Архив статей

 

Журнал «Мировая энергетика»

Март 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Брак по расчету

«Оборонка» ждет от ТЭК предложений о долговременном научно-техническом сотрудничестве. В это трудно поверить, но знаменитые стратегические ракетные комплексы «Тополь-М» и уникальная опорно-регулирующая аппаратура для нефтегазового комплекса России выпускаются на одном предприятии – государственном производственном объединении «Воткинский завод». Двигатели, благодаря которым истребители Су способны совершать немыслимые фигуры высшего пилотажа, газоперекачивающие агрегаты и энергетические установки тоже делает одно предприятие – НПО «Сатурн». Двигатели для ракеты-носителя «Протон» и нефтегазовое оборудование более 100 наименований производятся в одних цехах на Воронежском механическом заводе...

Виктор ЛИТОВКИН,
РИА «Новости» - специально для «МЭ»

Высокотехнологичная гражданская продукция в оборонном секторе российской экономики занимает сегодня по разным оценкам 17–25% от всего объема производства. На предприятиях Российского авиационно-космического агентства примерно такую же пропорцию. Значительные объемы гражданской продукции в Росавиакосмосе занимает оборудование для топливно-энергетического комплекса. В 2003 г. Росавиакосмос поставил стране и за рубеж конкурентоспособной продукции для ТЭК в объеме 10,2 млрд руб. И объем этой сферы производства все время растет. В 2002 г. такой продукции было произведено, например, только на 7,9 млрд рублей.

На столе у заместителя начальника Научно-технического управления Росавиакосмоса Александра Котова лежат три томика каталогов наименований изделий для ТЭК, которые производят более 100 предприятий агентства. Их там несколько тысяч. Машины и оборудование для добычи нефти, газа, угля, торфа, для ремонта скважин, переработки нефти и нефтепродуктов, комплектующие и многое-многое другое для интенсификации добычи нефти и газа, мониторинга и безопасной эксплуатации объектов ТЭК, а также ветроэнергетические установки и энергосберегающую аппаратуру – все это поставляет Росавиакосмос. Тем не менее полного удовлетворения от проделанной работы у специалистов этой отрасли «оборонки» нет. Почему?

Главная проблема в том, – утверждает Александр Котов, – что у нас с ТЭК нет долговременной, документально оформленной совместной научно-технической политики. Мы не знаем, в каком конкретном новом и замене старого (техническое перевооружение) оборудовании он нуждается сейчас и будет нуждаться через год–два, через 10 лет, какое импортное оборудование закупает сейчас. В каком направлении должна развиваться техника для ТЭК. Какой объем финансовых средств предприятия нефтегазовой промышленности готовы вложить в его закупку, разработку и производство. Что будут покупать у нас, что за рубежом.

Конечно, мы на месте не стоим, общие представления по всем этим вопросам у нас есть, замечает представитель Росавиакосмоса, мы занимаемся техникой для ТЭК с 1985 г. и сумели создать информационную систему, приобрели опыт и знания, создали межотраслевую программу производства оборудования для ТЭК. Изучаем и анализируем отечественный и зарубежный рынок, технический уровень создаваемых изделий как отечественных, так и зарубежных, ценовые показатели серийных изделий и их рентабельность, ведем патентную работу и приобретаем лицензии… В России создан даже Союз производителей нефтегазового оборудования (СПНО), который возглавляет известный специалист в этой области Александр Романихин. Но даже он не в состоянии нарисовать нам перспективу на несколько лет вперед. А без нее нам трудно выдержать конкуренцию с зарубежными производителями аналогичного оборудования. Наши предприятия взаимодействуют с адресными потребителями, т.е. непосредственно с нефтегазовыми компаниями по вопросам создания новых перспективных изделий. Но единого документа взаимодействия по техническому перевооружению нефтегазовой отрасли нет.

«О потребностях того или иного оборудования для ТЭК на предприятиях Росавиакосмоса, – говорит Александр Котов, – узнают, в принципе, после объявления тендера на то или иное оборудование. И часто наши предприятия выигрывают у своих конкурентов, но этот успех был бы весомее, а оборудование намного дешевле и эффективнее в работе, если бы о необходимости его поставок в «оборонке» знали заранее и выпускали его не в единичных экземплярах, а большими сериями».

Правда, этот упрек относится далеко не ко всем предприятиям ТЭК. ОАО «Газпром», например, заключил с Росавиакосмосом специальное соглашение и теперь напрямую работает с Воронежским механическим заводом, НПО «Сатурн», «Пермскими моторами», НПО «Искра», получая от них и газоперекачивающие станции, и энергетические установки на основе авиационных двигателей, и системы управления этим оборудованием. Но опять же, долгосрочной программы сотрудничества не существует – есть что-то вроде временного «гражданского брака».

И хотя штамп в паспорте еще никого ни с кем не мог связать навечно тем не менее правовые обязательства друг перед другом, – говорят в агентстве, – позволяют строить долгосрочную научно-техническую политику, вкладывать деньги в опытно-конструкторские работы, снизить финансовые и экономические риски. А значит, закрепиться на рынке ТЭК, получить коммерческую выгоду.

«Оборонка» крайне остро нуждается в венчурном капитале и льготном государственном кредитовании. Оно предусмотрено Федеральным Законом «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации» от 13 апреля 1998 г. за номером 60-Ф3. Там сказано, что государство должно предоставлять из бюджета льготные возвратные кредиты для развертывания серийного производства гражданской продукции, в том числе и для нефтегазовой промышленности, на диверсификационных мощностях авиационных и ракетно-космических предприятий. Правительство планировало создать для оборонно-промышленного комплекса (ОПК) «Бюджет развития» и направить льготные государственные средства на развитие гражданского производства. Но ни одной копейки ни в один государственный бюджет так и не было заложено.

Получить кредиты в государственных и частных банках под ту или иную продукцию, – говорит Александр Котов, – очень тяжело. Проценты весьма внушительные и кредиты «короткие». А от замысла до серийного производства вновь создаваемого наукоемкого высокотехнологичного изделия проходит, как минимум, два года.

Что делать? Договариваться с ведущими компаниями ТЭК. Такой опыт есть у Воронежского механического завода и Газпрома. Ведущий российский концерн выделял моторостроителям до 50% стоимости разрабатываемой аппаратуры, а после ее испытаний и поставок на промыслы расплачивался сполна. Но в последнее время эта практика начала давать сбои. Правда, сейчас контакты возобновились, надеемся на плодотворное сотрудничество. И само предприятие вкладывает собственные средства в разработку импортозамещающего оборудования, что уже позволило выпускать такие качественные изделия, которые начинают вытеснять с отечественного рынка зарубежную продукцию.

Нам помогают не только крупные отечественные производители нефти и газа, – говорит Александр Котов. – Хотя далеко не все – о ЮКОСе или Сибнефти такого сказать нельзя. Тем не менее решающую роль сыграло то, что государство стало регулярно рассчитываться по оборонному заказу, и у предприятий военно-промышленного комплекса появилась возможность вкладывать средства в создание и гражданской продукции. Изменилась и психология руководителей «оборонки». Теперь они, работая над тем же военным заказом, думают, как использовать какие-то его узлы и компоненты, что называется, в мирной жизни.

Часто та и другая продукция, особенно в моторостроении, мало чем отличается друг от друга. Авиационные двигатели для истребителей и двигатели для газоперекачивающих станций примерно одни и те же. И это серьезно удешевляет создание товарной продукции для ТЭК. Хотя, если бы правительство, выделяя деньги на гособоронзаказ, добавляло к нему 1–2% на диверсификацию производства, конверсионный успех был бы много выше.

Государство не оставляет без внимания ОПК в части создания импортозамещающей гражданской продукции и некоторые средства на эти цели регулярно выделяет. Проводятся конкурсы на получение бюджетных средств для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по федеральной целевой программе «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002–2006 гг.)». Предприятия Росавиакосмоса в 2003 г. получили на проведение НИОКР в области диверсификации 60,3 млн руб. Затратили плюс к ним еще 100 млн из собственных заработков и создают оборудование, с которым не стыдно выйти даже на международный топливно-энергетический рынок.

Например, высокопроизводительные оседиагональные насосы, созданные на базе отечественных ракетных двигателей, которые теперь можно применять для перекачки светлых и темных нефтепродуктов (бензина, керосина, масла, мазута), а также высоковязких жидкостей с повышенным содержанием газа (до 30%) и механических примесей, не производит больше ни одна страна мира. А сделаны они на Усть-Катавском вагоностроительном заводе совместно с московским «К.Нефтеком» при государственной финансовой поддержке.

Такой уникальной продукции, говорят в Росавиакосмосе, можно было бы произвести для топливно-энергетического комплекса России гораздо больше, гораздо дешевле и с более высоким качеством, чем это делается за рубежом. Возможности нашей отраслевой науки, отечественной конструкторской мысли, производственной базы и квалификации инженеров и техников, практически, безграничны. Но для того, чтобы выпускать конкурентоспособную продукцию, нужна более существенная государственная поддержка.

Нужна долгосрочная научно-техническая политика, единый координирующий орган, который объединил бы усилия двух самых высокотехнологичных и высокопроизводительных отраслей российской экономики. Кто это должен сделать? Рынок? Правительство? Общественность, в лице СПНО или кто-то еще? Наверное, все вместе. Но одно очевидно – без конструктивного взаимодействия, брака не по любви, которая может пройти, как наваждение, а по глубочайшему экономическому расчету, по законам рыночной устойчивости и коммерческого успеха ни ТЭК, ни «оборонке» уже не обойтись.
 
Еще статьи на эту тему:
 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru