Архив статей

 

Журнал «Мировая энергетика»

Март 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Энергетический мост

Возрождение традиций и перспективы развития. Современная энергетика Республики Армения в основном является наследницей энергетического комплекса Армянской ССР доперестроечного периода, когда эта отрасль в республике была одной из наиболее динамично развивающихся. Уже в 80-х годах прошлого столетия Армения не только полностью покрывала свои внутренние потребности в электроэнергии, но и экспортировала ее в соседние республики Закавказья.

Карен АСОЯН,
Торговый представитель Республики Армения в Российской Федерации

Эта тенденция доминирует и сегодня, хотя еще 10 лет назад многим казалось, что энергетика страны окончательно пришла в упадок. Спитакское землетрясение 1988 г., после которого была остановлена работа Армянской атомной электростанции (ААЭС), распад СССР и потеря хозяйственных связей, транспортная и энергетическая блокада, отсутствие собственных энергоносителей, сложные геополитические условия привели к тому, что этот период стал испытанием на прочность для энергетической системы Армении. Благодаря усилиям армянских энергетиков, удалось не только сохранить, но и возродить отрасль, которая получает сегодня новые возможности для дальнейшего развития.

Говоря об энергетическом потенциале Армении, надо, в первую очередь, назвать Армянскую атомную электростанцию (ААЭС), повторный запуск второй очереди которой в 1995 г. позволил не только восстановить круглосуточное энергоснабжение в республике, но и создал возможности экспорта армянской электроэнергии в соседние страны. Реконсервация с частичной модернизацией и дальнейшая эксплуатация станции, которая вырабатывает в среднем треть всей производимой в Армении электроэнергии, были проведены с помощью российских специалистов. В число крупнейших энергетических объектов РА входят также Севано-Разданский каскад ГЭС, Разданская и Ереванская ТЭС. Стоит отметить, что новые экономические условия создали возможности для строительства небольших частных электростанций, способных обеспечивать электроэнергией несколько окрестных сел, и в ряде регионов страны такие малые ГЭС появились, решая проблемы энергоснабжения на локальном уровне.

Трудные годы энергетического кризиса научили нас ценить электроэнергию, а значит, ее экономному и разумному потреблению. Мы поняли, что электроэнергия – это товар, причем дорогой. Правительству удалось организовать достаточно жесткий контроль над расходованием электричества, приостановить и сократить потери и хищения в сфере энергетики. В итоге процент потерь был значительно снижен – с 41,74% в 1995 г. до 25, 8% в 2002 г. Кроме того, в сфере энергетики была проведена и определенная работа по приватизации. В 2002 г. сетевые предприятия объединились в единую распределительную электросеть Армении, которая в том же году была приобретена британской компанией Midland Resources Holding Ltd., победившей на приватизационном тендере. Пока еще в госсобственности находится ЗАО «Высоковольтные электросети», хотя почти все подстанции ЛЭП, входящие в эту структуру, переданы британской компании. В частные руки переданы также 11 малых ГЭС.

Реформы и преобразования, проведенные в системе энергетики Армении, позволили окончательно сформировать энергетическую политику республики, которая базируется на концепции обеспечения необходимого уровня энергетической независимости и безопасности. Реализация этой политики привела к тому, что Армения сегодня полностью покрывает внутренний спрос на электроэнергию, а также, наряду с Россией, является ее экспортером в дефицитном регионе Южного Кавказа. Причем потенциал здесь велик, поскольку установленная мощность энергообъектов Армении используется приблизительно на треть.

В 2002 г. было подписано межправительственное соглашение между Россией и Арменией о передаче РФ ряда армянских экономических объектов в счет погашения государственного долга РА. Среди этих объектов значатся и энергетические. Разданская ТЭС перешла в собственность России вместе с еще четырьмя предприятиями в счет погашения государственного долга в объеме 93,76 млн долл. и будет управляться РАО «ЕЭС России». В собственность станции безвозмездно переданы земельные участки комплекса ТЭС, а импорт оборудования и материалов, как и экспорт произведенной на ней электроэнергии, освобождены от таможенных пошлин. По оценке специалистов, окупаемость имущества Разданской ТЭС составит не более 15 лет – и это без учета экспортных доходов. Севано-Разданский каскад ГЭС, объединяющий 6 гидроэлектростанций суммарной мощностью выработки электроэнергии 2245 млн кВт·ч, приватизирован российским холдингом. Как номинированному владельцу этой станции, РАО «ЕЭС России» предоставлен статус иностранного инвестора, а самому юрлицу – статус предприятия с иностранными инвестициями, которому армянское законодательство предоставляет существенные льготы.

Достигнута также договоренность о передаче в управление российскому энергетическому холдингу Армянской атомной станции с сохранением за армянской стороной права собственности. Это означает, что компания ЗАО «Армянская АЭС» продолжает осуществлять функции по эксплуатации станции, а в ведении российского предприятия находятся функции контроля за финансовыми потоками и участие в финансово-экономической деятельности ААЭС. Как известно, Евросоюз требует закрытия станции в связи с изношенностью оборудования. Результаты экспертизы, недавно проведенной экспертами МАГАТЭ, показывают, что технический ресурс позволяет эксплуатировать ААЭС до 2016 г. Тем не менее Армения готова закрыть станцию при условии наличия замещающих мощностей, диверсификации источников снабжения топливом и обеспечения необходимого уровня энергетической независимости и безопасности.

Таким образом, наиболее мощные энергетические комплексы Армении перешли в управление российского энергохолдинга: по разным оценкам, это составляет 70–80% генерирующих мощностей страны. Согласно законодательству РА, генерацией электроэнергии на территории Армении и получением соответствующей правовой документации имеет право заниматься только резидент РА, поэтому непосредственное управление объектами возложено на дочерние предприятия РАО «ЕЭС России»: «ИНТЕР РАО ЕЭС» и Международную энергетическую корпорацию (МЭК).

Фактор стратегического партнерства двух стран, конечно же, играет немаловажную роль в развитии двусторонних торгово-экономических связей между РФ и РА, однако в условиях рыночной экономики на первый план выходят взаимные экономические интересы сторон. Не стали исключением и энергетические объекты. Холдинг РАО «ЕЭС России» взял на себя обязательства по финансированию новых поставок ядерного топлива для ААЭС. Значительных финансовых инвестиций потребует модернизация энергообъектов. К примеру, вложения в одну из ГЭС – Канакерскую, модернизация которой была завершена в 2003 г., уже составили 19 млн долл. Остальным станциям Севано-Разданского каскада, как и Разданской ТЭС, потребуется не меньше. Естественно, что одной из главных задач холдинга является возвращение затраченных средств по согласованному сторонами графику оплаты, который уже реализуется.

В свою очередь, Армения постаралась создать для энергетиков благоприятный налоговый режим, внесены соответствующие изменения в законодательство: принят закон о предоставлении налоговых льгот ряду крупных энергетических предприятий республики, в числе которых и находящиеся в управлении российского холдинга. Это даст возможность энергетикам не повышать тариф для потребителей электроэнергии.

С переходом энергетических предприятий в управление российскому холдингу, армянская сторона связывает определенные надежды. В первую очередь, это ожидание существенных инвестиций в модернизацию предприятий, которые позволят снизить затратность и увеличить эффективность их эксплуатации. Можно также надеяться, что легче будут решаться вопросы надежного снабжения Разданской ТЭС газом, особенно если учесть, что оператором в этой сфере является совместное предприятие ЗАО «АрмРосгазпром», в котором доля российского капитала составляет внушительную часть.

Серьезные надежды связываются и в целом с активизацией РАО «ЕЭС России» в регионе Южного Кавказа, что дает возможность реализовать проект интеграции ААЭС в региональные электроэнергетические системы. Армения сегодня нуждается в рынках сбыта для своей электроэнергии, и крупной российской компании в силу как экономических, так и политических причин, гораздо легче выходить на региональные рынки. Тем более что существующие мощности Разданской ТЭС, потенциал которой пока задействован всего на 25–30%, предоставляют все возможности для значительного увеличения экспорта в сопредельные с Арменией страны – ведь экспортные проекты необходимы, в том числе и для оптимизации загрузки армянских энергетических объектов. «Дочка» РАО «ЕЭС России» – Международная энергетическая компания – уже подписала договор с грузинской компанией «Теласи» на поставки электроэнергии в Грузию. С 12 декабря армянская электроэнергия поставляется в Тбилиси, а пропускная способность грузинского участка ЛЭП «Алаверди» повышена за счет модернизации, осуществленной российским холдингом.

Существуют также реальные перспективы взаимодействия с ближайшим соседом – Ираном. Стоит вопрос о возможности параллельной работы энергосистемы Армении с Россией и другими странами бывшего СССР, в результате чего может открыться коридор для перетока в направлении Север–Юг. Говоря о процессах энергетической интеграции, нельзя обойти вниманием и проблемы, основной из которых является наземная транспортировка энергоносителей. Как известно, практически единственным наземным коридором для Армении остается территория Грузии, поскольку существенная часть энергоносителей, как и, впрочем, остального потока товаров, доставляется по железной дороге. В связи с этим для нашей страны весьма актуален вопрос возобновления полноценной работы грузинской железной дороги, что, на наш взгляд, отвечает экономическим интересам многих стран региона. Помимо всего прочего, это позволило бы армянским энергетикам создать необходимые запасы объемов топочного мазута.

Армянские и российские энергетики обучались по единым методикам подходов к решению задач, а предприятия создавались по единым ГОСТам бывшего Союза. Именно поэтому специалистам двух стран легче находить общий язык в совместном хозяйствовании и находить обоюдовыгодные решения возникающих проблем. Кроме того, возможно, потенциальные российские инвесторы – не столь крупные как РАО «ЕЭС России» – заинтересуются возможностью возводить в нашей стране малые ГЭС. Природный ландшафт Армении богат горными реками, что позволяет строить мини-ГЭС почти во всех областях республики, а законодательство предусматривает для инвесторов специальные льготные условия: выгодные кредиты, снижение налогообложения на период строительства и начального периода эксплуатации и т.д.

Реформы в армянской энергетике продолжаются, и основной их тенденцией можно считать дальнейшую либерализацию с сохранением государственного регулирования естественных монополий. Приоритеты известны: освоение и развитие собственных топливно-энергетических ресурсов и реализация политики энергосбережения.

Энергетический портрет Армении

После распада СССР поставки энергоносителей в Армению многократно снизились и могли обеспечить только 20–25% потребностей. Стремительное падение потребления энергии стабилизировалось в середине 90-х годов, но на очень низком уровне. Так, в 1995 г. суммарное потребление первичного топлива и энергоресурсов оценивалось в 1,67 млн т нефтяного эквивалента (тнэ), а среднедушевое потребление энергии составляло 0,44 тнэ на человека. Для сравнения: в индустриальных странах этот показатель близок к 4,74 тнэ/чел., в среднем по странам бывшего СССР – 3,32 тнэ/чел., а по всем странам мира – 1,62 тнэ/чел. К 2001 г. потребление первичной энергии в Армении увеличилось до 2,3 млн тнэ. Увеличилась и самообеспеченность энергией с 15 до 26%, во многом благодаря возобновлению работы АЭС. Соответственно, выросло и относительное потребление энергии – до 0,6 тнэ/чел., но такой уровень потребления энергии характерен для развивающихся стран Азии и Африки и явно не соответствует индустриальному и научному потенциалу Армении.

Структура топливно-энергетического баланса страны интересна тем, что в ней практически отсутствуют уголь и сырая нефть. Собственное производство энергии обеспечивалось в основном атомной и гидравлической энергией. Их энергетический эквивалент, по состоянию на 2001 г., составляет 518 и 83 тыс. тнэ, соответственно. В импорте доминируют природный газ (1141 тыс. тнэ) и нефтепродукты (586 тыс. тнэ.) Армения в небольшом объеме экспортирует электроэнергию, нетто-импорт составляет около 5% от производства на АЭС и ГЭС.

Таким образом, структура потребления первичного топлива и энергоресурсов в Армении выглядит следующим образом: природный газ – 49,7%; нефтепродукты – 25,5%, атомная и гидравлическая энергия – 26,2%, минус экспорт электроэнергии – 1,4%.

Использованы материалы МЭА, Департамента энергетики США, РИСИ.

 
Еще статьи на эту тему:
 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru