Госконтроль за сетями
Под самый Новый год Михаил Касьянов подписал распоряжение о создании межрегиональных магистральных сетевых компаний (ММСК).
Смысл документа заключается в том, чтобы «вытянуть» из региональных АО-энерго
сохранившиеся в них с советских времен высоковольтные ЛЭП и передать их в ММСК,
которые станут «дочками» Федеральной сетевой компании (ФСК). В итоге все
магистральные сети перейдут, как и предусмотрено реформой электроэнергетики, под
«крышу» – ФСК, которая в свою очередь, окажется под полным контролем государства
(при увеличении его участия в компании до 75% плюс одна акция). Это должно
увеличить надежность электроснабжения потребителей, разбросанных в РФ от
Калининграда до Камчатки и от Салехарда до Сочи.
Согласно распоряжению Касьянова должны быть созданы семь ММСК в форме ОАО с
участием РФ (в лице РФФИ) и ФСК. При этом доля государства в уставном капитале каждой из ММСК (127,5 тыс. руб.)
составит 85%, а ФСК – 15%. С чем связано именно такое распределение долей,
конкретно объяснить затруднительно. Расхожее объяснение – желание государства
усилить контроль над сетями.
По крайней мере, согласно законодательству по реформе электроэнергетики, доля
государства в ФСК, материнской компании по отношению к семи ММСК, будет доведена
в перспективе до 75% плюс одна акция. Сейчас ФСК является 100%-ной «дочкой» РАО ЕЭС (где государство имеет 52% акций), однако не позже 2008 г. она
станет самостоятельной и будет владеть активами подавляющего большинства
магистральных сетей России.
Пока в собственности ФСК находится 44 тыс. км «федеральных» магистральных линий
электропередачи (напряжением 330 кВ и выше) и 140 высоковольтных
трансформаторных подстанций. Всего по России протянулось 154 тыс. км
магистральных линий, кроме ФСК ими владеют региональные энергокомпании
(АО-энерго). У последних подавляющую часть сетей составляют ЛЭП напряжением 220
кВ, но есть и линии напряжением 330 кВ и выше и ко всем, естественно, примыкает
преобразовательное оборудование. Это имущество и должно, в конечном итоге,
перейти в собственность ММСК, которые в результате корпоративных преобразований
станут дочерними организациями ФСК.
Попадут же в ММСК «региональные» магистральные сети, находящиеся сейчас в
собственности АО-энерго, в результате преобразования последних в соответствии с
реформой отрасли. Как известно базовый сценарий реформы предполагает разделение
большинства АО-энерго по видам деятельности, в том числе и выделение сетей. Для
большей ясности рассмотрим, например, схему реформирования АО «Северная
энергетическая управляющая компания», которая была одобрена советом директоров
РАО ЕЭС в 2003 г. Под ее управлением находятся три региональные компании:
Архэнерго, Вологдаэнерго и Костромаэнерго. Каждая из них в процессе
реформирования создает 100%-ную «дочку» магистральную сетевую компанию (МСК). Параллельно ММСК Северо-Запада и Центра проводят эмиссию своих акций в
пользу всех АО-энерго, находящихся в «своей» зоне. В обмен на эти акции
АО-энерго передают в ММСК Северо-Запада и Центра по рыночной цене свои
магистральные сетевые активы. А акции ММСК Северо-Запада становятся единственным
активом такой «дочки», как Архангельская МСК, акции ММСК Центра – Вологодской
МСК и Костромской МСК.
При этом возможна реализация и более простой схемы, предполагающей, правда,
привлечение значительных денежных средств. В этом случае государство, если оно
проявит реальный интерес к установлению полного контроля над магистральными
сетями (подкрепленный финансами), вносит необходимые средства в акционерный
капитал ФСК. А последняя компания выкупает затем магистральные сети у АО-энерго.
Схема является более предпочтительной, поскольку ведет к немедленному увеличению
доли государства в ФСК (с нынешних, косвенных 52%). Если же государство,
несмотря на декларированное законодателем увеличение его доли до 75%, средств
под выкуп сетевых активов не изыщет, то, как описано выше, они трансформируются
в акции МСК. После выделения МСК из АО-энерго первые ликвидируются (вариант –
присоединяются к ММСК) и акции ММСК распределяются пропорционально среди
акционеров АО-энерго. Поскольку РАО ЕЭС является акционером большинства
региональных энергокомпаний (в Архэнерго, Вологдаэнерго и Костромаэнерго холдинг
имеет, например, по 49%), то по получении своих акций ММСК холдинг вносит их в
акционерный капитал ФСК (косвенная доля государства в последней компании при
этом не меняется).
Описанные выше корпоративные преобразования предполагается осуществить в
2004–2005 гг. Пока, правда, не понятно, что делать «миноритарным» акционерам
АО-энерго (доля которых составляет в большинстве региональных компаний 51% или
около этой цифры) со своими акциями ММСК. Наиболее предпочтительный – РАО ЕЭС
может обменять у миноритариев АО-энерго принадлежащие им акции ММСК на свою долю
в более интересных последним генерирующих активах региональных компаний.