Архив статей

 

Журнал «Мировая энергетика»

Март 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Кавказский узел

Взаимоотношения России и Армении в энергетической сфере.

Владимир Лихачев,
заместитель директора Института энергетических исследований РАН

Суть политики России в последние годы в отношении стран СНГ – энергичное двустороннее сотрудничество при конкретном взаимном учете интересов партнеров. Сотрудничество развивается с теми странами, которые проявляют реальную заинтересованность в более тесной интеграции.

Взаимоотношения с Арменией имеют для России особое значение. Они складываются на фоне сложных переплетений геополитических и экономических аспектов, традиционно присущих ситуации в Закавказье. В этом неспокойном регионе, где свои собственные, зачастую не совпадающие, интересы имеют не только Россия, Турция и Иран, но также США и ЕС, вопросы геополитики и экономики, как правило, напрямую завязаны с вопросами региональной и даже глобальной энергетической политики.

Экономика и энергопотребление

Армения успешно преодолевает экономический спад, вызванный несколькими годами конфликта с Азербайджаном, начинавшегося в 1988 г., разрывом хозяйственных связей после распада СССР и коллапсом прежней системы хозяйствования.

Начиная с 1994 г. в Армении наблюдается устойчивый рост ВВП, что обеспечивает восстановление докризисных (1991 г.) уровней экономики уже в 2004–2005 гг. В то же время основной вклад в прирост ВВП обеспечивается сельским хозяйством и сферой услуг, тогда как промышленное производство составляет порядка 70% от уровня 1991 г. В 2003 г. Армения по росту промышленного производства с 19% вошла в тройку лидеров среди стран СНГ.

С 1996 г. страна проводит ряд экономических программ, нацеленных на модернизацию инфраструктуры, восстановление предприятий электроэнергетики и создание рыночных механизмов. Существенные успехи достигнуты в борьбе с инфляцией и в развитии финансового сектора.

Республика не имеет собственных ресурсов топлива, хотя располагает гидроэлектрическими и ядерными электрогенерирующими мощностями. Доля электроэнергетики, которая является базовой отраслью армянской экономики, в промышленном производстве значительна (от 33 до 40%). В 1999 г. правительством Армении была одобрена концепция развития горно-металлургического комплекса страны с полным циклом переработки медно-молибденовых руд – от их добычи и производства концентратов до получения чистых цветных и редкоземельных металлов. Его строительство и расширение существующих медно-молибденовых комбинатов потребует значительного увеличения потребления топливно-энергетических ресурсов.

Основными видами топлива для электростанций республики остаются природный газ, мазут, ядерное топливо, в основном поступающие из России. Из всего объема электроэнергии в Армении 40% приходится на ТЭС, 40% – на АЭС и 20% – на ГЭС. В настоящее время все объекты отрасли оснащены морально и физически устаревшим советским и российским оборудованием. Его модернизация и замена будут наиболее экономичными при взаимодействии с российскими предприятиями.

Энергопотребление в республике после обретения независимости сократилось многократно. В середине 90-х годов страна практически полностью лишилась автомобильного транспорта, а бытовые потребители и промышленность – природного газа. В настоящее время ситуация улучшается. Экономический рост в Армении порождает повышение спроса на энергетические ресурсы.

Нефть

Все потребности республики в жидком топливе удовлетворяются за счет небольших поставок по железной дороге с Батумского НПЗ. Такая ситуация, безусловно, не может считаться удовлетворительной.

Для обеспечения своей энергетической безопасности Армения пытается проводить программу поисково-разведочных работ по нефти и газу, заключив несколько лет назад контракт с греческой компанией DEP-EKY. К программе проявляли интерес и российские компании. Однако следует отметить, что, согласно данным Rusenergy.com, рейтинг инвестиционной привлекательности нефтегазовой отрасли Армении в глазах западных инвесторов очень низок (последнее место среди стран СНГ) и продолжает снижаться.

Учитывая рост потребности в нефтепродуктах, Армения дополнительно планирует импортировать сырую нефть непосредственно из России и начала работы по преобразованию предприятия нефтехимических веществ в Ереване в нефтеперерабатывающий завод. Рассматривается возможность сооружения НПЗ мощностью переработки порядка 1 млн т/год главным образом для производства мазута для электростанций.

Рынок нефтепродуктов в республике полностью либерализован, государство не участвует в его регулировании, а все предприятия отрасли приватизированы.

Природный газ

Армения располагает достаточно развитой системой газопроводов, построенных в советские времена. Уровень газификации в стране самый высокий среди стран СНГ – 80% (далее следует Узбекистан – 70%). При небольшой площади республики протяженность магистральных газопроводов составляет около 2 тыс. км, а объем подземных газохранилищ (ПГХ) – 240 млн м3. В целом газопроводная система Армении рассчитана на транспортировку 6 млрд м3.

Три нитки магистральных газопроводов из Азербайджана в настоящее время не функционируют, в то время как два газопровода из Грузии обеспечивают связь Республики с российской газотранспортной системой.

Армения в настоящее время получает практически весь природный газ (1,3–1,7 млрд м3/год) из Туркменистана. В качестве альтернативы туркменскому газу с 1998 г. начал действовать 140-километровый газопровод, обеспечивающий поставки иранского (в перспективе – туркменского) газа в Армению.

Этот газопровод имеет чрезвычайно важное геополитическое значение, обеспечивая для Армении диверсификацию источников поставок газа, с одной стороны, и потенциальную возможность более крупных поставок иранского газа в северном направлении – с другой. К сожалению, надежды на реализацию проекта по созданию крупного магистрального газопровода из Ирана через Армению в Грузию и далее, интерес к которому в середине 90-х годов проявляли ОАО "Газпром" и ряд европейских компаний, в настоящее время не находят активной поддержки у инвесторов. Основная причина лежит в более успешной реализации проекта строительства газопровода из Азербайджана в Грузию, Турцию и далее в Европу. Тем не менее такая возможность остается и может быть использована в будущем; следует учитывать заинтересованность Украины в подобном маршруте.

Более 70% поступающего в Армению газа используется на электростанциях. Большое внимание уделяется в республике применению газа в качестве моторного топлива, что вполне объяснимо в связи с отсутствием собственного производства нефтепродуктов.

Распределением газа в Армении занимаются ЗАО «Армросгазпром», находящееся во владении правительства Армении, ОАО «Газпром» и ИТЕРА. В феврале 2001 г. Армения и Россия подписали соглашение по армянскому долгу (7 млрд долл.) за поставки российского природного газа, которые осуществляла ИТЕРА по поручению ОАО «Газпром». ИТЕРА согласилась на списание долга в обмен на передачу в собственность ЗАО «Армросгазпром» армянских газораспределительных сетей. ОАО «Газпром» в рамках общей стратегии компании в отношении стран СНГ и, учитывая важность армянского рынка в перспективе, поставило перед собой задачу добиться повышения своей доли в ЗАО «Армросгазпром».

Электроэнергетика

Столкнувшись в начале 90-х годов с острым энергетическим кризисом, Армения приняла решение об открытии Ереванской АЭС (блок № 2), законсервированной с 1989 г. в связи с сейсмической опасностью. Этот вынужденный шаг позволил увеличить выработку электроэнергии в стране на 40% и обеспечить круглосуточное энергоснабжение потребителей.

Гидроэнергетика – по существу единственный природный источник энергии для Армении. В настоящее время ГЭС обеспечивают приблизительно 60–70% выработки электроэнергии страны. В дополнение к гидро- и ядерной энергии Армения имеет 3 действующих тепловых электростанции (Ереванскую ТЭС мощностью 550 МВт; Разданскую ТЭС на мазуте и газе – 1110 МВт; Ванадзорскую ТЭС – 96 МВт). Все три стации превысили запроектированные сроки эксплуатации, они неэффективны и требуют реконструкции. К тому же они испытывают сложности с топливоснабжением.

В 1997-1998 гг. правительство Армении приступило к осуществлению реформы электроэнергетики.

В результате реструктуризации вертикально интегрированной компании республики были образованы акционерные общества:
• производителей электроэнергии (5 крупных и более 20 мелких компаний);
• электротранспортная компания высоковольтных сетей;
• распределительная компания;
• единый оптовый покупатель/продавец электроэнергии и мощности;
• оператор системы;
• строительные, монтажные, наладочные и т.п. компании, научно-исследовательский и проектный институты.

Для регулирования отрасли создана независимая энергетическая комиссия республики.

В целях привлечения частного капитала Министерство энергетики начало приватизацию отрасли. Приватизированы распределительная компания, практически все малые ГЭС и наладочные организации, идет процесс приватизации проектных организаций. По оценкам западных экспертов, реформа электроэнергетики республики является одним из самых успешных мероприятий такого рода на территории СНГ.

Страна имеет электроэнергетические связи со всеми соседними странами (Азербайджаном ЛЭП 330 кВ длиной 100 км; Грузией ЛЭП 220 кВ, длиной 65 км; Турцией ЛЭП 220 кВ, длиной 65 км и Ираном ЛЭП 220 кВ, длиной 78,5 км), однако в настоящее время используются только линии с Грузией и Ираном. Линия Азербайджан–Армения была разрушена, оборудование разграблено еще в 1991–1992 гг., а ее восстановление, которое предлагает РАО «ЕЭС России», для Азербайджана не приемлемо из-за неурегулированности Нагорно-Карабахского конфликта.

Как известно, в настоящее время в составе энергообъединения СНГ параллельно работают энергосистемы 11 стран из 12, кроме Армении. Однако, по данным Электроэнергетического Совета СНГ, все технические проблемы присоединения энергосистемы Армении к энергообъединению государств Содружества могут быть решены в кратчайшие сроки. Потерю режима параллельной работы со странами СНГ Армения частично компенсировала переходом на параллельную работу с энергосистемой Ирана. В последних соглашениях предусматривается дальнейшее укрепление электроэнергетических связей двух стран при финансировании иранских компаний и оплатой поставками электроэнергии из Армении.

В октябре 2003 г. в собственность РАО «ЕЭС России» в рамках погашения задолженности Армении перед Россией (93 млн долл.) были переданы шесть крупных объектов электроэнергетики республики. В число передаваемых объектов вошли Разданская ТЭЦ и имущественный комплекс пяти ГЭС Севано-Разданского каскада (стоимость этих шести объектов составляет порядка 56 млн долл.). РАО "ЕЭС России" проявило заинтересованность в инвестициях в энергосистему Армении – в частности, для обеспечения поставок электроэнергии в Грузию, где РАО приобрело у компании AES энергосистему Тбилиси и три крупные электростанции Грузии. Кроме того, РАО "ЕЭС России" рассматривает возможность экспорта электроэнергии в Турцию – через Армению.

Российский аспект

Проявившаяся в последнее время активность российских компаний (РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром») на энергетических рынках закавказских республик и, в частности, в Армении, поддержанная российским руководством, по-видимому, свидетельствует о попытке добиться определенной степени контроля над ситуацией, складывающейся в этом регионе.

Данную ситуацию следует рассмотреть в трех взаимосвязанных аспектах:
1. Хозяйственный. Наличие долгов перед Россией при отсутствии денежных средств решается передачей активов в собственность российским компаниям. Эта формула вполне приемлема для обеих сторон, так как, по сути, является восстановлением хозяйственных связей, разорванных после развала СССР.
2. Экспортный. Российские компании гарантируют себе рынок сбыта в пределах «ближнего» зарубежья и получают потенциальные возможности для выхода на рынки зарубежья «дальнего». Кроме того, расширяются возможности для контроля над транзитными потоками. Например, прямой экспорт электроэнергии в Турцию в настоящее время из Армении (где есть избытки генерирующих мощностей) невозможен, однако теоретически это можно делать, используя территорию Грузии. С другой стороны, через территорию Грузии намечено строительство крупных нефте- и газопроводов в обход России и Армении, причем маршрут выбирался главным образом по политическим, нежели экономическим соображениям. По оценкам некоторых экспертов, маршрут из Азербайджана в Турцию через Армению позволял сэкономить от 400 до 700 млн долл. Усиление позиций России на энергетическом рынке Армении и Грузии может дать дополнительные шансы на участие в этих перспективных проектах или, по крайней мере, на учет российских интересов.
3. Геополитический. Вопросы геополитики при усилении позиций России на энергетических рынках закавказских республик, прежде всего Армении, следует рассматривать несколько шире чем соображения, изложенные в предыдущем пункте. На текущем этапе вряд ли удастся радикально изменить (или отменить) проект Баку–Джейхан, поддержку которому оказывают как Евросоюз, так и США, и против реализации которого активно выступала и выступает Россия. Однако, проводимая РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром» политика, позволяет надеяться на сохранение уровня российского влияния в этом регионе. Это влияние может быть использовано при обсуждении вариантов сооружения других трубопроводных систем, намечаемых в обход России из зоны Прикаспия. Не менее важным является создание единой инфраструктуры с российским участием на границах Ирана, который ищет партнеров для своих экспортных проектов и, в частности, реализации гигантских запасов природного газа. Использование потенциала такого сотрудничества может дать странам-партнерам ощутимые преимущества в конкуренции между различными вариантами конфигурации инфраструктуры будущего евразийского энергетического пространства.
 
Еще статьи на эту тему:
 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru