Архив статей

 

Журнал «Мировая энергетика»

Апрель 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Российский фактор

Отношения между Москвой и Вашингтоном в сфере энергетики приобретают стратегический характер. Мы продолжаем рассказывать об энергетике государств, играющих заметную роль в мире. Представляем «энергетический портрет» Соединенных Штатов Америки - одного из основных партнеров России. На вопросы «МЭ» отвечает представитель министерства энергетики США в Москве Джеффри Х. Лайон.

Интервью с представителем министерства энергетики США в Москве
Джеффри Х.ЛАЙОНОМ

-Мистер Лайон, США - мировой лидер потребления энергии. На каких основных «китах» стоит американская экономика? В какой степени она зависит от внешних источников энергоснабжения?

- Трудно привести точную статистику зависимости ВВП от энергетики. Что касается зависимости от внешних источников, то в прошлом году сами США произвели три четверти потребляемой энергии. Мы остаемся самодостаточными практически по всей потребляемой энергии за исключением нефти, более 50% которой составляет импорт, и природного газа, 15-16% которого поступает к нам из-за рубежа. В настоящее время США ежедневно импортируют 10 млн барр. нефти. Наше внутреннее производство достигает 6 млн барр./день. Основную часть импортируемого природного газа мы покупаем в Канаде. У нас есть четыре терминала общей емкостью 1 трлн фут3 сжиженного газа. Мы заинтересованы в наращивании импорта газа и расширении сети терминалов.

- В последнее время Соединенные Штаты стараются максимально диверсифицировать структуру импорта энергоносителей. Какая роль в этих планах отводится России?

- У нас есть документ, который называется Национальная энергетическая политика. Одним из приоритетов, объявленных администрацией Дж. Буша, провозглашена именно диверсификация источников энергоснабжения страны. Особая роль в этом документе отводится России и странам Каспийского бассейна. В этом плане ваша страна оценивается как наиболее привлекательная с точки зрения поставок нефти и газа. Мы видим, что Россия изучает возможности улучшения инфраструктуры экспорта своих энергоресурсов. Мы знаем, что она рассматривает разные варианты, в частности, возможности использования в этих целях Баренцева моря, прежде всего, в силу того, что там могут проходить самые крупнотоннажные танкеры, что делает это направление наиболее удобным для транспортировки энергетического сырья. Россия, кроме того, может стать важным поставщиком сжиженного природного газа на глобальный рынок. Это развитый и чрезвычайно перспективный рынок, где России еще предстоит занять подобающее ей место. Он бурно развивается, и США будут одним из крупнейших его потребителей.

- Независимость в области энергоснабжения предполагает и более интенсивное развитие энергосберегающих технологий, а также возобновляемых источников энергии. Как далеко в этом направлении продвинулись Соединенные Штаты?

- Мы движемся в этом направлении. Министерство энергетики США тратит миллиарды долларов на поддержку развития альтернативных видов энергии. Наши ветряные электростанции опоясывают всю страну с востока на запад. На местном уровне широко применяется солнечная энергия. У нас есть геотермальные станции и, естественно, ГЭС - так же, как и в России. Большое значение придается у нас водородной энергетике. Президент Дж. Буш выступил с инициативой по использованию водорода как энергии будущего. Начало международному партнерству в области водородной энергетики, в котором Россия участвует как партнер и сопредседатель, было положено в октябре 2003 г. на представительной конференции, проходившей на уровне министров. Пока что существует немного стран, имеющих высококвалифицированных специалистов по водородной технологии. Россия - одна из тех немногих, у кого есть большие таланты. И мы рассматриваем ее как одного из партнеров в этом проекте. Кроме того, мы неоднократно выступали с законодательными инициативами по развитию и использованию новых энергоресурсов. Например, были приняты налоговые послабления для компаний, работающих в этом направлении.

- Хотелось бы услышать вашу оценку интересов России и США в мире: что больше преобладает в их отношениях в сфере энергетики -сотрудничество или соперничество?

- Мы считаем, что преобладает сотрудничество, прежде всего, в ценовой политике. Россия не входит в ОПЕК, а это означает, что она может играть полезную балансирующую роль на нефтяных рынках. Существует, если можно так выразиться, своего рода брачный договор между потребителями и поставщиками энергии; понимания между нами гораздо больше, чем противоречий.

- Тогда вопрос о нефтепроводе Баку-Джейхан, который усиленно поддерживают США. Многие эксперты расценивают этот проект как часть далеко идущей стратегии: пустить нефть Каспия в обход России, ослабить ее влияние в этом регионе. Вы согласны с таким мнением?

- Трасса нефтепровода Баку-Джейхан была выбрана политическими лидерами Азербайджана, Грузии и Турции. Проект предусматривал и участие в нем российских компаний, в частности, ЛУКОЙЛа. Все зависело от их активности. Не забывайте, что мы, кроме того, поддерживали проект нефтепровода КТК, который как раз проходит через Россию. Мы также поддерживали азербайджанский проект 1995 г. - транспортировать больше нефти в Новороссийск. Мы никогда не пытались исключить Россию из нефтяных инвестиционных или транспортных проектов в Каспийском регионе. И будем приветствовать сотрудничество с Россией в разработке природных ресурсов Каспийского региона.

- Собираются ли США и впредь препятствовать деятельности российских нефтяных компаний в Ираке или нет?

- В настоящее время мы работаем с коалицией в Ираке с тем, чтобы сделать как можно больше для восстановления иракской экономики. Проекты финансируются, прежде всего, из американских источников, поэтому приоритет, естественно, отдается американским подрядчикам. Но это не значит, что Соединенные Штаты не готовы использовать других субподрядчиков. В их числе могут оказаться любые компании, в том числе и российские. Мы считаем, что право первенства в определении того, кто должен участвовать в восстановлении иракской экономики, принадлежит, прежде всего, иракскому народу. И мы ожидаем, что в июне 2004 г. в Ираке будет сформировано такое правительство, которое и сделает свой выбор. Независимо от того, что решат иракские власти, эта страна может стать примером сотрудничества России и США.

- В последнее время представители крупных энергетических концернов ЕС высказываются за усиление инвестиционной активности в России с целью ускорить разработку новых месторождений нефти и газа перед лицом растущих потребностей Запада в энергоносителях. Какова здесь позиция США?

- Мы разделяем стремление европейцев к большей инвестиционной активности в России во всех секторах вашей экономики. Это наша принципиальная позиция. Сложнее объяснить, какие препятствия мы видим на этом пути. Американские нефтегазовые компании пришли сюда после распада СССР. Они пережили многое, включая кризис 1998 г. Они ясно понимают, каким огромным потенциалом располагает Россия. И у них есть опыт, экспертиза, технологии, которые могут пойти на пользу России при разработке нефтегазовых месторождений. К сожалению, препятствий здесь еще довольно много. Начнем с нестабильности налогового режима. Конечно, любое государство вправе решать, какие налоги ему устанавливать. Но предсказуемость налогообложения, а также правила «игры» и вся система деловой активности - это первоочередное условие. Мы часто используем термин верховенство закона, означающий правовое государство. Такое, в котором законы еще и работают. Где существует справедливая судебная система, независимость судов, неучастие правоохранительных органов в хозяйственной деятельности. И, конечно, защита прав инвесторов. То есть соблюдение подписанных контрактов. Вот некоторые из основных препятствий.

- Если без дипломатии: получается, что инвестиционный климат в России недостаточно хорош?

- Так нельзя сказать. Россия прошла большой путь с момента распада СССР; развитие ее правовой системы продолжается. И пока что нельзя сказать, что у вас все совершенно. Когда мы оцениваем сравнительные возможности России в области энергетики, очень важно понимать, что наши страны не соревнуются между собой, не являются конкурентами. Конкурентами России выступают другие страны, в том числе по части получения инвестиций. Хорошая иллюстрация к сказанному - потенциал вашей индустрии сжиженного газа. Страна с колоссальными ресурсами природного газа и выходами к морям, Россия еще несколько десятилетий назад должна была бы закрепиться на этом перспективном рынке. Однако за последнее время государства, обладающие меньшими возможностями в этой области, добились куда большего в экспорте сжиженного газа, чем вы, просто потому, что они создали лучшие условия для инвесторов. Не хочу показаться жестким критиком, хочу лишь сказать: России следует серьезно поработать в этой области, для того чтобы утвердиться на этом рынке.

- Существуют ли какие-то новые двусторонние энергетические проекты будущего, прорабатываемые в тиши кабинетов, о которых пока ничего не известно?

- Могу легко дать вам описание нашего энергетического диалога. В мае 2002 г. президенты Путин и Буш договорились о стратегических отношениях в области энергетики. И с этого времени эти отношения развиваются по двум путям: на межправительственном и коммерческом уровнях. Иногда они пересекаются. Так, в октябре 2002 г. состоялся первый коммерческий энергетический саммит в Хьюстоне, а в сентябре 2003 г. - второй в Петербурге. В данный момент мы работаем с российскими властями над некоторыми, хотя и не глобальными, но достаточно конкретными, проектами. Если вы ждете от меня чего-нибудь нового и сенсационного, то должен вас разочаровать.
 
Еще статьи на эту тему:
 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 20032012. Свидетельство ПИ ФС7734619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru