Архив статей

 

Журнал «Мировая энергетика»

Февраль 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Госконтроль за сетями

Под самый Новый год Михаил Касьянов подписал распоряжение о создании межрегиональных магистральных сетевых компаний (ММСК).

Смысл документа заключается в том, чтобы «вытянуть» из региональных АО-энерго сохранившиеся в них с советских времен высоковольтные ЛЭП и передать их в ММСК, которые станут «дочками» Федеральной сетевой компании (ФСК). В итоге все магистральные сети перейдут, как и предусмотрено реформой электроэнергетики, под «крышу» – ФСК, которая в свою очередь, окажется под полным контролем государства (при увеличении его участия в компании до 75% плюс одна акция). Это должно увеличить надежность электроснабжения потребителей, разбросанных в РФ от Калининграда до Камчатки и от Салехарда до Сочи.

Согласно распоряжению Касьянова должны быть созданы семь ММСК в форме ОАО с участием РФ (в лице РФФИ) и ФСК. При этом доля государства в уставном капитале каждой из ММСК (127,5 тыс. руб.) составит 85%, а ФСК – 15%. С чем связано именно такое распределение долей, конкретно объяснить затруднительно. Расхожее объяснение – желание государства усилить контроль над сетями.

По крайней мере, согласно законодательству по реформе электроэнергетики, доля государства в ФСК, материнской компании по отношению к семи ММСК, будет доведена в перспективе до 75% плюс одна акция. Сейчас ФСК является 100%-ной «дочкой» РАО ЕЭС (где государство имеет 52% акций), однако не позже 2008 г. она станет самостоятельной и будет владеть активами подавляющего большинства магистральных сетей России.

Пока в собственности ФСК находится 44 тыс. км «федеральных» магистральных линий электропередачи (напряжением 330 кВ и выше) и 140 высоковольтных трансформаторных подстанций. Всего по России протянулось 154 тыс. км магистральных линий, кроме ФСК ими владеют региональные энергокомпании (АО-энерго). У последних подавляющую часть сетей составляют ЛЭП напряжением 220 кВ, но есть и линии напряжением 330 кВ и выше и ко всем, естественно, примыкает преобразовательное оборудование. Это имущество и должно, в конечном итоге, перейти в собственность ММСК, которые в результате корпоративных преобразований станут дочерними организациями ФСК.

Попадут же в ММСК «региональные» магистральные сети, находящиеся сейчас в собственности АО-энерго, в результате преобразования последних в соответствии с реформой отрасли. Как известно базовый сценарий реформы предполагает разделение большинства АО-энерго по видам деятельности, в том числе и выделение сетей. Для большей ясности рассмотрим, например, схему реформирования АО «Северная энергетическая управляющая компания», которая была одобрена советом директоров РАО ЕЭС в 2003 г. Под ее управлением находятся три региональные компании: Архэнерго, Вологдаэнерго и Костромаэнерго. Каждая из них в процессе реформирования создает 100%-ную «дочку» магистральную сетевую компанию (МСК). Параллельно ММСК Северо-Запада и Центра проводят эмиссию своих акций в пользу всех АО-энерго, находящихся в «своей» зоне. В обмен на эти акции АО-энерго передают в ММСК Северо-Запада и Центра по рыночной цене свои магистральные сетевые активы. А акции ММСК Северо-Запада становятся единственным активом такой «дочки», как Архангельская МСК, акции ММСК Центра – Вологодской МСК и Костромской МСК.

При этом возможна реализация и более простой схемы, предполагающей, правда, привлечение значительных денежных средств. В этом случае государство, если оно проявит реальный интерес к установлению полного контроля над магистральными сетями (подкрепленный финансами), вносит необходимые средства в акционерный капитал ФСК. А последняя компания выкупает затем магистральные сети у АО-энерго. Схема является более предпочтительной, поскольку ведет к немедленному увеличению доли государства в ФСК (с нынешних, косвенных 52%). Если же государство, несмотря на декларированное законодателем увеличение его доли до 75%, средств под выкуп сетевых активов не изыщет, то, как описано выше, они трансформируются в акции МСК. После выделения МСК из АО-энерго первые ликвидируются (вариант – присоединяются к ММСК) и акции ММСК распределяются пропорционально среди акционеров АО-энерго. Поскольку РАО ЕЭС является акционером большинства региональных энергокомпаний (в Архэнерго, Вологдаэнерго и Костромаэнерго холдинг имеет, например, по 49%), то по получении своих акций ММСК холдинг вносит их в акционерный капитал ФСК (косвенная доля государства в последней компании при этом не меняется).

Описанные выше корпоративные преобразования предполагается осуществить в 2004–2005 гг. Пока, правда, не понятно, что делать «миноритарным» акционерам АО-энерго (доля которых составляет в большинстве региональных компаний 51% или около этой цифры) со своими акциями ММСК. Наиболее предпочтительный – РАО ЕЭС может обменять у миноритариев АО-энерго принадлежащие им акции ММСК на свою долю в более интересных последним генерирующих активах региональных компаний.

 

Еще статьи на эту тему:

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru