Архив статей

 

Журнал «Мировая энергетика»

Март 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Дорогое расставание

Утилизация ядерных реакторов АПЛ влетает России в копеечку. Наша страна – рекордсмен. Во времена «холодной войны» она произвела больше всех в мире танков, бронетранспортеров и боевых машин пехоты, артиллерийских орудий, истребителей и бомбардировщиков, а также атомных подводных лодок – их было более 250.

Виктор ЛИТОВКИН,
военный обозреватель РИА «Новости» – специально для «МЭ»

Если устаревшую бронетехнику и самолеты можно порезать на металлолом, получив налогооблагаемую прибыль, то утилизация субмарин – дело абсолютно затратное. После утилизации остаются отработанное ядерное топливо (ОЯТ), жидкие и твердые радиоактивные отходы (ЖРО и ТРО), а также облученные реакторные отсеки, переработка которых в ближайшие 70–80 лет невозможна. Их надо хранить на специальных площадках в какой-либо безлюдной зоне и надежно охранять. Не только от злоумышленников и террористов. Но и от диких животных, от природных катаклизмов. Иначе беды не оберешься.

Расставание с этим наследием «холодной войны» обходится нашей стране безумно дорого – 5млн долл. съедает разделка только одной АПЛ. А если бы ядерное топливо из нее не перерабатывалось, а хранилось, то стоимость была бы значительно выше.

Вот некоторые расчеты. Выгруженное из лодки отработанное ядерное топливо, в зависимости от класса АПЛ, надо разместить, как минимум, в десяти специальных контейнерах. Каждый из них стоит 150 тыс. долл., десяток – полтора миллиона. ОЯТ нужно перевезти на завод по его переработке, создать для него хранилище, соответствующее высоким международным нормам экологической безопасности, переработать... Весь этот процесс, по самым скромным подсчетам, обходится в 3 млн «зеленых». Прибавьте сюда заботы о ЖРО и ТРО, о реакторном отсеке, и сразу становится ясен ориентировочный масштаб затрат.

На сегодняшний день из боевого состава российского Военно-Морского флота выведено 193 атомные подводные лодки (АПЛ). Из оставшихся АПЛ – в 72 отработанное топливо еще не выгружено, 99 не утилизированы. На Северном флоте ожидают утилизации или находятся в процессе утилизации 57 АПЛ. Утилизировано, то есть, разрезано до трехотсечного блока (по бокам реакторного отсека оставляют еще по одному, герметизируют их, чтобы вырезанную из лодки «серединку» можно было хранить на плаву, а затем отбуксировать к местам отстоя) – 60 субмарин. С невыгруженным топливом – 37 лодок.

На Тихоокеанском флоте утилизировано 32 лодки. Находятся в отстое или в процессе утилизации 44 субмарины, причем топливо не выгружено из 35 АПЛ. Ежегодно России удается выгрузить топливо из 15 субмарин, столько же утилизировать. Внимательный читатель заметит, что цифры кое-где не совпадают. Это происходит потому, что из некоторых разделанных АПЛ не выгружено ядерное топливо, что не может считаться окончанием их утилизации.

Заместитель министра по атомной энергии Сергей Антипов считает, что такой темп утилизации АПЛ Россию и его ведомство, ответственное за эту работу, вполне устраивает. Он соответствует финансово-экономическим возможностям государства и производственно-материальной базе, приспособленной для разделки лодок.

Очень важно, – говорит Сергей Антипов, – чтобы темпы передачи лодок от флота заводам, темпы выгрузки и темпы разрезки «железа» полностью совпадали. Это как велосипедная цепочка. Если какое-то звено будет опережать в скорости другие, то может произойти обрыв, и вся работа пойдет насмарку.

Как это и случилось с трагически погибшей на Северном флоте К-159, которую в «пожарном порядке» без соответствующей подготовки, необходимого количества исправных понтонов и мощных буксиров, несмотря на надвигающийся шторм, срочно отправили в пятисоткилометровый путь от базы отстоя до завода только потому, что появилась возможность быстренько «спихнуть» Минатому сразу несколько субмарин. К чему привела такая спешка, известно. Девять погибших офицеров, лежащая на глубине 250 м мертвая субмарина, на подъем которой придется затратить миллионы.

– Не нужно никаких авралов, –
убеждали атомщики членов кабинета министров на одном из заседаний, посвященном проблеме утилизации АПЛ, и были полностью поддержаны всеми министрами и руководителями заинтересованных ведомств.

Правда, при таких темпах утилизация атомных подводных лодок, доставшихся в наследство России со времен «холодной войны», которую вел со своими стратегическими противниками Советский Союз, может затянуться до 2009–2010 гг. Можно ли увеличить скорость расставания с этими «радиоактивными веригами» на ногах российского государства?

– Можно, – отвечает заместитель министра атомной энергии. – Если страна найдет возможность увеличить финансирование этого процесса, а обещанная нам зарубежная помощь будет поступать регулярно.

Правительство России в последнее время начало уделять проблеме утилизации АПЛ все больше внимания. Если до 1998 г. в стране был только один эшелон для перевозки ОЯТ, который обслуживал и Восток и Север, находился в пути практически круглые сутки, но не мог увезти радиоактивного «груза» больше, чем из полутора лодок, то сейчас у Минатома таких эшелонов уже три. Не хватало до недавнего времени и контейнеров для отработанного топлива. Теперь их ровно столько, чтобы одни ехали в эшелоне, другие в это время загружались, третьи – выгружались, а четвертые стояли на заводе «Маяк» в Челябинской области в ожидании разгрузки.

Но есть проблема с хранением ЖРО. Его скопилось уже 14 тыс. т, и все хранилища «радиоактивной жидкости» на береговых технических базах в губе Андреева, в поселке Гремиха на Кольском п-ове, в бухте Сысоева на Дальнем Востоке заполнены под завязку. Плавучий завод по переработке ЖРО «Ландыш», построенный с помощью Японии, и береговой комплекс аналогичного назначения на заводе «Звездочка» в Северодвинске не успевают переработать всю эту «гадость». Сейчас решение найдено, но успокаиваться на достигнутом не приходится.

Еще больше проблем и с созданием пунктов отстоя вырезанных реакторов. Сейчас они в основном находятся на плаву в одном из фиордов Сайда-губы на Кольском п-ове, в бухте Разбойник на Дальнем Востоке и на Камчатке, в заливчике, что примыкает к территории судоремонтного завода в Вилютинске. Все они «нанизаны» на мощные стальные тросы, пришвартованы к берегу. Однако нет никакой гарантии, что какой-либо страшный шторм или тайфун, частые гости и в Баренцевом, и в Охотском морях, не оторвут их от причалов, не унесут в океан, не разобьют о скалы и не утопят, заражая радиацией воду, рыбу, планктон и разнося эту смертельную опасность по всему свету.

Помочь России в ликвидации остатков «холодной войны» взялись страны «восьмерки». На саммите в канадском городе Кананаскисе в 2002 г. они приняли документ о «Глобальном партнерстве», обязавшись выделить на эти цели в ближайшие десять лет 20 млрд долл. По формуле «10 млрд + 10 млрд на 10 лет». Причем, 10 млрд должны предоставить США и 10 – все остальные, включая саму Россию. Ее «взнос» – второй после Вашингтона – 2 млрд «зеленых». За ними идут Германия – 1,5 млрд евро, Италия – 1 млрд евро, Великобритания – 750 млн фунтов стерлингов, Франция – 750 млн евро, Канада – 1 млрд канадских долларов, Япония – 200 млн долларов. 1 млрд евро, кроме того, обещан Евросоюзом и еще шестью странами Европы – Финляндией, Швецией, Норвегией, Нидерландами, Польшей и Швейцарией.

Правда, «Глобальное партнерство» подразумевает деятельность в нескольких направлениях. Кроме утилизации АПЛ – еще и ликвидацию запасов химического оружия, охрану и переработку делящихся материалов, трудоустройство и переквалификацию ученых-атомщиков. И каждая страна выбирает для себя ту область помощи, которая ей представляется наиболее важной.
Германия, например, в октябре 2003 г. во время встречи президента Владимира Путина с канцлером Герхардом Шредером в Екатеринбурге подписала с Россией соглашение о строительстве в районе Сайда-губы на Кольском п-ове пункта хранения 120 лодочных отсеков с атомными реакторами. Выделила на эти цели 300 млн евро. Для организации этой работы создан технический комитет, где на паритетных началах участвуют немецкая компания Energiewerke Nord, российский институт имени Курчатова и североморская верфь «Нерпа». Все работы – проектно-изыскательские, технико-экономическое обоснование проекта, разработка чертежей, бетонирование площадки и монтаж оборудования – будут выполнять российские специалисты, но под надзором немцев. Ответственность за безопасность и любые ЧП возложено на Россию.

