|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
![]() |
Тень кризисаРазведанные запасы нефти в России тают, «неудобные» скважины забрасываются, а выгодные - вычерпываются.Рэм ХРАМОВВ 1974 г. Россия в составе бывшего СССР вышла на первое место в мире по объему добычи нефти и конденсата. После этого добыча нефти в России продолжала расти еще 13 лет. Однако уже в это время в топливно-энергетическом комплексе интенсивно нарастали негативные тенденции. В 1987 г. объем добычи нефти в России достиг максимума 569,5 млн т, после чего началось снижение. К 1996 г. добыча упала до рекордно низкого уровня 298,3 млн т, и лишь через несколько лет наметился подъем. Известно, что в советское время приоритетом государственной стратегии развития ТЭК являлась интенсификация добычи нефти. Считалось, что запасы недр неисчерпаемы и на смену разрабатываемым гигантам будут открыты новые супергиганты, которые обеспечат бурный рост производства. Сегодня состояние дел по воспроизводству запасов нефти характеризуется как кризисное: начиная с 1994 г., приросты не компенсируют ее добычу. За период с 1994 по 2003 гг. невосполненная добыча по жидким углеводородам составила около 1,5 млрд т, по газу - около 3 трлн м3. В результате обвального спада геологоразведочных работ, начавшегося с 1992 г., разведанные запасы нефти к 2003 г. уменьшились в целом по стране (на фоне снижающейся добычи) почти на 18 процентов. Не лучшим образом складывается ситуация и с использованием имеющейся минерально-сырьевой базы. Структура остаточных запасов нефти как в целом по стране, так и по основным нефтедобывающим компаниям характеризуется тем, что текущая добыча углеводородов обеспечивается отбором из так называемых «активных» запасов, обеспеченность которыми не превышает 8-10 лет. В то же время доля трудноизвлекаемых запасов в целом по России постоянно увеличивается из-за того, что они не вовлекаются в разработку. Их доля в основных нефтедобывающих компаниях колеблется от 30 до 65%. Все крупные и крупнейшие нефтяные месторождения (179), на которые приходится 76% текущей добычи нефти в стране, характеризуются выработанностью запасов и обводненностью продукции. На фоне общей картины состояния сырьевой базы наблюдающееся увеличение добычи последних 2-х лет выглядит аномально и требует пояснения. Благоприятная рыночная конъюнктура, повышение цен на нефть на мировом рынке и некоторая стабилизация налогового режима в 2000-2003 гг. стимулировали российские нефтедобывающие компании к увеличению нефтедобычи. В некоторых компаниях объем производства рос даже при сокращении действующего фонда скважин. Основную часть остаточных запасов составляют так называемые трудноизвлекаемые месторождения, которые активно не разрабатываются. Существующая качественная характеристика сырьевой базы при нынешних темпах развития нефтегазового производства, темпах создания нефтедобывающих мощностей и перспективе инвестиционной активности не позволяет рассчитывать на устойчивый длительный рост нефтедобычи даже при самой благоприятной рыночной конъюнктуре. Действующие системы лицензирования и управления нефтегазовым комплексом могут привести в ближайшее время к ситуации, когда страна с мощным потенциалом минерально-сырьевых ресурсов потеряет контроль над их эффективным использованием. Нужны срочные меры, направленные на повышение эффективности и действенности государственного влияния в области использования минерального сырья и стратегии воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Для каждого недропользователя должны быть поставлены равные экономические условия, нейтрализующие влияние различных природных условий. Это может быть обеспечено за счет приемлемых платежей рентного характера. Путем установления обоснованной дифференциальной ренты должны быть устранены различия в горно-геологических и природно-геогра-фических условиях, в значительной мере определяющих уровень производительности труда, себестоимости продукции, капитальные удельные затраты. Введенный Законом РФ с 1 января 2002 г. «налог на добычу полезных ископаемых» установил единые для данного вида ископаемых фиксированные ставки налогов (платежей) для отдельных групп полезных ископаемых без учета их природного качества и условий добычи. Двухлетняя работа добывающих предприятий полностью подтвердила опасения по поводу негативных последствий установления единых недифференцированных ставок налога. Введение единой ставки на добычу привело к тому, что около четверти объема добычи нефти стало убыточным. Негативные последствия такой «стратегии» хорошо известны: кратко- и среднесрочные - быстрое истощение наиболее активной части запасов и смена кратковременного периода подъема добычи резким ее спадом. Здесь мы в соответствии с нашими традициями еще раз наступаем на грабли. Не менее значимыми негативными последствиями продолжения действия единого фискального налога являются: безвозвратные потери полезного ископаемого в недрах, потери в нефтеотдаче, уменьшение извлекаемых запасов, сокращение налогооблагаемой базы и как следствие - существенные ежегодные недоимки в бюджеты государства разного уровня. Особенно важно обратить внимание на очень важное негативное последствие установления единой недифференцированной ставки налога, фиксированной в абсолютной величине, для добывающих предприятий в условиях постоянно меняющейся экономической ситуации на внутреннем и мировом рынках. Единая усредненная ставка налога для низкорентабельных предприятий, разрабатывающих истощенные и низко продуктивные месторождения, является угнетающей и чрезмерно завышенной. Для предприятий с высокой и сверхвысокой прибылью, достигаемой за счет интенсивных ненормированных отборов, она не обеспечивает изъятия в доход государства части ренты, образуемой за счет высокой продуктивности скважин - бесплатного вклада природы. Величина этой недоимки оценивается миллиардами рублей. По инициативе семи нефтяных компаний группой специалистов в Минэкономразвитии и торговли подготовлено предложение по дифференцированному налогу на добычу полезных ископаемых. Критериями дифференциации ставки НДПИ по лицензионным участкам станут: степень выработанности запасов нефти, средняя продуктивность скважин (средняя годовая добыча на скважину эксплуатационного фонда) и порайонный коэффициент к заработной плате. С целью легитимного представления информации, прозрачности администрирования критериев дифференциации и исчисление ставки НДПИ предложено осуществлять на основе государственной и статистической отчетности. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Еще статьи на эту тему:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Журнал «Мировая энергетика»
Все права защищены. © Copyright 20032012. Свидетельство ПИ ФС7734619 от 02.12.2008 г. |