транспортировки сжиженного и сжатого газа», утвержденной председателем правления в марте этого года, в текущем году планируется провести большой объем организационных, научно-исследовательских и предпроектных работ по данной проблеме.

Еще раз подчеркну, не стоит делать выводов о потере инициативы в торговле СПГ. Дело не только в том, что газ с Ямала и Штокмановского месторождения будет доступен не ранее 2010 г., но и в конъюнктуре рынка СПГ, которая сейчас складывается таким образом, что реализация крупного проекта СПГ в России ранее 2010 г. не принесет ожидаемого эффекта.

По прогнозам многих зарубежных компаний и по нашим исследованиям, в ближайшие годы предложение поставщиков СПГ будет превышать спрос на этот вид энергоносителя. Выход на рынок непосредственно сейчас или в ближайшие годы может быть несколько затруднен острой конкуренцией не только за покупателя, но и за пользование существующей инфраструктурой.

Но дальнейший рост спроса на газ в различных регионах мира будет открывать новые рыночные ниши для российского СПГ. Ближайшие годы нужно использовать для тщательной подготовки выхода на рынок.

Таким образом, помимо завода СПГ в рамках проекта «Сахалин-2», ориентированного на рынок Японии, Китая, Индии (объем производства 9,6 млн.т. в год), в России весьма вероятно будут построены еще два крупнейших завода СПГ - на Ямале, производительностью около 20 млн.т. в год и на Штокмановском месторождении, производительностью около 10 млн.т. в год с ориентацией на рынки Европы и США.
 
Еще статьи на эту тему:
— Сжиженный газ становится все популярнее
— Газпром пока обходят
— Газовые миражи
— Сжиженный газ завоевывает планету
 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 20032012. Свидетельство ПИ ФС7734619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru