Архив статей

 

Журнал «Мировая энергетика»

Апрель 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Как сделать корпорацию эффективной (Часть 1)

Лекция для менеджеров ТЭК прочитана в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

Геннадий КОНСТАНТИНОВ,
директор Центра корпоративного управления
при Государственном университете - Высшей школе экономики, профессор.

Социальная ответственность бизнеса, корпоративное гражданство, деловая этика -все это компоненты корпоративного управления, опирающиеся на признание корпорации как элемента социального пространства. А это пространство структурировано - в нем существуют различные социальные группы, каждая со своими интересами. Многие процессы в социальном пространстве и зависят от результатов столкновения этих интересов.

Конфликт интересов в корпоративном управлении возник с появлением наемных работников. В его основе лежат противоречия интересов собственника и рабочих. К началу XX в. сложился принцип разделения прав собственности и контроля, возникла необходимость использования профессионального менеджмента для управления корпорациями. Одновременно появилась агентская проблема, в основе которой несовпадение интересов менеджмента и собственника. Контрактная теория фирмы, появившаяся как попытка решения агентской проблемы, исходила из стремления максимально снизить агентские издержки за счет очень детальной регламентации деятельности менеджмента, прописанной в контракте. При этом, естественно, признавался принцип остаточного контроля, дающий право менеджменту принимать решения по своему усмотрению в ситуациях, не прописанных контрактом. Несмотря на то, что контракты непрерывно совершенствовались, устранить с их помощью конфликт интересов не удавалось.

Развитие инвестиционных процессов постепенно сместило акценты с зарабатывания прибыли на повышение капитализации компаний. Несмотря на периодически вспыхивающие корпоративные конфликты, в которых менеджмент обвинялся в чрезмерной заботе о себе в ущерб интересам акционеров, абсолютная ориентация на рост акционерного капитала, в конце концов, победила. Вместе с тем конфликт интересов выплеснулся за пределы одной корпорации. В связи с недружественными поглощениями появились межкорпоративные конфликты.

Отношение прибыли к капитализации с 1960 по 1990 гг. составляло в основном 75-90%. Это означает, что рыночную стоимость фирмы можно было прогнозировать на основе ее финансовых показателей. В течение 90-х годов XX в. этот показатель снизился до 55%. Это говорит о том, что рыночная стоимость компаний уже прямо не связана с текущей прибылью. Растет значимость неосязаемых активов, к которым, прежде всего, относится интеллектуальный капитал. Поставщик традиционного капитала заинтересован в росте акционерной стоимости фирмы, а поставщик интеллектуального капитала заинтересован в росте именно интеллектуального капитала. Вот почему в новой экономике шаг за шагом складывается принципиально иной конфликт корпоративных интересов.

Говоря о будущем корпораций, необходимо понять новую природу конфликта интересов. Один из существенных моментов здесь связан с распределением рисков. На более ранних этапах остаточный риск (residual risk) ложился в основном на акционеров, что и давало им преимущественное право в принятии решений. В современной ситуации остаточный риск распределяется более широко - тупиковая ориентация компании, использующей интеллектуальный капитал, увеличивает риск невостребованности этого интеллектуального капитала, что ведет к прямым будущим потерям.

Сложившаяся практика корпоративных отношений в англо-американской модели основное внимание уделяет проблемам формирования совета директоров, его структуре, функциям и практике работы. Если не акцентировать внимание на деталях, то роль акционеров сводится к формированию совета директоров, роль менеджмента - к управлению компанией, включая формирование стратегических решений. Основные функции совета директоров - назначение генерального директора, контроль над деятельностью менеджмента и, если это необходимо, замена генерального директора. Естественно, реальная практика значительно богаче и разнообразнее, но нам сейчас важно сфокусировать внимание на балансе интересов. Ясно, что в такой ситуации совет директоров становится ареной для столкновения всех интересов. Следовательно, баланс интересов прямо связан с композицией совета директоров и процедурными аспектами его работы. Постепенно сформировалась точка зрения, согласно которой «хороший» совет директоров - это сбалансированный совет директоров.

Баланс интересов и внешняя среда.

Структурирование социального пространства с точки зрения конфликта интересов дает представление о дисциплинирующих механизмах. Доминирующие способы разрешения конфликта интересов более высокого уровня выступают как дисциплинирующие механизмы для конфликта интересов более низкого уровня. Рассмотрим это на примере корпоративных процессов. Конфликт интересов между собственником и менеджментом - это внутренний конфликт интересов корпорации. Внешние структурные компоненты социального пространства выступают в этом случае как дисциплинирующие механизмы. Исследования подтверждают, что финансовые рынки реагируют на качество корпоративного управления - с нарастанием внутрикорпоративного конфликта стоимость акционерного капитала может падать. Это ведет к тому, что компания становится недооцененной и вызывает интерес с точки зрения захвата. Таким образом, участники корпоративного конфликта ощущают его как в результатах (снижение стоимости), так и в рисках (нарастает угроза потери контроля). Для всех участников конфликта это ведет к негативным последствиям, понимание которых подталкивает к поиску компромисса. Рыночные институты используют собственный набор дисциплинирующих механизмов таких, например, как независимые рейтинги качества корпоративного управления. Естественно, что дисциплинирующую роль играют регулирующие органы и деловая культура страны.

Представления о дисциплинирующих механизмах позволяют увидеть особенности англо-американской или немецкой модели корпоративного управления. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что в англо-американской модели созданы хорошо работающие «жесткие» дисциплинирующие механизмы. Поясним это на примере проблемы прав мелких акционеров. Хорошо работающий фондовый рынок с высокой ликвидностью и низкими трансакционными издержками позволяет очень эффективно защищать права мелких акционеров. Как говорят в англоязычной среде, мелкие акционеры «голосуют ногами». Если мне чем-то не нравится корпорация, то проще продать акции и заменить их акциями других компаний, чем заниматься воспитанием корпораций. Отсутствие в корпоративной среде такого типа дисциплинирующего воздействия делает проблему прав мелких акционеров более существенной и более острой.

В немецкой модели оказывает влияние признаваемый там принцип «социального взаимодействия». Суть его сводится к тому, что все заинтересованные в деятельности компании стороны (stakeholders) имеют право на участие в принятии решений. Законодательно такое право закреплено лишь за трудовым коллективом, но корпоративная практика свидетельствует о стремлении включать в совет директоров представителей крупных поставщиков и потребителей для того, чтобы обеспечивать такое право. В этом случае внешние дисциплинирующие механизмы непосредственно встраиваются в процесс принятия решений. Иными словами, внешние заинтересованные стороны на самых ранних стадиях принятия решений могут участвовать в разрешении конфликта интересов.

Таким образом, механизмы внутреннего баланса интересов существенно зависят от состояния внешней среды. Более того, можно предположить, что сбалансированная система корпоративного управления может существовать только при наличии сбалансированной и относительно устойчивой внешней среды. В этих условиях такие механизмы, как включение в состав совета независимых директоров, являются механизмами тонкой настройки.

Попытки найти отличительные особенности «хороших» и «плохих» советов директоров предпринимались неоднократно в течение последнего десятилетия. Проведено большое число исследований, в которых авторы стремились найти зависимость между наличием «хорошего» совета директоров и эффективностью корпораций. Если учесть, что представление о «хорошем» совете директоров в основном строится на базе концепций сбалансированного корпоративного управления, можно говорить о том, что речь идет об оценке эффективности сбалансированной системы корпоративного управления.

"Конфликт интересов в корпоративном управлении возник с появлением наемных работников. В его основе лежат противоречия интересов собственника и рабочих."

Отчетливой зависимости между «хорошим» советом директоров и эффективностью корпораций найдено не было. Какой из этого факта можно сделать вывод? Сбалансированная система корпоративного управления неэффективна? Это не так. Вывод, вытекающий из этих исследований, состоит в том, что построение сбалансированной системы корпоративного управления является необходимым, но недостаточным условием построения эффективной корпорации.
 
Еще статьи на эту тему:
— Как сделать корпорацию эффективной (Часть 2)
 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 20032012. Свидетельство ПИ ФС7734619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru