Архив статей

 

Журнал «Мировая энергетика»

Апрель 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Одна сплошная польза

Николай СОРОКИН,
первый заместитель генерального директора концерна "Росэнергоатом"

Позиция ведомства

Работы по продлению сроков эксплуатации действующих энергоблоков АЭС России, в том числе энергоблока № 1 Ленинградской АЭС, ведутся во исполнение «Программы развития атомной энергетики на 1998-2005 годы и на период до 2010 года», утвержденной постановлением Правительства РФ 21.07.1998 и «Стратегии развития атомной энергетики в первой половине XXI века», одобренной Правительством РФ.

Для принятия решения о продлении срока службы энергоблока проведена соответствующая экономическая оценка, определен остаточный ресурс оборудования и систем, оценен уровень безопасности работы блока в дополнительный период времени. На основе полученных объективных данных принято решение продолжить эксплуатацию блока № 1 ЛАЭС до 2018 года.

- Что даст это в экономическом смысле?

- Дальнейшая работа энергоблоков позволит избежать дефицита мощности в регионе, накопить дополнительные средства для планового вывода энергоблоков из эксплуатации и продолжить работу по вводу замещающих мощностей. Работа одного блока в течение дополнительных 15-ти лет позволит произвести более 100 млрд кВт.ч электроэнергии.

- Почему принято именно такое решение и рассматривались ли альтернативные варианты?

- Рассматривались. Оценка вариантов с выводом энергоблоков ЛАЭС из эксплуатации, наличия и стоимости замещающих мощностей указывают на экономическую нецелесообразность такого решения. Продление же позволит обеспечить надежное снабжение потребителей в Европейской части России. Вопрос продления сроков службы блоков тесно связан с вопросами их вывода из эксплуатации, строительством замещающих мощностей, спроса на электроэнергию и тепло, необходимости затрат на создание дополнительных рабочих мест для высвобождающихся работников АЭС. Стоимость работ по модернизации энергоблоков 1, 2 ЛАЭС с учетом всех требований безопасности составляет около 20% от стоимости строительства и ввода в эксплуатацию замещающих блоков.

- Каковы гарантии безопасности?

- Соответствие энергоблоков современным требованиям в этой сфере - необходимое условие для продления их сроков службы. Мероприятия по подготовке энергоблока № 1 к продлению срока эксплуатации реализуются в полном соответствии с требованиями российских нормативных документов по безопасности в атомной энергетике, с учетом рекомендаций МАГАТЭ:
а) выполнены работы по комплексному обследованию оборудования и систем, зданий и сооружений, с целью оценки фактического технического состояния энергоблока;
б) выполнен комплекс работ по обоснованию остаточного ресурса оборудования и систем энергоблока, подтвердивший возможность дальнейшей безопасной эксплуатации;
в) завершается программа масштабной модернизации энергоблока, предусматривающая внедрение новых систем безопасности. Завершение работ по модернизации, включая наладку и комплексные испытания новых систем, запланировано в период капитального ремонта энергоблока с декабря 2003 по август 2004 года;
г) проведена углубленная оценка безопасности (УОБ) энергоблока (на состояние после завершения модернизации).

Работы по УОБ выполнялись с привлечением специалистов и экспертов ведущих научных, проектных и конструкторских организаций России, а также при участии международных организаций и экспертов. Результаты УОБ свидетельствуют, что уровень безопасности энергоблока № 1, достигаемый после завершения работ по модернизации, удовлетворяет современным требованиям нормативных документов. Во время всего периода эксплуатации на энергоблоках ЛАЭС проводились работы по модернизации и повышению безопасности. По сравнению с начальными проектными характеристиками уровень безопасности энергоблоков, оцененный современными вероятностными методами, повышен более чем на 2 порядка, и соответствует рекомендациям МАГАТЭ и требованиям российских норм по безопасности в атомной энергетике.

- Реализованы ли аналогичные решения в других странах?

- Продление срока эксплуатации действующих АЭС - одна из важнейших тенденций современного этапа развития мировой атомной энергетики и наиболее эффективное направление вложения финансовых средств для сохранения генерирующих мощностей. Так, например, в США, где эксплуатируется более 100 атомных энергоблоков, срок действия лицензии на эксплуатацию АЭС составляет 40 лет. В настоящее время 23 энергоблока АЭС получили лицензии регулирующего органа на их дальнейшую эксплуатацию еще в течение 20-ти лет (т.е. до 60-ти лет). Аналогичные тенденции в Японии, Финляндии, Франции и других странах. МАГАТЭ относится к этому процессу позитивно.

- Проходил ли проект модернизации государственную экологическую экспертизу?

- Энергоблоки ЛАЭС сооружены по проекту, прошедшему все виды экспертизы в соответствии с действующим законодательством, нормами и правилами. Модернизация систем и оборудования энергоблоков, ведущая к повышению безопасности энергоблоков (в том числе улучшению экологических параметров), также проводится по проектной документации, прошедшей все необходимые согласования в соответствии с действующими требованиями по безопасности в атомной энергетике.

Позиция соседей.

Европа тревожиться.

«В 1992 г. на саммите в Мюнхене страны «Семерки» и Евросоюз решили помочь странам Центральной и Восточной Европы улучшить ядерную безопасность новых АЭС и потребовали закрытия наименее безопасных.

ЛАЭС имеет 4 реактора типа РБМК, в числе которых - два относятся к первому поколению и считаются экспертами несоответствующими международным нормам безопасности. Еврокомиссия всегда требовала их закрытия в кратчайшие сроки так же, как и других советских реакторов первого поколения. Для того чтобы повысить уровень безопасности блоков до их окончательной остановки, была проведена их модернизация, частично профинансированная из средств TAСIS (более 20 млн евро для Санкт-Петербурга с 1994 г.) и из средств ЕБРР. Модернизация коснулась главным образом противопожарной защиты и систем обеспечения, позволяющих лучше управлять реактивностью и облегчать остановку реактора, чтобы избежать повторения аварии по типу чернобыльской.
Тем не менее концепция этих реакторов не позволяет им достичь уровня безопасности по западным нормам... Предложения Комиссии о закрытии не получили пока поддержки со стороны российских властей. Они ссылаются на число реакторов, которых это затронет (10 реакторов, представляющих четверть имеющейся ядерной мощности)…»

Позиция Федеральной службы по атомному надзору.

Лицензия выдана.

Эксплуатация энергоблока осуществляется в соответствии и с соблюдением требований Федерального закона «Об использовании атомной энергии» от 20 октября 1995 г. и федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

В соответствии с требованиями п.5.1.14 «Общие положения обеспечения безопасности атомных станций» «...Эксплуатирующая организация АС по результатам определения остаточного ресурса оборудования и других обоснований безопасности может ставить вопрос о продлении срока эксплуатации блока АС. В этом случае в установленном порядке должна быть получена новая лицензия Госатомнадзора России на эксплуатацию блока АС».

Эксплуатирующая организация (концерн «Росэнергоатом») для получения лицензии на эксплуатацию блока № 1 Ленинградской АЭС представила в Госатомнадзор России все необходимые документы, подтверждающие обеспечение безопасности данного объекта, в том числе и материалы по оценке ресурсных характеристик оборудования, зданий, электротехнических устройств, средств автоматики.

Все материалы по обоснованию безопасности, включая документы по оценке фактического состояния энергоблока № 1 Ленинградской АЭС, прошли экспертизу в соответствии с «Положением о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 865. Результаты экспертизы были рассмотрены на научно-техническом совете Госатомнадзора России с участием представителей ведущих научных, конструкторских и проектных институтов России.

На основании результатов проведенной экспертизы и проверки, представленных Росэнергоатомом документов, выдана лицензия Госатомнадзора от 19.12.2003 на эксплуатацию энергоблока № 1 Ленинградской АЭС со сроком действия до 21 декабря 2006 г., с ограничением эксплуатации энергоблока в режиме работы на мощности до окончания второго этапа модернизации.

Опасность замкнутости.

Мнение эксперта.

Для таких сложных объектов, как АЭС, любое непроектное решение -потенциальная опасность и, естественно, предмет общественного внимания. Позиции сторон не являются неожиданными, но в чем общественность выглядит более убедительно? Ее аргументы доказательны и вполне конкретны. Причем, оппоненты не требуют закрыть АЭС, они говорят о другом: проблема есть, мы хотим знать, какой реально риск существует. Что отвечает атомное ведомство? Проблемы нет. Но риск был и остается - и потому, что объект специфический, и потому, что провал в экономике не мог не сказаться на состоянии отрасли. Приплюсуем выработанный ресурс.

Отметим, как ведомство отвечает на ключевой вопрос: проходил ли проект экологическую экспертизу? «У нас есть все требуемые согласования». Экспертизы не было ни по концепции, ни по реконструкции, ни по крайне значимому пункту - утилизации отходов, но когда об этом спрашивают, атомщики уходят от ответа.

По правде говоря, у них ситуация безальтернативная. Им остается только защищать свою отрасль. Потому что едва они согласятся с тем, что аргументы общественности состоятельны, это будет означать провал, прежде всего, в коммерческом смысле (например, на международном рынке), а также потерю престижа. Короче, ведомство на это никогда не пойдет.

Осложняет дело историческая замкнутость и корпоративность системы. Внутри отрасли оппонирующих сил нет. А признать наличие проблемы и начать обсуждать ее с обществом атомщики не готовы.

По большому счету продление ресурса не является определяющим в статистике техногенных аварий на особо сложных объектах. В данной ситуации, вполне возможно, безопасность реактора не снизилась, поскольку коррективы внесены. Тем более что все проходит под наблюдением МАГАТЭ. Так что, не исключаю, в этом атомщики правы, однако это никаким образом не снимает напряжения в обществе и требует решения независимо ни от чего.
 
Еще статьи на эту тему:
- Закрыть нельзя работать
- Репетиция Чернобыля была в Сосновом Бору
 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 20032012. Свидетельство ПИ ФС7734619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru