Oracle: решено индустриально
Крупнейший в мире производитель корпоративного программного обеспечения готов объявить о новинке – индустриальном решении для управления предприятиями энергетики.
Директор департамента энергетики Oracle СНГ Аркадий КАРЕВ рассказывает «Мировой энергетике», почему это решение не оставит равнодушным никого на рынке.
Беседовала Людмила МЕЩАНИНОВА
– Как известно, в российской энергетике происходят структурные изменения. Как
решения Oracle могут помочь отрасли адаптироваться к работе в условиях
конкурентного рынка? Как они удовлетворяют специфическим потребностям компаний?
– Глобальные изменения в отрасли направлены на то, чтобы предприятия как можно
более эффективно управляли своим бизнесом и могли конкурировать между собой на
равных. Структура энергетики изменяется коренным образом – объединяются
предприятия на разных концах страны, и управлять ими без информационных систем
становится невозможно.
Чтобы поддерживать конкурентоспособность на высоком уровне, сегодня предприятию
необходимо либо создавать новые продукты с лучшими параметрами, либо изыскивать
внутренние ресурсы – то есть более эффективно управлять тем, что есть. В силу
своей природы электроэнергетика вряд ли может предложить рынку новый продукт,
поэтому перед компаниями отрасли прежде всего стоит задача повышения
эффективности за счет снижения издержек, рационального планирования
производства, использования материалов, ресурсов, а также повышения уровня
сервиса и удовлетворения ожиданий потребителей. Решения Oracle, я имею в виду
полнофункциональный комплекс управления предприятием Oracle E-Business Suite,
помогают навести порядок в компании и позволяют управлять ею как на
стратегическом, так и на тактическом уровне – с четким следованием
бизнес-процессам, ежедневным контролем, анализом любой сложности и т.п.
Мы делаем все бизнес-процессы оптимальными, прозрачными для всех менеджеров.
Становится понятно, что происходит на предприятии и почему. Информация, которая
сегодня есть на российских предприятиях энергетики, в большинстве своем
разрозненна, каждой службой вводится самостоятельно на основании своих
документов, получается путаница. И выяснение, например, того, какие ресурсы и в
каком объеме затрачены при проведении той или иной операции, может занять не
один день. А внедрив Oracle E-Business Suite, руководитель будет в режиме
реального времени видеть, что происходит в его компании с финансами,
материалами, людскими ресурсами практически каждую минуту.
Кроме того, помимо учета, наша подсистема СRM обеспечивает полнофункциональный
офис, удобный клиенту. Через эту подсистему можно повышать качество сервиса для
потенциальных заказчиков, и, как следствие, привлекательность энергетической
компании.
Заметьте: мы не ставим целью изменить все бизнес-процессы под нашу систему, а
настраиваем ее под конкретное предприятие.
Мы считаем, что никакой особой специфики для ТЭК нет. С точки зрения экономики,
предприятия энергетики устроены несложно. Но здесь как нигде важны элементы
планирования сбыта (ведь электроэнергию складировать нельзя) и ремонта, из-за
отсутствия которого может уменьшиться полезный отпуск электроэнергии. Сегодня
уже достаточно много энергетических компаний используют решения и технологии
Oracle. Особо хочется отметить успешное внедрение Oracle E-Business Suite на
Пермской ГРЭС. Корпоративная информационная система компании создается поэтапно,
ее значительная часть уже успешно переведена в опытно-промышленную эксплуатацию,
и заработает с полной нагрузкой в конце года. К весне также полностью будут
реализованы функции управления ремонтами, и единая корпоративная система
Пермской ГРЭС охватит все направления деятельности энергетического предприятия.
– Сколько времени в среднем уходит на это?
– Наша система позволяет вести пошаговое внедрение. Мы не изнуряем предприятие
двухгодичным, например, проектом, который потребует значительных финансовых
инвестиций в течение всего времени, а позволяем получать результат с каждым
шагом. Невозможно отвлечь лучших специалистов предприятия на длительный срок – у
каждого из них ежедневная интенсивная работа. Пошаговый подход позволяет и
людские ресурсы задействовать равномерно. Не надо забывать, что долгосрочные
проекты крайне опасны. Кто может гарантировать, что за два–u1090 три года
структура ОГК никак не изменится? Если запускать в промышленную эксплуатацию всю
систему целиком, то рискуешь вообще никогда не начать работать, постоянно
перестраивая систему вслед за меняющимися внешними обстоятельствами. У нас
подход простой: каждый проект по длительности должен быть не больше года, с
выходом в промышленную эксплуатацию какой-то его части в первые месяцы. Если
необходимо будет что-то изменить, можно все легко перенастроить.
Чаще всего мы начинаем внедрять систему с самого слабого места предприятия – для
кого-то это управление персоналом, для кого-то – снабжением, для кого-то –
ремонтом. Принципиальное отличие от наших конкурентов – единство всей внедряемой
ERP-системы, где «все в одном» и все части интегрированы между собой. Поэтому
есть возможность начать настройку с любого процесса, необходимого клиенту.
– Ну, а если нужно автоматизировать только, например, отдельный склад?
– Конечно, очень легко и очень быстро. Но для такой небольшой задачи не надо
покупать Oracle. Руководителю важно знать не только, что лежит на складе, но и
количество, и стоимость, и параметры выбора поставщика, сумму кредиторской
задолженности и т.д. Эффективность повышается тогда, когда все бизнес-процессы
связаны, а система их контролирует.
– Чем различаются традиционный и индустриальный подходы к внедрению
ERP-систем? За каким – будущее?
– Индустриальное решение фактически создано, но постоянно дополняется новой
информацией. Это своего рода шаблон. Мы приходим к клиентам с уже
преднастроенной системой и предлагаем сравнить ее с тем, что происходит у них на
предприятии. Отличия потом анализируем. Нередко «традиции» предприятия, которые
отличают его от шаблона, и тянут его эффективность вниз. Люди работают так, как
привыкли, а не оптимально. Если клиента все устраивает в нашем индустриальном
решении, останется только перенести исторические данные предприятия в систему и
обучить персонал.
– Наверное, индустриальное решение значительно сокращает сроки внедрения
проекта?
– Время внедрения уменьшается как минимум на треть. А при традиционном решении
начинают с нуля – с описания бизнес-процессов на предприятии, их утверждения. А
это самый длительный этап, проходящий в дискуссиях с клиентом.
– А как обычно происходит: клиент предпочитает ваш шаблон или свой уникальный
путь описания бизнес-процессов и внедрения ERP-системы?
– Статистики пока нет – индустриальное решение мы выводим «в массы» в конце
ноября.
– Какую долю на рынке оно сможет занять?
– Сложно сказать. Сейчас много фирм, которые занимаются автоматизацией и
работают с энергетическими компаниями. Но полномасштабных внедрений, подобных
Oracle, пока немного. Поэтому сейчас многие энергетические компании этим
интересуются. А индустриальным решением Oracle, уверен, заинтересуются все.
– На базе чего оно создавалось – на основе практики идеального
энергетического предприятия?
– Если бы я так ответил, вы тут же спросили бы: а где вы нашли это идеальное
предприятие? На самом деле решение формировалось на основе совокупного
международного опыта автоматизации бизнеспроцессов на энергетических
предприятиях, заложенного в комплекс Oracle E-Business Suite, и собирательного
опыта российских энергетических предприятий. Понятно, что каждая компания
уникальна, но степень уникальности, для которой требуется донастройка системы,
должна быть минимальной. Мы абсолютно унифицировано подходим к 80% всех
бизнес-процессов – они должны быть включены в общее решение.
– Закономерен, на мой взгляд, вопрос от ваших клиентов: это что же, новая
версия Oracle E-Business Suite? А старую вы собираетесь поддерживать?
– Это не новая версия Oracle E-Business Suite, а просто стандарт для
энергетических компаний, преднастроенный нашими специалистами, которые знают
систему как никто, и все проектные решения реализуют наилучшим образом. Если
заказчику потребуются изменения – пожалуйста, мы их внесем без перенастройки
всего комплекса в принципе: решение сделано с большим запасом развития. Но вряд
ли потребуются какие-то замены в уже внедренной и работающей системе. На
Пермской ГРЭС, например, где недавно проходил аудит, все проектные решения
оценены очень высоко.
– Каковы позиции Oracle на российском рынке и итоги работы в 2005-м
финансовом году? Какие тенденции в развитии компании можно выделить?
– Необходимо отметить серьезный рост наших экономических показателей и интереса
к нам как заказчиков, так и потенциальных партнеров. На сегодняшний момент
Oracle заняла лидирующие позиции по многим направлениям. По данным IDC за 2004
г., Oracle в России занимает 1-е место на рынке СУБД, 1-е место на рынке
серверов приложений и 2-е место на рынке систем управления предприятием. В СНГ
Oracle имеет более 3,5 млн пользователей, десятки тысяч организаций работают на
платформе Oracle, более 100 предприятий используют преимущества
бизнес-приложений корпорации. По результатам 2005-го финансового года продажи
лицензий Oracle в СНГ выросли на 60% по сравнению с предыдущим годом. За год 28
предприятий ключевых отраслей экономики стран СНГ приобрели бизнес-приложения
Oracle, более чем на 50% выросла их популярность у заказчиков. Oracle укрепила
позиции в государственном и финансовом секторах, в важнейших отраслях экономики:
химической и нефтехимической промышленности, телекоммуникациях, энергетике,
металлургии, машиностроении, розничной торговле, пищевой промышленности и медиа-индустрии.