|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
![]() |
«Концессия для страны – пройденный этап»В пилотном номере журнала «Мировая энергетика» (декабрь 2003 г.) мы опубликовали интервью ректора Петербургского государственного горного института им. Плеханова Владимира Литвиненко «Концессия для страны – пройденный этап». Проблемы рентной платы за пользование месторождениями, эффективного управления государства своими недрами стали предметом широкомасштабной дискуссии, развернувшейся в обществе. Наши читатели тоже высказывают свою точку зрения на эту злободневную тему.
Добывать нефть – не ягоды собирать
Михаил КОМАРОВ, Рента как богатство, данное природой, должно принадлежать всем, но нефть добывать – это не ягоды собирать, поэтому, кто не имеет знаний и не владеет эффективными способами добычи – никакую ренту не получит. Из этого следует, что природную ренту нужно делить: то, что дала природа – собственнику, то есть государству и обществу, а тому, кто владеет средствами производства и способностью их эффективно применять – другую часть природной ренты, за счет которой получается и нормальная прибыль, и часть сверхприбыли. Следовательно, шкала для рентных платежей не может быть ограниченной сверху, т.е. вся сверхприбыль делится между недропользователем и государством в зависимости от соотношения природных рентообразующих факторов и технологических, обеспечивающих высокую производительность добычи, снижение потерь, полноту извлечения полезного ископаемого. Государству как собственнику недр следует повышать эффективность своей деятельности в управлении недропользованием. Нельзя надеяться во всем на эффективного частного собственника, поскольку он никогда не создаст природных богатств, а вот рачительно их добывать и использовать, как показывает мировой, а особенно наш опыт, он будет только под неусыпным оком государства. Известно, что президент Владимир Путин за пошедшие 4 года, по крайней мере, четыре раза призывал к усилению роли природной ренты в экономике, но на практике делалось все иначе. В России действует лицензионная и договорная системы отношений недропользования. Первая введена в 1992 г. «Законом о недрах», вторая – в 1995 г. законом «О соглашениях о разделе продукции (СРП)». В условиях СРП в собственность инвестора передается часть добытого им сырья, а в условиях лицензирования 100% добытого сырья являются собственностью недропользователя. При научно обоснованной системе рентных платежей не имеет значения форма изъятия природной ренты: стоимостная или натуральная. При отсутствии же такой системы (как в России) часть ренты уходит тому, кто продает нефть, а при СРП будут неправильно подсчитаны доли государства и инвестора. Если развиты рентные принципы недропользования, то нет проблемы в сдаче объектов зарубежным инвесторам, привлечении иностранных трудовых ресурсов. При проведении конкурсов и аукционов сейчас главное – у кого больше денег и кто больше заплатит. Научно обоснованный раздел ренты между государством и недропользователем и контроль государства за эффективным (передовая технология, высокая производительность, охрана окружающей среды и др.) приложением труда и капитала инвестором – это основа отношений недропользования. И только этим объясняется нежелание определенных кругов навести порядок в этой системе. Правовые рамки для недропользователей
Рэм ХРАМОВ, Сейчас состояние дел по воспроизводству запасов нефти характеризуется как кризисное – уже с 1994 г. прирост запасов нефти не компенсирует их добычу. За период с 1994 по 2003 гг. не восполненная добыча по жидким углеводородам составила около 1,5 млрд т, по газу – около 3 трлн м3. Неблагоприятным фактором является сокращение абсолютной величины разведанных запасов. В результате обвального спада геологоразведочных работ, начавшегося с 1992 г., разведанные запасы нефти к 2003 г. уменьшились в целом по стране почти на 18 процентов. Уже очевидно, что действующие системы лицензирования и управления нефтегазовым комплексом могут привести в ближайшее время к ситуации, когда страна с мощным потенциалом минерально-сырьевых ресурсов практически потеряет контроль над их эффективным использованием. Нужны срочные меры, направленные на повышение эффективности и действенности государственного влияния в области использования минерального сырья и стратегии воспроизводства минерально-сырьевой базы. На уровне федерального закона целесообразно принять Горнотехнический регламент, устанавливающий обязательные для применения и соблюдения требования к условиям разработки нефтяных месторождений, к текущим и конечным результатам эксплуатации, включая требования к консервации и ликвидации добывающих предприятий. Эти требования должны учитывать долгосрочные государственные интересы в области недропользования и на их основе определять основные рамки условий соблюдения интересов инвесторов и недропользователей. Статья Рэма Храмова будет опубликована в следующем номере журнала "Мировая энергетика" (№4, апрель 2004 г.) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Еще статьи на эту тему:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Журнал «Мировая энергетика»
Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г. |