echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links();?> |
Работа без потерь
Вячеслав ПШЕННИКОВ,
консультант по управлению, заместитель главного редактора журнала «Методы менеджмента качества»
В последние годы российская экономика растет. Однако неугомонные специалисты по
управлению продолжают бить тревогу. И не без оснований. Во-первых, темпы этого
роста явно недостаточны для достойного выхода из кризиса последнего десятилетия
прошлого века. Во-вторых, вызван он в значительной степени благоприятной
конъюнктурой на мировом рынке сырья и энергоносителей – основных статей
российского экспорта. В то же время существенного повышения эффективности
деятельности российских компаний пока не происходит. Например, в рейтинге так
называемой микроэкономической конкурентоспособности экономики разных стран за
2002 г., ежегодно составляемом Мировым экономическим форумом, Россия занимала
58-е место, располагаясь непосредственно между Ботсваной и Ямайкой. А этот
рейтинг как раз и отражает относительный уровень корпоративного развития
компаний в мире. Для сравнения: Индия и Китай занимают в нем соответственно 37-ю
и 38-ю позиции.
Как и всякое сложное явление, низкая конкурентоспособность российских
предприятий порождается совокупностью причин. И, без сомнения, есть доля правды
в словах тех, кто объясняет бедственное положение многих российских предприятий
наследием советского прошлого или нестабильностью современного отечественного
законодательства, нехваткой квалифицированных управленческих кадров или
отсутствием средств на модернизацию изношенного физически и морально
промышленного оборудования. Верно, однако, и то, что в этой совокупности причин
есть причины существенные и не очень. К числу первых, бесспорно, относятся те,
что связаны с ключевыми идеями, лежащими в основе ведения бизнеса, с базовыми
принципами, на которых строится организация. Таких идей обычно бывает немного,
но именно от них зависит, на какие ценности ориентируется компания, какие цели
она реально, а не декларативно преследует и какие средства при этом использует.
Все компании стремятся получить прибыль. Но делают они это по-разному. Одни –
вздувают цены на продукцию, используя свое монопольное положение, урезают
заработную плату персонала, не выплачивают дивиденды акционерам, «экономят» на
своих поставщиках, «оптимизируют налогообложение» или выбивают государственные
льготы и преференции. Другие компании, наоборот, стремятся сделать себя
полезными для всех, с кем они связаны – для акционеров и персонала, потребителей
и поставщиков, общества и государства.
Деятельность современных компаний второго типа основана на концепции экономного
производства (таков наиболее распространенный перевод английских терминов Lean
Manufacturing или Lean Production, которые переводят также как бережливое,
рачительное и даже «тощее», в смысле – без «жирка», производство). У истоков
этой концепции стояли Ф.Тейлор и Г.Форд. Классический пример ее практической
реализации в то время – массовое производство универсального (стандартного)
автомобиля.
Благодаря широкому распространению «тейлоризма» и «фордизма» рынки оказались
насыщенными небывало дешевыми товарами. Это, в свою очередь, создало предпосылки
для качественной трансформации данной концепции, осуществленной в компании
Тойота. Японскими специалистами Т.Оно, Э.Тоёдой и С.Синго была создана система
производства, позволяющая не менее, а даже более эффективно производить
продукцию не крупными, а мелкими сериями, практически по индивидуальному заказу
и гораздо более высокого качества.
Американский вариант «производственной системы Тойоты» (Toyota Production
System) и получил название экономного производства. Оно строится на ликвидации
потерь следующих восьми видов:
Перепроизводство — производство продукции в большем объеме раньше или быстрее,
чем это требуется на следующем этапе процесса.
Излишние запасы комплектующих — любое избыточное поступление продукции в
производственный процесс, будь то сырье, полуфабрикат или готовый продукт.
Дефектный продукт — продукция, требующая проверки, сортировки, утилизации,
понижения сортности, замены или ремонта.
Дополнительная (излишняя) обработка — усилие, не добавляющее с точки зрения
потребителя к изделию (услуге) ценности.
Ожидание — перерывы в работе, связанные с ожиданием людей, материалов,
оборудования или информации.
Потери, связанные с человеческим фактором — неполное использование
интеллектуальных и творческих способностей и опыта персонала.
Перемещения — любое перемещение людей, инструмента или оборудования, которое не
добавляет ценность конечному продукту или услуге.
Потери при транспортировке — транспортировка частей или материалов внутри
предприятия.
Слово «потери», предотвращение которых составляет суть экономного производства,
пока редко встречается в лексиконе российских менеджеров. Они предпочитают
говорить о затратах и издержках, а это – далеко не одно и то же. От сведения
потерь к нулю выигрывает каждая из сторон, заинтересованных в деятельности
конкретной организации. Затраты же и издержки – это то, без чего ни одна
организация существовать не может. Среди них есть абсолютно необходимые, есть
такие, без которых какое-то время можно обойтись, и, конечно, такие, которые,
безусловно, нужно исключить. Отличить расходы разного вида друг от друга не
всегда просто. А потому их сокращение представляет собой, как правило,
болезненный процесс принятия «непопулярных мер» в отношении одной или нескольких
заинтересованных сторон. Борьба с потерями объединяет и служит мощным
мотивирующим фактором при проведении изменений, снижение затрат и издержек –
разъединяет и тормозит преобразования. Из всего этого вовсе не следует, что от
деятельности по сокращению затрат и издержек следует отказаться. Это лишь
означает, что ей должна предшествовать или, по меньшей мере, сопутствовать
работа по ликвидации потерь.
Концепция экономного производства возникла в автомобилестроении. Однако она
широко применяется и в других отраслях обрабатывающей промышленности, а также на
предприятиях с непрерывным циклом производства. Ее основные принципы могут быть
использованы и в компаниях, оказывающих услуги. При выборе стратегии
развертывания концепции экономного производства главным фактором является не
отраслевая принадлежность предприятия, а структура имеющихся на нем потерь и их
коренные причины. Например, неспособность выполнить заказ в установленные сроки
может быть обусловлена длительным временем переналадки оборудования или его
частыми поломками, низкой квалификацией сотрудников или их
недисциплинированностью, срывами сроков поставок материалов и комплектующих или
их низким качеством.
В зависимости от того, какие причины вызывают наибольшие потери, выбираются
инструменты, с помощью которых эти причины могут быть устранены. Таких
инструментов можно насчитать не один десяток, и важно уметь выбрать из них
именно те, которые позволяют разрешить конкретные проблемы данного предприятия.
Однако комплексных методик, включающих спектр инструментов, не очень много.
Более подробно они будут описаны в дальнейших публикациях, а здесь приведены их
краткие характеристики.
Система 5S (ее название составлено из первых букв японских слов в латинской
транскрипции — Seiri, Seiton, Seiso, Seiketsu и Shitsuke, переводимых на русский
язык как: организация, аккуратность, уборка, стандартизация и дисциплина)
позволяет создать упорядоченную производственную среду, чистые и светлые рабочие
места. Применение системы ТРМ (Total Productive Maintenance – продуктивное
обслуживание оборудования с участием всего персонала) дает возможность свести к
минимуму простои оборудования из-за поломок и отсутствия заказов, а также
потери, связанные с выпуском бракованной продукции и эксплуатацией оборудования
с пониженной нагрузкой. Используя средства индустриального инжиниринга можно
добиться повышения производительности за счет оптимального сочетания четырех
факторов производства: людей, оборудования, материалов и используемых методов
работы. С помощью методов визуального менеджмента состояние производственной
системы удается оценить буквально с первого взгляда. И так далее. Случаи
использования этих систем в российских компаниях пока очень редки.
Результатом освоения концепции экономного производства, как показывает опыт
зарубежных компаний, является:
- снижение себестоимости продукции и сокращение времени производственного цикла на десятки процентов;
- существенный рост производительности без увеличения трудозатрат и рост производственных мощностей при сокращении производственных площадей;
- повышение качества и увеличение прибыльности.
Все это, в конечном счете, приводит к значительному повышению
конкурентоспособности компании. Пренебрежение же принципами экономного
производства в условиях глобализации чревато тяжелыми последствиями. Российский
специалист З.А. Большаков провел обстоятельное исследование реализации программы
экономного производства в авиакосмической промышленности США (Lean Aerospace
Initiative) и сравнил экономическую эффективность американских и российских
предприятий в этой отрасли. Его вывод таков: «…Западные компании благодаря
рационализации организационной и производственной деятельности смогли настолько
снизить себестоимость систем, что сегодня их продукция обходится ненамного
дороже, чем аналогичная продукция российских компаний. При этом заработная плата
российских рабочих намного ниже, чем американских».
|