Как говорит Сергей Антипов, подписавший от имени Минатома соглашение с немецкой стороной: «Интеллект, деньги, надзор будут немецкими. Экспертиза проектов, экспертиза документов, монтаж уникального оборудования, сделанного в Германии, – тоже. Проверка качества работ, их соответствие тем проектам, которые согласованы, – их забота. Но ответственность за принятую работу – наша». Таковы международные правила. Только после проверки качества работ и подписания акта о приемке немцы будут платить деньги. И ни днем раньше.

Но через четыре–пять лет у России будет первый, размером в 5,5 га, полностью оборудованный комплекс для хранения реакторных отсеков, где смогут «отдохнуть», год за годом теряя накопленный уровень радиации, или «высвечиваясь», как говорят специалисты, 120 ядерных реакторов из 80 атомных подводных лодок. А через 70–80 лет и их можно будет отправлять на переплавку в доменные печи.

Улучшается ситуация с утилизацией АПЛ на Дальнем Востоке. В декабре прошлого года Япония подписала с Россией соглашение, по которому на 5 млн долл., выделенных Страной восходящего солнца, начата разделка еще одной субмарины. Хотя финансовые затраты тут будут намного больше, чем на Севере. Буксировка лодок с Камчатки на завод «Звезда» в городе Большой Камень Приморского края невозможна. Расстояние тут не 500 км, как в Заполярье, а 2,5 тыс., и путь пролегает не вдоль берега, на который в случае необходимости можно «выбросить» аварийную подлодку, а через открытое всем тайфунам Охотское море. А транспортировка в доке, примерно в таком, в каком отправлялся в последний путь утонувший «Курск», будет стоить, как минимум, еще 1 млн долл. Кто оплатит эти расходы – большой вопрос.

Есть определенные заминки с выделением помощи на утилизацию атомных подводных лодок между Москвой и Вашингтоном. США начали эту работу еще в 1992 г. по программе «Совместного уменьшения угрозы», больше известной, как программа Нанна-Лугара. Утверждают, что потратили на эту программу и на русские субмарины свыше 1,5 млрд долл. Но, как подсчитали в Минатоме, до АПЛ реально дошли чуть больше 200 млн. Да и то только на стратегические подводные лодки, способные нести баллистические ракеты. Их всего 24. На многоцелевые, а именно они и входят в программу «Глобального партнерства», Белый дом раскошелиться не торопится. Такие субмарины не представляют опасности для Соединенных Штатов.

– Тут ничего не поделаешь, – вздыхают российские специалисты, – хозяин денег распоряжается ими как хочет. На него не надавишь.

Правда, есть много государств, которые, как выражается представитель от Мурманской области в Совете Федерации адмирал Вячеслав Попов, «без шума и пыли» оказывают помощь России в расставании с наследием «холодной войны». Одно из них – Норвегия, на деньги которой в Заполярье построен комплекс по переработке жидких радиоактивных отходов, проводится экологическая реабилитация побережья губы Андреева, природа которой была загажена из-за безобразного хранения радиоактивных материалов. Кроме того, на средства королевства на Севере сейчас утилизируются две АПЛ.

Все больше и больше денег на решение этих проблем вкладывает и правительство России. Если несколько лет назад на утилизацию АПЛ выделялось не больше 45 млн долл. в год, то с 2000 г. – не меньше 65 миллионов.

И тем не менее без иностранной помощи справиться с останками «холодной войны» до запланированного рубежа 2009–2010 гг. России в одиночку не удастся. Формула «10 млрд+10 млрд на 10 лет», как считают в Москве, – это не бескорыстная благотворительность. В гонке вооружений так или иначе «повинны» все государства, входящие в программу «Глобального партнерства», вместе нам и заниматься ликвидацией ошибок прошлого. Но главное – сделать все, чтобы, наученные горьким опытом, мы не повторили эти ошибки в будущем.
 
Еще статьи на эту тему:
 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru