echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links();?> |
«Бензиновый бак» Евразии
Космический мониторинг нефтяных загрязнений Каспия показывает, что море превращается в сточный водоем.
Лев ДЕСИНОВ, ведущий научный сотрудник Института географии РАН
27-28 апреля в Москве состоится 3-й Международный нефтегазовый саммит «Каспий
XXI: от политики к бизнесу».
По мере увеличения объемов разведки и добычи углеводородного сырья в Каспийском
регионе становится все более очевидным, что в ближайшие 10 лет он станет одним
из основных «бензиновых баков» Евразии.
Особую тревогу вызывает тот факт, что этот «бак» очень грязный, отравляющий
акваторию моря и десятки тысяч квадратных километров прибрежной полосы.
С первых дней XXI в. Прикаспийский регион является главным объектом мониторинга
с российского сегмента Международной космической станции - программы «Ураган».
За восемь этапов долговременных вахт российскими космонавтами получено очень
большое число фрагментарных цифровых фотоснимков по всей площади Каспия и
ближайшей береговой полосы, которые показывают, что регион уже перешел из
периода предкризисной экологической ситуации в фазу природнотехногенной
катастрофы.
Космическая съемка фиксирует три основные зоны, продуцирующие грязь: Апшеронский
район, принадлежащий Азербайджану, северо-восточное побережье казахстанского
сектора и юго-восточная туркменская часть. Следует заметить, что это не
ограниченные по площади поля, а весьма обширные районы.
На северо-восточном побережье Каспийского моря в Казахстане расположены крупные
нефтяные месторождения, часть которых разрабатывается в течение нескольких лет.
Земная поверхность здесь представляет равнину, возвышающуюся всего на несколько
метров над уровнем Каспийского моря. Технологическое несовершенство разведки и
добычи нефти привело к тому, что в результате извлечения попутных подземных вод
и разливов нефти образовались водно-нефтяные «озера» поперечником от нескольких
десятков метров до 1-2 км. Часть из них обвалована, чтобы избежать дальнейшего
разлива. Но уровень Каспийского моря не только испытывает постоянные колебания,
здесь обычны и быстрые ветровые нагоны волны высотой до 3 м. Поэтому существует
очевидная вероятность подтопления и затопления береговой зоны северовосточного
Каспия, прорыва этих «озер» и поступления нефти в воды Каспийского моря.
Наибольший уровень Каспия был зафиксирован в 1929 г. (-25,9 м). К 1940 г. он
понизился до -28,7 м. В 1977 г. уровень был минимальным -29,02 м. С этого
времени начинается период трансгрессии. Уже к 1995 г. уровень достигает -27 м.
Сегодня он практически не изменяется.
Хотя добыча углеводородного сырья здесь началась в заметных объемах в 1940 г. на
Тенгизском месторождении, начало периода интенсивных разработок месторождений в
казахстанском секторе относится к середине 70-х годов XX в. Это был пик стадии
регрессии Каспия и время выполнения основных картографических работ. Прибрежная
часть представляла собой обширную мелководную равнину шириной до 50 км,
сформированную под воздействием волновой деятельности, сгон-но-нагонных течений
и циркуляционного вдольберегового течения. Гребни надводных грив-шалыг выступали
над поверхностью моря в виде узких островов. А берег довольно заметно превышал
водную гладь.
Может создаться впечатление, что у нефтедобывающих фирм просто отсутствуют
кондиционные карты, и они принимают уровень берега с намного большим превышением
от истинного. Однако это не так. Уровень -27 м хорошо известен специалистам.
Поэтому опасность смыва нефтяной грязи нагонными ветрами ими ясно осознается.
Просто не принимаются реальные меры по утилизации отходов. А защитные дамбы
легко прорываются обычными штормовыми волнами. Таких мест - многие десятки, и
рядом экологи Гринпис находят сотнями трупы тюленей.
Ситуация в юго-восточном Каспии аналогичная: бурение проводится без надлежащих
мероприятий по переработке отходов, а редкие обва-ловки не обеспечивают защитных
функций.
Космическая съемка азербайджанского сектора, где бурение выполняется
непосредственно на шельфе, показывает такое же пренебрежение к экологии.
Таким образом, сегодня Каспий - это сточный водоем для сброса попутных продуктов
нефтеразведки и добычи углеводородного сырья.
В настоящее время в переговорном процессе, в котором участвуют все пять
государств Прикаспийского региона, основное внимание уделяется определению
статуса Каспийского моря и разграничению его дна и акватории. Понятно, что здесь
- корень проблемы, экономические инте-ресы государств. Экологическая сторона
дела на словах декларируется как основная, но реально заметного продвижения в
координации действий природоохранных структур не наблюдается. И это удобный фон
для продолжения, по существу, хищнической добычи сырья, ведущей к деградации
огромного водоема, его заповедных территорий и мест обитания ценнейших пород
рыбы и птицы.
С 1998 по 2004 гг. подписан целый ряд двусторонних документов на уровне
руководителей государств, и в соответствии с международным правом их нельзя
игнорировать при разработке общих подходов. Процесс достижения договоренностей
может надолго затянуться. Проблемы осложняются, а реально дело порой доходит до
серьезных конфликтов и роста напряженности, как, например, блокаде иранскими
военными кораблями судов азербайджанских нефтяников 23 июля 2001 года.
По нашему мнению, спасение ситуации возможно только путем срочной координации на
самом высоком уровне природоохранных мероприятий и принятия весомых
международных санкций к нарушителям. Космическая служба мониторинга Каспийского
моря и его прибрежной полосы с участием российского сегмента МКС должна стать
важным звеном международной экологической службы.
|