Архив статей

 

Журнал «Мировая энергетика»

Апрель 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Таможни никак не договорятся

Сергей ДУНАЕВ

Цивилизованные налоговые отношения между странами, как правило, начинаются с заключения соглашения об избежании двойного налогообложения. Однако такое соглашение между Россией и Грузией не действует, причем для России это единственное исключение в СНГ.

Можно подумать, что российские и грузинские фискалы по каким-то причинам запоздали со знакомством. Но это далеко не так. Еще в 1994 г. едва ли не первое межправительственное соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства было заключено с Грузией. Затем в 1997 г. аналогичное соглашение заключили органы российской налоговой полиции. Россия и Грузия неоднократно встречались и на многосторонних переговорах по фискальным вопросам. В 2000 г. Совет глав правительств СНГ в числе первоочередных мер по созданию зоны свободной торговли принял решение о введении в действие в 2000-2001 гг. Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами - участниками СНГ.

В связи с принятием части второй Налогового кодекса РФ с 1 июля 2001 г. Россия перешла на принцип налогообложения по стране происхождения, за исключением трех товарных позиций - нефть, газовый конденсат и природный газ. Эти три позиции изъяты Россией из принципа страны назначения. Все остальные товарные группы у нас с 1 июля 2001 г. взимаются именно по этому принципу.

Исходя из этого, в России было разработано типовое «Соглашение между Правительством Российской Федерации и правительством государства - участника Содружества Независимых Государств о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле». Соответствующее российско-грузинское соглашение было подписано в Москве в 2001 г. и ратифицировано Госдумой в 2002 году.

Действующий в Грузии налоговый кодекс принят еще в 1997 г., и с тех пор в него почти ежегодно вносились поправки. Сегодня сложилось мнение, что этого недостаточно, и кодекс следует основательно переработать. Новации в общем сводились к тому, чтобы уменьшить число налогов до четырёх (подоходный, НДС, акцизы и местный сводный налог на движимую и недвижимую собственность). Но само существование и содержание НДС было поставлено под сомнение.

Но и действующее налоговое законодательство не мешает Грузии привлекать иностранные инвестиции. Страна заключила соглашения о поощрении и защите инвестиций с 24 странами, включая таких участников СНГ, как Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Туркмения, Узбекистан, Украина, но не с Россией.

Что же с российско-грузинским соглашением об избежании двойного налогообложения? Оно было проработано, парафировано и подписано в Москве еще в августе 1999 г. Грузия ратифицировала его менее чем через год - в июне 2000 г. Законодательные органы России по каким-то причинам, среди которых вряд ли можно найти политические, его еще не рассматривали.
 
Еще статьи на эту тему:
 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 20032012. Свидетельство ПИ ФС7734619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru