Архив статей

 

Журнал «Мировая энергетика»

Март 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Всем "позеленеть"!

Скоро появится первый в стране экологический рейтинг нефтегазовых компаний, работающих на территории России.

Евгений ШВАРЦ,
директор по охране Всемирного фонда дикой природы (WWF) России

Что покупаем, то и имеем

Как известно, экономическое развитие России в последние годы сопровождается усилением роли топливноэнергетического сектора вообще и нефтяных компаний в частности. Эта ситуация не может не беспокоить ту значительную часть общества, которой небезразличны экологические и социальные последствия сырьевой ориентации. Принятая правительством России «Энергетическая стратегия развития ТЭК до 2020 г.», предусматривает заметный рост добычи и транспортировки на экспорт сырой нефти и других невозобновляемых природных ресурсов. Это значит, что дальнейшая диверсификация сухопутных и морских путей экспорта российских углеводородов неизбежна. При этом неизбежны аварии, а с ними означает новые экологические и социальные риски.

Очевидно, что ответственность за неблагоприятные последствия развития нефтегазового сектора несет не только государство, но и крупнейшие нефтегазовые компании, действующие на территории России. Пользуясь своей заметной ролью в экономике, они без проблем лоббируют краткосрочные корпоративные интересы. Весьма памятный пример – упразднение в мае 2000 г. Госкомэкологии, независимого государственного контролирующего органа.

Что получается, когда нет адекватных экономических механизмов, заставляющих беречь природу? Когда отсутствует нормальный контроль со стороны государства и давление со стороны общества? А получается вполне закономерная вещь – использование устаревших, опасных для окружающей среды и общества технологий. В конечном счете, потери несут те, кто эти правила игры установил: конкурентоспособность российских компаний на внешних – экологически чувствительных – рынках; падает, потенциальная капитализации компаний снижается; доступ к международным кредитным ресурсам становится затруднительным.

Народ не безмолвствует

Нельзя сказать, что граждан России угроза не беспокоит. Напротив, в последнее время интерес общества к проблеме ощутимо возрос. Только за семь первых месяцев 2003 г. президент Владимир Путин получил более 2 тыс. жалоб на нефтяные компании по поводу экологических и социальных последствий их деятельности.

Что тревожит более всего? Серьезные опасения экологов вызывают проекты "Сахалин1" и "Сахалин2", которые несут угрозу одной из двух сохранившихся в мире популяций серых китов. Граждан возмущают настойчивые попытки «подправить» природоохранное законодательство ради строительства нефтепровода АнгарскДацин через территорию Тункинского национального парка, имеющего статус Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Кроме того, людей беспокоят вполне реальные экологические угрозы, связанные со строительством нефтепровода Ангарск–Находка (он должен пройти в районах, где возможны сильные землетрясения). Также не вызывает восторга намерение устроить нефтяной терминал в непосредственной близости от Дальневосточного морского биосферного заповедника и заповедника «Кедровая падь».
На западе страны люди активно протестуют против устройства морской нефтяной платформы на месторождении «Кравцовское» вблизи Куршской косы (Калининградская обл.) и нефтеналивного порта в Приморске (Ленинградская обл.). Аргументы граждан серьезны: ни на «Кравцовском», ни в Приморске не сформирована инфраструктура по ликвидации крупных разливов нефти, при этом интересами местного населения компании пренебрегают.

Вывод ясен: чтобы иметь меньше проблем, нефтегазовый бизнес должен заметно «позеленеть», как это уже сделал лесной сектор российской экономики. Помочь в этом полезном для всех деле готов Всемирный фонд дикой природы (WWF) России совместно с другими ведущими природоохранными неправительственными организациями. Кстати, очень часто прямые переговоры с бизнессообществом, обладающим более квалифицированными кадрами и способным стратегически планировать свою деятельность на 8–15 лет, оказываются более результативными, чем контакты с профильными органами государственной власти.

12 августа 2003 г. WWF России объявил о начале программы повышения экологической ответственности нефтяного сектора. Одновременно в сентябре–октябре 2003 г. ведущие национальные и региональные общественные экологические организации России договорились о совместных действиях. Решено добиваться от нефтегазовых компаний снижения экологического и социального ущерба общими усилиями. Так появился проект документа «Совместные требования неправительственных природоохранных организаций России к компаниям нефтегазового сектора, осуществляющим свою деятельность на территории России, ее континентальном шельфе и в исключительно экономической зоне».

«Свет мой, зеркальце, скажи…»

Проект готовила рабочая группа, состоящая из уполномоченных представителей Всемирного фонда дикой природы (WWF) России, Социальноэкологического Союза, Гринпис России, Института экологоправовых проблем «Экоюрис», Crude Accountability и региональной НПО «Мониторинг Балтийской трубопроводной системы (БТС)». Замечания и предложения к документу высказали также 15 природоохранных неправительственных организаций как из Москвы, так и из разных регионов России, близко знакомые с темой. Чтобы стало ясно, о чем говорит документ, назову основные его разделы: «Экологическая политика компании», «Соблюдение законодательства», «Ценные территории и акватории», «Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза», «Открытость социальноэкологической информации», «Компенсация ущерба и потерь», «Предотвращение и ликвидация разливов и утечек нефти и нефтепродуктов», «Предотвращение и минимизация негативного воздействия на окружающую среду», «Природоохранные инициативы», «Выбросы парниковых газов».

Проект «Требований» уже разослан руководителям всех ведущих нефтяных и газовых компаний, работающих на территории России, руководителям профильных федеральных министерств и комитетов Госдумы, в органы исполнительной власти и законодательных собраний ключевых для отрасли регионов. Сделано это для того, чтобы все заинтересованные стороны могли высказать свои соображения и критические замечания. Такая возможность представится им накануне конференции экологических НПО, которая пройдет в Подмосковье 22–24 марта 2004 г.

Мы рассчитываем, что «Требования», которые предстоит принять на конференции после всестороннего обсуждения, станут основой для формирования экологической политики нефтегазовых компаний, отвечающей современным стандартам.
В качестве объективного критерия деятельности будет выступать рейтинг (своего рода зеркало) экологической ответственности, созданный на основе «Требований» одним из ведущих мировых рейтинговых агентств. Аналогичный опыт Всемирный фонд дикой природы (WWF) России уже опробовал на базе 29 крупнейших компаний лесного сектора. Этот опыт свидетельствует: рейтинг экологической ответственности дает всем (как соотечественникам, так и иностранцам) возможность для равной и честной конкуренции. Кроме того, «зеркало» влияет на формирование благоприятного имиджа российских компаний на глобальных рынках, включая расширение доступа к международным кредитным ресурсам.
 
Еще статьи на эту тему:
 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 20032012. Свидетельство ПИ ФС7734619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru