Архив статей

 

Журнал «Мировая энергетика»

Март 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Моральные ориентиры

Европейский опыт социальной ответственности бизнеса

Николай ХУДЯКОВ

Понятие социальная ответственность бизнеса появилось на Западе примерно в 70-е годы. Оно отражало растущее понимание того, что погоня исключительно за прибылью, стремление к экономической эффективности любой ценой, игнорирование при этом моральных и этических норм, в конечном счете, пагубно скажутся не только на состоянии общества в целом, но и на конкретной компании.

Второй причиной стало жесткое давление законодательной и исполнительной власти на бизнес. Необходимость соблюдать законы, касающиеся условий труда наемных работников, экологические нормы, социальные обязательства, рост профсоюзного движения, его сила в сочетании с настроениями в обществе вынуждали предпринимателей искать партнеров, а не антагонистов. Существенный вклад в переосмысление этой задачи принадлежит такому относительно новому феномену, как появление экологических, правозащитных и иных различных неправительственных организаций, влияние которых на формирование общественного мнения нельзя недооценивать.

Таким образом, под социальной ответственностью бизнеса постепенно стали понимать весь комплекс мероприятий по функционированию бизнеса, его воздействие на здоровье граждан, социальный климат, на общественный вклад конкретной фирмы в благополучие страны. Участники специальной конференции, проходившей осенью прошлого года в Лондоне, отметили, что социальная ответственность стала субъективным моральным ориентиром бизнеса в мире.

В последние годы социальная ответственность подразумевает, как правило, действия компаний, обусловленные благими намерениями, значительно выходящими за рамки обязательных норм.

Сыграло свою роль и обострение конкуренции. Для реализации продукции, привлечения инвестиций, специалистов высшей квалификации всех уровней престиж фирмы имеет первостепенное значение. Если компанию постоянно ругают в прессе, заставляют давать объяснение по поводу своих действий, ей труднее рассчитывать на успех и хорошие дивиденды. Поэтому социальная ответственность становится «улицей с двусторонним движением» – общественная значимость деятельности фирмы, ее послужной список облегчают поиск инвесторов, обновление персонала, а на конечной стадии – и потребителей. Появились производные понятия – социальные инвестиции, инвестиции в устойчивое развитие и др.

Наиболее интересные процессы в этой области происходят в Европе. Дело в том, что в США экономическая и социальная среда однородны, а в Западной Европе – нет. С расширением ЕС проблема социальной ответственности станет более актуальной, поскольку страны Восточной Европы, например, только что пережили или переживают период первоначального накопления капитала со всеми негативными последствиями.

Согласно докладу относительно социальной ответственности бизнеса, опубликованному в ноябре 2003 г. несколькими неправительственными организациями Европы, 80% управляющих фондами и аналитиков считают, что управление социальными и экологическими рисками (то есть инвестиции в эти сферы) в долгосрочном плане будут иметь положительный эффект с точки зрения рыночной стоимости компаний. В течение 3 лет показатели компаний в социальной и экологической сфере станут важным фактором, определяющим решения о крупных инвестициях. 6 из каждых 10 менеджеров отметили растущий интерес к социально значимым инвестициям.

В различных исследованиях приводятся разные данные относительно потенциальной емкости рынка социально значимых инвестиций – от 12 до 336 млрд евро. Так, Европейский форум социально значимых и устойчивых инвестиций Eurosif (European Sustainable and Responsible Investment Forum) приводит цифру в 336 млрд евро. Фонд полагает, что тенденция осуществлять именно такие инвестиции начинает преобладать в Европе, хотя четкого понятия этого явления еще нет, и в каждой конкретной стране под такими инвестициями понимают пока не одно и то же.

Наиболее развитые страны демонстрируют, как следует оценивать деятельность компании с учетом социальных последствий. Правительство Англии обнародовало «Белую книгу» по проблемам совершенствования корпоративного права. В обязательной отчетности о деятельности «экономически значимых» компаний предлагается указывать и данные о воздействии на экологию, а также на социальные процессы общества. В английском парламенте обсуждается Закон о корпоративной ответственности (CORE Bill), предусматривающий обязательное предоставление таких данных фирмами с оборотом свыше 5 млн фунтов, то есть, практически всеми. Дебаты в парламенте обещают быть очень острыми. Не исключено, что в итоге будет выведен «наихудший общий знаменатель» для отчетности, как отмечает специализированное агентство CSR Data Networks, однако прогресс налицо.

В практической сфере наиболее ощутимые результаты социальной ответственности бизнеса в Западной Европе можно наблюдать в области экологии, помощи инвалидам, а также в содействии женскому предпринимательству, особенно в малом бизнесе. Так, в связи с 8 марта в Еврокомиссии прошла встреча, посвященная женскому предпринимательству, а в Германии объявлено о создании агентства поддержки женщин, начинающих свое дело. По сообщениям печати, создание агентства – это совместная инициатива трех министерств Германии и Европейского социального фонда. Бюджет – 3 млн евро. Цель – облегчить женщинам процесс начала собственного бизнеса и сделать так, чтобы количество начинающих бизнес леди было примерно таким, как и количество начинающих бизнесменов. В настоящий момент количество начинающих предпринимателей-женщин составляет только 25% то общего количества «новичков» в бизнесе. В технологических сферах этот показатель еще ниже – 10–15 процентов.
 
Еще статьи на эту тему:
 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru