echo $sape->return_links(1); ?> |
|
 |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links();?> |
Как сделать корпорацию эффективной (Часть 1)
Лекция для менеджеров ТЭК прочитана в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.
Геннадий КОНСТАНТИНОВ, директор Центра корпоративного управления при Государственном университете - Высшей школе экономики, профессор.
Социальная ответственность бизнеса, корпоративное гражданство, деловая этика
-все это компоненты корпоративного управления, опирающиеся на признание
корпорации как элемента социального пространства. А это пространство
структурировано - в нем существуют различные социальные группы, каждая со своими
интересами. Многие процессы в социальном пространстве и зависят от результатов
столкновения этих интересов.
Конфликт интересов в корпоративном управлении возник с появлением наемных
работников. В его основе лежат противоречия интересов собственника и рабочих. К
началу XX в. сложился принцип разделения прав собственности и контроля, возникла
необходимость использования профессионального менеджмента для управления
корпорациями. Одновременно появилась агентская проблема, в основе которой
несовпадение интересов менеджмента и собственника. Контрактная теория фирмы,
появившаяся как попытка решения агентской проблемы, исходила из стремления
максимально снизить агентские издержки за счет очень детальной регламентации
деятельности менеджмента, прописанной в контракте. При этом, естественно,
признавался принцип остаточного контроля, дающий право менеджменту принимать
решения по своему усмотрению в ситуациях, не прописанных контрактом. Несмотря на
то, что контракты непрерывно совершенствовались, устранить с их помощью конфликт
интересов не удавалось.
Развитие инвестиционных процессов постепенно сместило акценты с зарабатывания
прибыли на повышение капитализации компаний. Несмотря на периодически
вспыхивающие корпоративные конфликты, в которых менеджмент обвинялся в
чрезмерной заботе о себе в ущерб интересам акционеров, абсолютная ориентация на
рост акционерного капитала, в конце концов, победила. Вместе с тем конфликт
интересов выплеснулся за пределы одной корпорации. В связи с недружественными
поглощениями появились межкорпоративные конфликты.
Отношение прибыли к капитализации с 1960 по 1990 гг. составляло в основном
75-90%. Это означает, что рыночную стоимость фирмы можно было прогнозировать на
основе ее финансовых показателей. В течение 90-х годов XX в. этот показатель
снизился до 55%. Это говорит о том, что рыночная стоимость компаний уже прямо не
связана с текущей прибылью. Растет значимость неосязаемых активов, к которым,
прежде всего, относится интеллектуальный капитал. Поставщик традиционного
капитала заинтересован в росте акционерной стоимости фирмы, а поставщик
интеллектуального капитала заинтересован в росте именно интеллектуального
капитала. Вот почему в новой экономике шаг за шагом складывается принципиально
иной конфликт корпоративных интересов.
Говоря о будущем корпораций, необходимо понять новую природу конфликта
интересов. Один из существенных моментов здесь связан с распределением рисков.
На более ранних этапах остаточный риск (residual risk) ложился в основном на
акционеров, что и давало им преимущественное право в принятии решений. В
современной ситуации остаточный риск распределяется более широко - тупиковая
ориентация компании, использующей интеллектуальный капитал, увеличивает риск
невостребованности этого интеллектуального капитала, что ведет к прямым будущим
потерям.
Сложившаяся практика корпоративных отношений в англо-американской модели
основное внимание уделяет проблемам формирования совета директоров, его
структуре, функциям и практике работы. Если не акцентировать внимание на
деталях, то роль акционеров сводится к формированию совета директоров, роль
менеджмента - к управлению компанией, включая формирование стратегических
решений. Основные функции совета директоров - назначение генерального директора,
контроль над деятельностью менеджмента и, если это необходимо, замена
генерального директора. Естественно, реальная практика значительно богаче и
разнообразнее, но нам сейчас важно сфокусировать внимание на балансе интересов.
Ясно, что в такой ситуации совет директоров становится ареной для столкновения
всех интересов. Следовательно, баланс интересов прямо связан с композицией
совета директоров и процедурными аспектами его работы. Постепенно сформировалась
точка зрения, согласно которой «хороший» совет директоров - это сбалансированный
совет директоров.
Баланс интересов и внешняя среда.
Структурирование социального пространства с точки зрения конфликта интересов
дает представление о дисциплинирующих механизмах. Доминирующие способы
разрешения конфликта интересов более высокого уровня выступают как
дисциплинирующие механизмы для конфликта интересов более низкого уровня.
Рассмотрим это на примере корпоративных процессов. Конфликт интересов между
собственником и менеджментом - это внутренний конфликт интересов корпорации.
Внешние структурные компоненты социального пространства выступают в этом случае
как дисциплинирующие механизмы. Исследования подтверждают, что финансовые рынки
реагируют на качество корпоративного управления - с нарастанием
внутрикорпоративного конфликта стоимость акционерного капитала может падать. Это
ведет к тому, что компания становится недооцененной и вызывает интерес с точки
зрения захвата. Таким образом, участники корпоративного конфликта ощущают его
как в результатах (снижение стоимости), так и в рисках (нарастает угроза потери
контроля). Для всех участников конфликта это ведет к негативным последствиям,
понимание которых подталкивает к поиску компромисса. Рыночные институты
используют собственный набор дисциплинирующих механизмов таких, например, как
независимые рейтинги качества корпоративного управления. Естественно, что
дисциплинирующую роль играют регулирующие органы и деловая культура страны.
Представления о дисциплинирующих механизмах позволяют увидеть особенности
англо-американской или немецкой модели корпоративного управления. Не вдаваясь в
подробности, можно сказать, что в англо-американской модели созданы хорошо
работающие «жесткие» дисциплинирующие механизмы. Поясним это на примере проблемы
прав мелких акционеров. Хорошо работающий фондовый рынок с высокой ликвидностью
и низкими трансакционными издержками позволяет очень эффективно защищать права
мелких акционеров. Как говорят в англоязычной среде, мелкие акционеры «голосуют
ногами». Если мне чем-то не нравится корпорация, то проще продать акции и
заменить их акциями других компаний, чем заниматься воспитанием корпораций.
Отсутствие в корпоративной среде такого типа дисциплинирующего воздействия
делает проблему прав мелких акционеров более существенной и более острой.
В немецкой модели оказывает влияние признаваемый там принцип «социального
взаимодействия». Суть его сводится к тому, что все заинтересованные в
деятельности компании стороны (stakeholders) имеют право на участие в принятии
решений. Законодательно такое право закреплено лишь за трудовым коллективом, но
корпоративная практика свидетельствует о стремлении включать в совет директоров
представителей крупных поставщиков и потребителей для того, чтобы обеспечивать
такое право. В этом случае внешние дисциплинирующие механизмы непосредственно
встраиваются в процесс принятия решений. Иными словами, внешние заинтересованные
стороны на самых ранних стадиях принятия решений могут участвовать в разрешении
конфликта интересов.
Таким образом, механизмы внутреннего баланса интересов существенно зависят от
состояния внешней среды. Более того, можно предположить, что сбалансированная
система корпоративного управления может существовать только при наличии
сбалансированной и относительно устойчивой внешней среды. В этих условиях такие
механизмы, как включение в состав совета независимых директоров, являются
механизмами тонкой настройки.
Попытки найти отличительные особенности «хороших» и «плохих» советов директоров
предпринимались неоднократно в течение последнего десятилетия. Проведено большое
число исследований, в которых авторы стремились найти зависимость между наличием
«хорошего» совета директоров и эффективностью корпораций. Если учесть, что
представление о «хорошем» совете директоров в основном строится на базе
концепций сбалансированного корпоративного управления, можно говорить о том, что
речь идет об оценке эффективности сбалансированной системы корпоративного
управления.
"Конфликт интересов в корпоративном управлении возник с появлением наемных
работников. В его основе лежат противоречия интересов собственника и рабочих."
Отчетливой зависимости между «хорошим» советом директоров и эффективностью
корпораций найдено не было. Какой из этого факта можно сделать вывод?
Сбалансированная система корпоративного управления неэффективна? Это не так.
Вывод, вытекающий из этих исследований, состоит в том, что построение
сбалансированной системы корпоративного управления является необходимым, но
недостаточным условием построения эффективной корпорации.
|