Архив статей

 

Журнал «Мировая энергетика»

Март 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Что у вас, ребята, в соцпакете?

На рынке труда появились специалисты, которым важна не только зарплата, но и забота работодателя. Социальный (или компенсационный) пакет – популярное, но, увы, очень абстрактное понятие для сотрудников многих современных компаний в России. Как правило, мелких. Позволить себе содержать «социалку» могут разве что естественные монополисты, предприятия ТЭКа, крупные корпорации других отраслей. Они вышли на другой уровень социально ответственного бизнеса. Их сотрудникам можно только позавидовать.

Людмила МЕЩАНИНОВА

«На свое усмотрение»

За время перехода от плановой экономики к рыночной большинство работников и работодателей в стране забыли о таких обыденных ранее вещах, как премии, бесплатные путевки в санатории, социальные льготы. Все это в советское время воспринималось как должное. Теперь же обеспечение сотрудников в российской компании неким набором социальных благ считается чуть ли не новым веянием, позаимствованным у западных коллег.

В России нет пока даже такого юридического термина – соцпакет. А, следовательно, его наполняемость не может, даже минимально, быть гарантирована законодательством. Это и подтвердилось в разговоре с заместителем руководителя правового департамента Министерства труда и социального развития Татьяной Кочетовой. «Государство регулирует правовые отношения между работником и работодателем (продолжительность рабочей недели, трудового отпуска, обеспечение безопасных условий труда), но не наполняемость соцпакета», – сказала она. Минимум льгот, гарантированных работнику, прописан в Трудовом кодексе РФ, ряду работников, например, чернобыльцам, они добавляются другими соответствующими законами. Социально-трудовые отношения также регулируются отраслевыми тарифными трехсторонними соглашениями между правительством РФ или региональными властями, профсоюзами, союзами работодателей отраслей. «Ну а какие-то дополнительные социальные услуги работодатели вносят в коллективные договоры по своему усмотрению», – добавила Татьяна Кочетова.

Координатор по связям с общественностью одной из крупнейших компаний по подбору персонала Kelly Services Валентина Агуреева считает, что социальный пакет сегодня поменял свой статус; теперь его появление – не результат деятельности профсоюзов, а элемент политики конкретной компании в привлечении, удержании и мотивации сотрудников. Это изменение, по ее мнению, связано с экономическим кризисом 1998 г. До кризиса зарплаты в российских и западных компаниях отличались на порядок. Естественно, для россиян предпочтительнее была работа в последних – солидная оплата труда позволяла купить страховку, путевку, мобильный телефон и т.д. После 1998 г. зарплаты в наших и зарубежных компаниях стали сопоставимы, потому работодатели изменили свою мотивационную политику. Привлекать ценных работников они стали «белой» зарплатой и социальным пакетом.

Однако «белым» начислением могут похвастаться далеко не все компании. Высокая ставка совокупных социальных налогов подтолкнула работодателей (нельзя отрицать и такую возможность) к использованию социального пакета как одной из форм «серых» зарплат. Расходы компании на путевки, мобильные телефоны, медицинские услуги для менеджеров при надлежащем оформлении не попадают в фонд оплаты труда и не облагаются подоходным и социальным налогами.

Но, с другой стороны, на рынке труда появилось немало специалистов, которые знают себе цену и могут позволить себе выбрать компанию с наилучшими условиями труда и высокой зарплатой. Скажем, слушатели программы МВА Института бизнеса и экономики АНХ при Правительстве РФ после окончания учебы рассчитывают на медицинскую страховку (47,9%), социальную (26,4%), автомобиль (21,5%), кредит на получение недвижимости (9,1%), оплачиваемый отпуск (14%).

Согласно исследованию Kelly Services, посвященному мотивации московских и питерских менеджеров высшего, среднего звена и специалистов начального уровня при принятии решения о смене работы, от 2 до 8% опрошенных назвали соцпакет приоритетным условием. А исследование журнала «Карьера» «Самый привлекательный работодатель» подводит к выводу, что развитие рынка труда перешло на новую ступень, когда работодатель стремится понравиться потенциальным работникам.

Что в пакете

Наполнение социального пакета компании, естественно, зависит в первую очередь от ее финансового положения. Но компания обязательно должна учитывать требования рынка труда, чтобы не терять людей. Еще одно условие, влияющее на наполняемость пакета – территориальное расположение.

Очень интересные социальные программы предлагают, например, компании, чьи сотрудники мало видят солнца. В конце прошлого года компания Сургутнефтегаз доложила о полном выполнении коллективного договора и о внесении в него дополнительных льгот. Общая сумма, которую тратит компания на «социалку», составила почти 1 млрд руб. с учетом затрат на приобретение путевок. Материальную помощь к отпуску получили 56 тыс. работников на 83 млн руб. На перевозку 6500 детей в санатории и оздоровительные лагеря ушло 33 млн. На ежеквартальную помощь многодетным семьям – 560 тыс. Для сотрудников, ушедших на пенсию в прошлом году, было выделено 12 млн руб. Для молодых специалистов, отслуживших в армии, – 1 млн руб. Участникам и инвалидам войн, проработавшим в Сургутнефтегазе, руководство оплачивает коммунальные услуги, ремонт квартир, санаторно-курортные путевки. Кроме того, компания предоставляла займы на строительство жилья, дач, 1 тыс. 400 человек получили квартиры с оплатой в рассрочку. ( Компания построила 100 тыс. м2 жилья).

Проект программы «Жилье работников АЭС», которая была принята летом в конце прошлого года концерном «Росэнергоатом», предусматривает переселение в среднюю полосу России сотрудников, проработавших не один десяток лет на Билибинской и Кольской атомных электростанциях в неблагоприятном климате Крайнего Севера.

Тюменьтрансгаз (100%-ная «дочка» Газпрома) закупила для поправки здоровья своих обходчиков газопроводов две капсулы NASA, которые американские астронавты используют для релаксации. Правда, подобные лечебно-диагностические услуги скорее нетипичны для соцпакета компаний.

Компания Kelly Services по просьбе журнала «Мировая энергетика» определила самые типичные составляющие соцпакета. По сведениям кадровых агентств, наиболее привлекательные пакеты предлагают западные производственные компании (особенно автомобильные), крупные российские, в частности, топливно-энергетического комплекса.

Медицинская страховка. Это необходимое подтверждение статуса серьезной и эффективной компании. Она может состоять из услуг стоматолога, медицинской страховки для членов семьи, страхования жизни, и уже является обязательным условием при приеме на работу специалистов среднего, а иногда и начального уровня не только в крупных российских компаниях.

25 тыс. сотрудников из 17 подразделений Роснефти пользуются услугами добровольного медицинского страхования. Они застрахованы на общую сумму около 70 млн руб. Нефтяники могут лечиться не только по месту жительства, но и в 70 специализированных клиниках Краснодара, Екатеринбурга, Хабаровска, Москвы и за рубежом. Например, оперирование сотрудника Пурнефтегаза в кардиоцентре РАМН стоило 200 тыс. руб. Кроме того, 28,5 тыс. работников предприятий Роснефти застрахованы и от несчастных случаев. Пострадавшему на работе сотруднику Находканефтепродукт (он получил закрытый перелом ноги) страховая компания выплатила 25 тыс. рублей.

Пенсионное страхование – развивающееся направление, которое все чаще встречается среди требований кандидатов на вакантное рабочее место. Но среди предложений работодателей оно не очень распространено.

Положительным примером может служить Норильский никель. В компании действует комплекс пенсионных программ: срочные (со сроком выплат 2–5 лет) и пожизненные. Средний размер срочных пенсий составил 12,7 тыс. руб./мес., пожизненных – 5,3 тыс. руб./мес. На участие в этих программах имеют право работники со стажем в компании 15 и более лет. По одной из программ пенсионеры могут получить всю сумму выплат сразу. Дополнительные корпоративные пенсии из средств компании назначены почти 700 пенсионерам. Затраты Норникеля на все это в прошлом году составили 305,5 млн рублей.

В ЛУКОЙЛе каждый год назначается больше тысячи негосударственных пенсий. Общее количество назначенных пенсий на сегодняшний день – 5226.

Материальные блага: предоставление автомобиля, мобильного телефона.
Льготное или бесплатное питание.
Спортивные абонементы (бассейн, фитнес, спортивные клубы).
Кредиты на обучение, компенсация затрат на обучение (дополнительное образование, сертификаты, профильные курсы, МВА) предлагают своим работникам очень немногие российские компании.
Дополнительные выплаты сверх государственных выплат. Например, в декретном отпуске работнице законодательно гарантировано получение не более 11 тыс. руб. в месяц, а работодатель добавляет до полной заработной платы в течение первых трех месяцев или полугода.

Например, сотрудницы Сургутнефтегаза, находящиеся в декретном отпуске, получили компенсацию от компании в общей сложности на 1 млн 400 тыс. руб. за прошлый год.

Что лучше: недооценить или переоценить?

Эксперты Kelly Services отмечают, что любой вновь предлагаемый элемент соцпакета – сложный элемент мотивации. Сотрудники его воспринимают с благодарностью, у них повышается настроение, но, как показывает практика, ненадолго. Спустя время полученные блага воспринимаются многими как само собой разумеющееся, требования сотрудников растут, а их заинтересованность в более эффективном труде падает.

Но, разумеется, значение заботы нельзя недооценивать. Например, корпоративная медицинская страховка позволяет проводить массовую вакцинацию, сотрудники меньше болеют, спортивные абонементы сохраняют работникам хорошую физическую форму (опять же, на благо компании). Например, за 1996–2003 гг. потери «человеко-дней» по болезни (в расчете на тысячу работающих) на Норильском никеле сократились в 1,7 раза. В компании считают, что достигли общего эффекта – мотивации высокоэффективного труда. Производительность труда за семь последних лет выросла в 2,5 раза, число прогулов, появлений на работе в нетрезвом виде сократились почти до нуля. Всего расходы Норникеля на «социалку» в прошлом году составили больше 2 млрд руб. или почти 36 тыс. руб. в расчете на одного работника.

Ничего секретного, а тем более зазорного в разглашении сведений о социальном пакете вроде бы нет. Тем не менее немногие компании идут на это. Иногда – из-за планов в ближайшее время избавиться от непрофильных активов (домов отдыха, образовательных и лечебных учреждений) и тем самым существенно уменьшить соцпакет сотрудников или нежелания показывать расходы на «социалку». Скорее всего, такие непопулярные решения ждут коллективы предприятий реформируемых сейчас энергетической и газовой отраслей, которые никогда не скупились на поддержку своих сотрудников. И все-таки далеко не везде работников ждут такие мрачные перспективы.

Компания «Мосэнерго», например, три года подряд принимала участие во Всероссийском конкурсе организаций высокой социальной активности. Дважды занимала призовые места в номинации «Оплата труда и социальные выплаты». А два года назад победила в номинации «Реализация социальных программ на предприятиях и в организациях». Далеко не каждая компания может позволить себе так «ухаживать» за своими сотрудниками и добиваться таких результатов.
 
Еще статьи на эту тему:
 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru