|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
![]() |
Куда уходят деньги, в какие городаПредприниматели опасаются, как бы их «инвестиции в общество» не перехватили чиновникиЛюдмила ВАСИЛЬЧЕНКО«При нашем заводе нет только армии» Первой о расчетах эффективности инвестиций в общество заговорила на конференции президент Alcoa Foundation Кэтлин Бьючел. Кого именно финансировать и как оценить пользу вложений - без ответа на этот вопрос не обходится ни одна социальная программа американского алюминиевого концерна. Крупным компаниям в США, по словам К. Бьючел, приходится нести непомерно большую социальную нагрузку. «При нашем Богословском алюминиевом заводе нет только армии и Конституционного суда, - прокомментировал выступление Бьючел вице-президент Суал-холдинга Василий Киселев. - А остальное все есть: леса, поля, подсобные хозяйства, наука, сервис разного рода. Российские предприятия социально более нагружены, чем кто-либо из зарубежных партнеров. Думаю, если бы у Alcoa была такая социальная ответственность, она была бы не крупнейшей мировой компанией, а едва бы входила в десятку. Но хуже всего то, что эта нагрузка не структурирована». Василий Киселев прекрасно понимает региональные власти, которые любят напоминать бизнесу про его ответственность и закрывать за счет доходов частных компаний бюджетные дыры. Многие региональные руководители до сих пор не могут привыкнуть к мысли, что большинство предприятий уже не являются собственностью государства. «Но когда, - говорит Киселев, - и власть займется бизнес-анализом своей производственной функции? Когда человек, заплативший налоги, получит качественные государственные услуги?» По его мнению, бизнесу, накопившему опыт работы в рыночных условиях, впору уже помочь власти стать эффективной в развитии территорий, иначе все средства, отпущенные на социальные программы, так и будут уходить в песок. Спорить с этим не стал ни один участник конференции. Тем не менее представители компаний, даже тех, в которых треть прибыли пускают на «социалку» (например, Норильский никель), в один голос твердили, что бизнес главным образом обязан платить налоги, «белую» зарплату, соблюдать трудовое законодательство, а не подменять собой государство. Благотворительность - по конкурсу Начальник управления региональной социальной политики ЮКОС-Москва Вадим Карпезов рассказал о принципах эффективности социальной политики компании, главные из которых - публичность и конкурентность распределения инвестиций. Раньше деньги раздавать могли все руководители компании, которые имели бюджет. «Нельзя было понять, сколько же тратится на благотворительность. Да еще люди перестали понимать, что это добровольная помощь. Спрашивали, почему так мало», - говорит Вадим Карпезов. В итоге решили проводить конкурсы социальных проектов по заранее опубликованным правилам. Контролировать использование целевых грантов. Поддержкой эффективных программ занимается Уренгойгазпром, создавая условия для развития традиционных промыслов коренного населения Ямала. ИТЕРА финансирует образовательные и спортивные учреждения народов Севера. Ямбурггаздобыча ежегодно расходует на охрану окружающей среды около 3 млрд руб. ЛУКОЙЛ выплачивает именные стипендии учащимся ведущих нефтяных учебных заведений страны. К сожалению, на конференции присутствовали только представители крупного бизнеса, которые выделяют более половины всех пожертвований в стране (примерно 500 млн евро в год). По данным Центра экономических и финансовых исследований и разработок, в среднем российский бизнес поделился 17% от всей прибыли в прошлом году, что составило 0,9 % ВВП. Государство финансирует «социалку» примерно на том же уровне -1,2% ВВП. Новые идеи партнерства И все-таки две трети же российского бизнеса, по словам президента РСПП Аркадия Вольского, пока «не соответствуют высшему порядку социальной ответственности». Вина за это лежит и на государстве, чьи призывы поделиться с нуждающимися в помощи не оформляются законодательно. В последнее время от бизнес-сообщества поступил ряд новых интересных предложений. В частности, глава «Базового элемента» Олег Дерипаска призвал сильных мира сего заплатить государству 75-80% от величины выгоды, полученной от приобретения недооцененных (благодаря несовершенному закону о приватизации 1991 г.) производственных активов. «Я считаю, - прокомментировал Аркадий Вольский, - что предложение очень важное. Стране, по сути, предлагается новый проект социального партнерства. И вы увидите, он будет реализовываться!» РСПП внес в правительство предложение не облагать благотворительную деятельность налогами. Два года назад была отменена льгота, согласно которой компании могли жертвовать на благотворительность до 3% прибыли, которая не облагалась налогами. Но правительство посчитало эту льготу одним из источников отмывания денег. В итоге благотворители либо отказались от пожертвований вообще, либо стали проводить их по «серым» схемам. В противном случае тем, кому предназначалась помощь, тоже приходится платить налог с получаемой суммы. Границы социальной ответственности теперь обозначены в Хартии о корпоративной социальной этике, принятой РСПП. За несоблюдение хотя бы одной нормы бизнес-сообщество будет бойкотировать нарушителя. По словам Аркадия Вольского, эта мера может оказаться действеннее государственных штрафов. Мнения экспертов Бизнес должен сам выбирать формы благотворительности.Олег АЛЕКСЕЕВ,
В принципе понятно, почему некоторые предприниматели понимают социальную
ответственность как удобную возможность произвольного изъятия государством части
прибыли компаний. Государственные ресурсы в начале 90-х годов XX в. были
переданы предпринимателям по заниженной стоимости. Иначе тогда действительно
было нельзя - ни у кого не было денег, чтобы покупать предприятия по реальной
стоимости. Естественно, в этой ситуации получение сверхприбыли было очевидным. И
ею делились с чиновниками, которые участвовали в процессе приватизации. Так была
построена система коррупции, которую теперь трудно разрушить. Чиновничество
считает, что имеет моральное право прийти к бизнесу и сказать: «дайте». И бизнес
дает, поскольку знает, что не доплачивал и не доплачивает в госказну. Но мы
движемся к более прозрачным отношениям, в том числе и налоговым. И поэтому
встает вопрос об эффективности всех сторон этого процесса. Бизнес-то понимает
свою социальную ответственность перед обществом, но он сегодня вправе выбирать
формы благотворительности самостоятельно. Деньги-то все-таки его. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Еще статьи на эту тему:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Журнал «Мировая энергетика»
Все права защищены. © Copyright 20032012. Свидетельство ПИ ФС7734619 от 02.12.2008 г. |