Архив статей

 

Журнал «Мировая энергетика»

Март 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Сжиженный газ становится все популярнее

В ближайшие годы одним из самых распространенных видов топлива будет природный газ. По оценкам МЭА, до 2030 г. спрос на него в абсолютном выражении превзойдет все другие виды топлива. Потребление газа удвоится, а его доля в потреблении энергии возрастет с нынешних 23 до 28%. При этом потребность в первичных источниках энергии возрастет до 15,3 млрд т в нефтяном эквиваленте и треть будет обеспечена за счет газа.

Ойвинд НОРДСЛЕТТЕН,
посол Норвегии в РФ

Между тем специалисты прогнозируют и существенное изменение технологии поставок газа на рынок. В частности, ожидается рост производства, поставок и торговли сжиженным природным газом – СПГ. Об этом свидетельствует не только статистика, но и внимание, которое уделяется во многих странах проблеме сжижения газа, доставки и безопасности использования СПГ. Летом 2003 г. в России тоже принята Концепция использования сжиженного газа для бытовых нужд.

В конце прошлого года в США состоялась международная конференция, посвященная проблеме торговли и использования СПГ, с участием представителей 21 страны. К этому событию были подготовлены исследования, касающиеся всех аспектов развития этого сектора энергетики, включая министерство энергетики и Национальный совет по проблемам нефти – NPC.
Как отмечается в докладе Управления энергетической информации министерства энергетики США, активному использованию газа в значительной мере будет содействовать широкое распространение этого вида топлива в мире. Однако доминировать будут Россия, Иран и Катар, совокупная доля которых в мировых разведанных запасах составляет 50%. При этом на Россию приходится более 30%, что в 2 раза превышает показатель Ирана (14,8%). Поэтому наша страна будет ключевым игроком на мировом рынке газа.

Сжиженный газ – сравнительно «новый» вид топлива, им торгуют пока только 12 стран. В основном это островные государства или страны, находящиеся далеко от потребителей, куда практически невозможно провести трубопроводы (Индонезия, Япония). Тем не менее в настоящее время сразу в нескольких странах начато строительство предприятий по сжижению газа, а потенциальными экспортерами могут стать еще 7 государств. Таким образом, технические возможности для получения СПГ в скором времени будут иметь страны, располагающие огромными запасами газа.

12 стран, использующих и продающих сжиженный газ, в 2002 г. отгрузили 113 млн т. Для сравнения: в 1997 г. поставками СПГ занимались 7 стран, и газа было отгружено 84 млн т. Если, согласно предварительным расчетам, в 2003 г. совокупные мощности по получению СПГ в мире составляли 197 млн т, то в 2007 г. этот показатель возрастет до 197 млн тонн.

Плюсы и минусы

В сжиженном виде газ можно перевозить на большие расстояния без строительства газопроводов, но для этого нужно под большим давлением загнать его в емкость. Объем газа при этом уменьшается более чем в 600 раз. Сделать это можно только на специальных предприятиях с соблюдением строгих мер безопасности.

Для транспортировки используют специальные автомобильные цистерны, а при более крупных объемах (международная торговля) – особые танкеры. Естественно, после доставки СПГ нужно повторно преобразовать в газообразное состояние. Поэтому расходы складываются из затрат на добычу, создание специальных предприятий по сжижению и разжижению, мест хранения, строительство специальных автомобильных цистерн или танкеров. Естественно, должны быть очень жесткие меры, исключающие возможность возникновения пожаров или утечки газа в атмосферу. По этой причине морских терминалов по переработке СПГ даже в США всего четыре. Как отмечал недавно журнал «Форбс», никто в Америке не хочет иметь рядом с собой такой терминал. Так, в ноябре 2003 г. мэр Бостона Т. Менино потребовал запретить заход в гавань танкеров по перевозке СПГ по соображениям безопасности, а в январе компания ExxonMobil отложила планы строительства терминала для СПГ в Алабаме ввиду оппозиции общественности и даже губернатора Б. Рили. В сложившихся обстоятельствах фирмы рассматривают возможность строительства подобных терминалов за пределами США, например, в южной части Калифорнии. Другой вариант – Багамы, откуда уже переработанный в газообразное состояние сжиженный газ будет по трубопроводу поступать во Флориду. Это затратный вариант и, возможно, он не успокоит общественность. К тому же частично разгруженные танкеры менее устойчивы, чем танкеры, наполненные до краев, полагают специалисты.

Экономически транспортировка СПГ танкерами также не всегда оправдана. По мнению экспертов, перевозить СПГ танкерами дешевле, чем перегонять газ по трубопроводам в пределах от 2 до 3,8 тыс. км в зависимости от того, идет речь о морских или сухопутных трубопроводах.

Тем не менее мировая торговля СПГ будет расти и набирать темпы. Согласно докладу известной компании «Морган Стэнли», на который ссылается «Форбс», в настоящее время в США рассматриваются 30 заявок на строительство терминалов для СПГ, чтобы обеспечить потребности рынка, емкость которого оценивается в 25 млрд долл. А по оценке МЭА, до 2030 г. для создания всей инфраструктуры по переработке и транспортировке СПГ в мире потребуется около 1,4 трлн долл. При этом доля СПГ в мировой торговле газом может возрасти до 50 процентов.

Как идет мировая торговля

Как уже отмечалось, в 2002 г. 12 стран, торгующих СПГ, отгрузили 113 млн т этого вида топлива, и эксперты министерства энергетики США прогнозируют дальнейший рост торговли. Этому поспособствует дефицит энергоресурсов, испытываемый многими ведущими экономическими державами. Пока доля СПГ в мировом потреблении газа незначительна – только 6%, однако в мировой торговле показатель вполне приличный –26% (данные за 2002 г.). Только малая часть торговли ведется по краткосрочным контрактам (один год), в основном СПГ реализуется на основе долгосрочных соглашений. Доля СПГ в общем объеме ввозимого газа у стран-импортеров обычно не превышает 2%. Но есть и исключения – в Японии этот показатель фактически составляет 100 процентов.

Для российской стороны, как обладателя крупнейших на планете запасов газа, должно представлять интерес следующее. Ведущим производителем СПГ является Индонезия – она экспортирует на рынок почти 20% мирового объема. Большая часть индонезийского СПГ идет в Японию, несколько меньше – в Южную Корею и на Тайвань. Мощности Индонезии по получению СПГ – около 30 млн т. В настоящее время строится новый комплекс по сжижению газа для экспорта в Китай (окончание строительства – 2007 г.).

Вообще бассейн Тихого океана представляет собой крупнейший регион по получению СПГ. Его доля в мировом экспорте – почти 49%. Поставки в 2002 г. составили 55 млн т, а в конце 2003 г. – 63 млн т. Считается, что регион обладает в этом отношении дополнительным потенциалом. К 2007 г. он может давать 80 млн т сжиженного газа.

Помимо Индонезии СПГ в больших количествах экспортирует Малайзия – 15,6 млн т в 2002 г. (3-е место в мире после Индонезии и Алжира). Пункты назначения – Япония, Южная Корея и Тайвань. Заметное место принадлежит Австралии, получающей почти 8 млн т СПГ в год. Идет строительство дополнительных мощностей существующих предприятий, а также в различной стадии находятся несколько проектов по получению СПГ с участием таких фирм, как Conoco Philips, Shell, ChevronTexaco, ExxonMobil. Предполагается осуществление нескольких проектов для получения СПГ на месторождениях газа на шельфе. Если все намеченное будет реализовано, производство сжиженного газа может составить более 30 млн т. Во всяком случае, такая цифра получается путем сложения данных о предполагаемых мощностях обсуждаемых или реализуемых проектов. Предприятия по сжижению газа есть в Брунее (мощность – 7,2 млн т в год, 10% продукции идет в Южную Корею, 90% – в Японию). 1,4 млн т СПГ получают в США на Аляске. Вот уже 30 лет СПГ вывозится в Японию.

Ну, а что Россия? Пока мы вывозим небольшое количество сжиженного газа в Финляндию и страны Восточной Европы. В Азию экспорта нет. Между тем основные потребители СПГ – Япония и Южная Корея, и они совсем рядом. Есть надежда, что положение вскоре изменится – наконец-то создаются мощности по сжижению природного газа на Сахалине. Первая должна начать функционировать в 2007 г. Всего производство российского СПГ должно составить 9,6 млн т/год, экспорт – 4,8 млн т, из них 2,8 млн т пойдет в Японию, причем в течение 20 лет. Высказываются мнения о возможности освоения Штокмановского месторождения в Баренцевом море, откуда СПГ можно было бы экспортировать во многие страны, в том числе и США.

На Ближний Восток приходится порядка 25 млн т, или 23% мирового производства СПГ (2002 г.). В конце 2003 г. мощности по получению сжиженного газа составили 29 млн т, а к 2007 г. этот показатель достигнет 42 млн т. Ведущее положение занимает Катар – 4-е место в мире по экспорту. Его производственный потенциал – почти 15 млн т. Оман в состоянии получать 7,3 млн т/год, к 2006 г. мощности возрастут и дополнительно можно будет получать еще 3,3 млн т. Основной покупатель – Южная Корея.

Страны Северной Африки, Европы и Западного полушария (условно - Атлантика) дают около 30% мирового производства СПГ, или 32 млн т. В конце 2003 г. их мощности составили 43 млн т. Через три года показатель возрастет до 73 млн т. В этой категории стран выделяется Алжир. В 2002 г. он занимал 2-е место в мире по экспорту СПГ (19,6 млн т) преимущественно в страны Европы (Франция, Бельгия) и США. Государственной компании Sonatrach принадлежат четыре комплекса по сжижению газа. Алжир первым в мире начал экспортировать СПГ еще в 1964 г. Более 8 млн т СПГ экспортировала в 2002 г. Нигерия. В этой стране идет реализация ряда проектов по производству сжиженного газа с участием ведущих западных компаний. Некоторые предприятия начнут функционировать уже в будущем году.

С 2006 г. предполагает начать экспорт СПГ Норвегия. Уже заканчивается строительство терминала по сжижению газа в Норвежском море мощностью 4,1 млн т. Поставлять топливо будут в Испанию, Францию, США.

Среди потенциальных экспортеров в исследовании указываются многие страны, в том числе Иран, Йемен, Ангола, Венесуэла. Естественно, из этой группы наибольшим потенциалом обладает Иран, который может поставлять газ по трубопроводам и в виде СПГ в Индию, Европу, некоторые государства Азии. Правительство Ирана рассматривает варианты строительства не менее четырех предприятий по получению СПГ на юге страны. Мощность каждого будет от 8 до 10 млн тонн.

Кто покупает сжиженный газ

Мировой импорт СПГ – 113 млн т, но на конец 2003 г. мощности импортеров по превращению СПГ в газообразное состояние в совокупности равнялись 310 млн т. Особо следует упомянуть Японию, Южную Корею и Тайвань. Их доля в мировом импорте в 2002 г. составила 68%. А если говорить об их потребностях в природном газе, то на 90% он удовлетворяется за счет сжиженного.

Крупнейший покупатель СПГ в мире – Япония (48% мирового импорта в 2002 г). В стране 23 специальных терминала. Их совокупная мощность – 188 млн т/год. 12% потребностей в энергии удовлетворяется за счет природного газа, а 95% всего ввозимого газа приходится на СПГ. Продолжается строительство новых терминалов. Японские компании предпочитают заключать сделки в самых разных формах – долгосрочные, краткосрочные и прочие виды контрактов.

Второй импортер в мире – Южная Корея. Имеет 3 терминала мощностью порядка 40 млн т. Терминалы принадлежат государственной компании. Основные поставщики – Индонезия, Оман, Малайзия. Тайвань располагает одним терминалом по превращению СПГ в обычный газ мощностью 7,5 млн т.

Свой первый терминал строит КНР в провинции Гуандун. Завершение строительства намечено на 2006–2007 гг. Мощность объекта – 3,3 млн тонн.

Почти 30% мирового импорта приходится всего на семь стран Западной Европы, среди которых можно выделить Францию – почти 11 млн т. Доля США – 4% (4,8 млн т). Государства бассейна Атлантического океана импортируют не менее 37 млн т сжиженного газа в год.

Содействовать росту мировой торговли СПГ будет снижение стоимости предприятий по переработке сжиженного газа, разнообразие поставщиков, а также рост тоннажа специальных танкеров. Сейчас их 151, а 55 находятся в стадии строительства. В 2006 г. они будут способны перевезти 25,1 млн м3 жидкого газа, что на 44% больше, чем в 2003 г. (17,4 млн м3).
 
Еще статьи на эту тему:
- Газпром пока обходят
 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru