Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Июль-Август 2005 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Баку-Джейхан - труба раздора

25 мая на Сангачальском нефтеналивном терминале, построенном в 40 км к югу от Баку, состоялась торжественная церемония сдачи в эксплуатацию и заполнения 2,5 млн барр. каспийской нефти 443-километрового азербайджанского участка трубопровода Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД) имени Гейдара Алиева. Однако майская Сангачальская эйфория отодвинула на второй план внутренние противоречия проекта БТД, проистекающие из конфликта экономических интересов его участников.

Владимир МИШИН,
специально для «Мировой энергетики»

Активы БТД

Собственно БТД длиною 1 767 км и проектной пропускной способностью в 50 млн т нефти в год, строительство которого началось 18 сентября 2002 г., заработает не раньше ноября текущего года. К этому сроку должно быть завершено строительство грузинского участка БТД длиною 249 км и турецкого в 1 075 км. Затем в трубопроводную магистраль будут закачены 10 млн барр. нефти каспийского проекта Азери-Чираг-Гюнешли (АЧГ), после чего в Джейхане состоится очередная «историческая церемония» – проводы первого танкера, заполненного нефтью АЧГ.

Впрочем, не дожидаясь фактической сдачи БТД в эксплуатацию, высокие гости Баку в лице президентов Турции Ахмета Неждета Сезера и Грузии Михаила Саакашвили поспешили в Сангачалах назвать Баку–Джейхан ключевым фактором достижения стабильности, безопасности и экономического процветания на Южном Кавказе. Хотя ближе к истине в оценке проекта Баку–Джейхан оказался президент ВР лорд Джордж Браун, который без пафоса назвал БТД одним из крупнейших инфраструктур XXI в. и важным элементом основных мировых энергетических артерий». С чем, кончено же, трудно не согласиться. Равно как и с тем, что у каждого участника проекта относительно трубы свои интересы, подчас противоречащие интересам партнеров. Хотя на эту пикантную тему стороны предпочитают открыто не говорить...

Интересы Азербайджана

В период 2005–2025 гг. БТД будет основным средством доставки на мировые рынки нефти АЧГ (срок действия этого соглашения истекает как раз в 2025 г.) и газоконденсата Шах-Дениза и, как следствие, получения прибыли, размеры которой оцениваются сегодня, с учетом текущих мировых цен на нефть, более чем в 100 млрд долл. Поэтому выгода Баку на этом этапе очевидна.

После 2025 г., когда БТД, рассчитанный на эксплуатацию не менее 40 лет, станет собственностью Азербайджана, у республики появится еще один интерес – получение прибыли от прокачки уже по Баку–Джейхану нефти иных стран или иностранных компаний.

Для этого, правда, официальному Баку придется сначала выкупить, согласно договоренности, у иностранных участников проекта БТД 75% принадлежащих им сегодня акций. Учитывая, что, как заявил президент компании ВР Azerbaijan (оператор проектов АЧГ, БТД и Шах-Дениз) Дэвид Вудворд, конечная фактическая стоимость БТД вместо проектных 2,95 млрд долл. составит «чуть больше» 3 млрд долл., а с учетом выплаты процентов по кредитным займам вообще приблизится к 4 млрд, сумма выкупа может составить для Азербайджана примерно 3 млрд долл.

Но главная проблема Азербайджана в 2025-м и последующих годах – это объемы экспортной нефти, которые могут быть прокачены по трубе. Дело в том, что к моменту сдачи БТД в эксплуатацию реальный извлекаемый углеводородный потенциал Азербайджана составит 840 млн т нефти АЧГ, примерно 300 млн т газоконденсата Шах-Дениза и чуть более 300 млн т нефти на месторождениях суши и моря, осваиваемых Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики (ГНКАР), операционными компаниями (ОК) и совместными предприятиями (СП). В сумме это 1 440 млн т жидких углеводородов. Из них в 2006–2025 гг. до 130 млн т нефти, добытой ГНКАР, ОК и СП, должно быть использовано в самом Азербайджане, потребности внутреннего рынка которого в настоящее время оцениваются в 6,5 млн т нефти в год. На Шах-Денизе в рамках Стадии 1 к 2025 г. может быть добыто лишь до 40 млн т газоконденсата. Что касается главного «резервуара» БТД – блока АЧГ, то до конца 2025 г., по прогнозам ГНКАР, он даст только 690 млн т нефти, из которых 120 млн поглотит нефтепровод Баку–Супса. Отменить эту прокачку даже ради повышения рентабельности БТД крайне сложно – в строительство трубы до Супсы участники АЧГ вложили 590 млн долл., и эти средства приходится окупать.

Таким образом, в 2006–2025 гг. БТД может рассчитывать максимум на 570 млн т нефти АЧГ и 40 млн т газоконденсата Шах-Дениза, а в общей сложности на 610 млн т жидких углеводородов, которые обеспечат трубопроводу в среднем лишь 30 млн т в год, т.е. 60%-ную загрузку мощности.

Фактическая загрузка будет еще меньше, т.к. две компании-участницы проекта АЧГ – ExxonMobil (доля – 8%) и Devon (5,6%) – не входят в консорциум Баку–Джейхан и свою нефть намерены экспортировать железной дорогой в Батуми и далее танкерами по Черному морю. Если брать в расчет максимальную добычу АЧГ (50 млн т в год) за минусом нефти для Баку–Супсы, то получится, что эти компании уводят от трубы БТД почти 6 млн т в год. Мотивируется это исключительно экономическими соображениями, ведь для участников проекта БТД транспортировка нефти стоит 2,58 долл./барр., а для коммерческих клиентов – более 4 долл./барр.

После того как за счет нефти АЧГ будут погашены 15–18 млрд долл. иностранных инвестиций, в которые может обойтись «контракт века», объемы прибыльной нефти Азербайджана в этом проекте составят уже 80%. А значит, официальный Баку сможет сам выбирать маршрут прокачки своей нефти, и выбор его остановится, скорее всего, именно на БТД, в котором республика имеет 25% долевого участия (в АЧГ лишь 10%).

В итоге, после 2025 г., когда Азербайджан станет собственником БТД, максимальный экспортный углеводородный потенциал республики потянет лишь на 410 млн т жидких углеводородов: последние 150 млн т нефти АЧГ и примерно 260 млн т газоконденсата Шах-Дениза. Если рассчитывать на дальнейшую 20-летнюю перспективу эксплуатации БТД, то его ежегодная загрузка сможет составить в среднем 20,5 млн т, или 41% мощности. И это при условии, что нефть не будет экспортироваться из Азербайджана ни по Баку–Супсе, ни по Баку–Новороссийску, ни по железной дороге.

Поэтому интерес Азербайджана в 2005–2045 гг. – это поиск для трубы БТД дополнительных экспортных объемов нефти, источником которых может стать только Казахстан. Азербайджан готов ежегодно прокачивать по БТД до 20 млн т казахстанской нефти, причем начиная с момента его пуска. Именно об этом говорил в Сангачалах президент ГНКАР Натик Алиев, отметивший, что «объемы транспортируемой по БТД нефти Казахстана достигнут 20–25 млн т в год».

Разумеется, в Азербайджане рассчитывают не только на экономические, но и на политические преференции в связи с проектом Баку–Джейхан. Так, например, ряд депутатов республики убеждены в том, что «БТД – серьезный политико-экономический козырь для вступления Азербайджана в Европейский союз». Правда, он бьется более крупной картой – проблемой Нагорного Карабаха. Ее решение после запуска БТД может быть только дипломатическим. Во всяком случае, бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху Владимир Казимиров считает, что «с запуском БТД Азербайджан навсегда теряет возможность силовым путем решить проблему НК».

Интересы Грузии и Турции

Грузия и Турция – страны, по территории которых проходит БТД, поэтому их интерес в проекте исключительно транзитно-тарифный. И тем не менее президент Грузии безапелляционно заявил в Сангачалах, что «БТД, газопровод Баку–Тбилиси–Эрзурум (БТЭ) и железная дорога Карс–Алалкалаки–Тбилиси–Баку укрепляют независимость стран региона и принесут процветание населяющим его народам». Почему Саакашвили наделил БТД таким глобальным значением, сказать сложно. В первые 5 лет эксплуатации трубопровода Грузия будет получать 0,12 долл. за баррель прокаченной нефти, в последующие 11 лет – по 0,14 долл., а в последние 24 года – по 0,17 долл. Одним словом, БТД при максимальной загрузке способен дать Грузии от 42 до 65 млн долл. годового дохода. Если учесть, что валовой внутренний продукт страны в 2004 г. составил 9,8 млрд лари (5,4 млрд долл.), транзитные доходы от БТД даже в самые лучшие годы обеспечат грузинской экономике максимум 1,2% ВВП-2004. То есть говорить о процветании Грузии благодаря проекту БТД весьма странно.

Не принесет он Грузии и энергетической независимости, т.к. вся каспийская нефть пройдет мимо грузинской экономики.

Однако определенные политические преференции Тбилиси получит. Напомним, что, воспользовавшись безальтернативностью маршрута БТД, Тбилиси в ультимативной форме потребовал от Баку передать Грузии транзитные баку–джейханские тарифы Азербайджана. Что и было сделано президентом Гейдаром Алиевым, взявшим на себя всю ответственность за потерянные в результате этого шага его народом суммарные 0,5–1 млрд долл.

Более того, как заявил в мае 2005 г. министр энергетики Грузии Ника Гилаури, Тбилиси попытается изменить контракт о транзите природного газа с месторождения Шах-Дениз в Турцию, чтобы увеличить грузинскую долю в проекте БТЭ, установленную в объеме до 0,8 млрд м3 газа в год. Учитывая, что потребности Грузии в природном газе могут вырасти к 2010 г. до 5 млрд м3 (в настоящее время 2,1 млрд м3, из которых 1,2 млрд м3 составляют российские поставки), а энергетической независимости от России очень хочется, труба БТД действительно может стать весьма эффективным рычагом в переговорах об изменении транзитного соглашения по БТЭ.

Интересы Турции в БТД аналогичны грузинским. Во-первых, это транзитные доходы в размере 0,2 долл./барр. в первые 5 лет эксплуатации БТД, 0,3 долл./барр. в последующие 11 лет и по 0,37 долл./барр. в последние 24 года. То есть суммарный доход Турции от проекта может составить от 70 до 130 млн долл. в год или максимум 0,07% ВВП Турции-2004. Во-вторых, возможность получения до 3,4 млн т нефти АЧГ в год (турецкая ТРАО имеет 6,8% в проекте АЧГ и 6,53% в БТД). И, наконец, в-третьих, рычаг БТД может обеспечить Анкаре получение от Баку тех или иных экономических привилегий.

Интересы Казахстана

Казахстан заинтересован в многовекторности своих экспортных нефтяных маршрутов, позволяющей добиваться снижения тарифов на каждом из них.

Как заявил в Баку президент Нурсултан Назарбаев, «к 2010 г. Казахстан будет добывать 100 млн т нефти, к 2015-му – 150 млн т при внутреннем потреблении в 25 млн т нефти в год». При этом Назарбаев подчеркнул, что ни БТД (20 прогнозных миллионов тонн казахстанской нефти в год), ни КТК (67 млн т) не смогут обеспечить полную транспортировку экспортных объемов нефти Казахстана. Поэтому Казахстан ведет строительство трубопровода в Китай мощностью в 20 млн т нефти в год, а также не исключает появления в будущем и иранского маршрута с выходом к Персидскому заливу также на 20 млн т. Казахстан продолжает работать с Россией по трубопроводу Атырау–Самара (до 15 млн т нефти в год) с выходом к Балтийскому морю. То есть потенциал всех экспортных маршрутов Казахстана вполне может вырасти к 2015 г. до 142 млн т при экспортном нефтяном потенциале в 125 млн т. И какому маршруту отдаст Казахстан предпочтение, будет зависеть не только от нефтяной рыночной конъюнктуры, но и от затрат на транспортировку нефти.

Именно в этом контексте и любопытна фраза Назарбаева о том, что «БТД пора переименовать в Актау–Баку–Тбилиси–Джейхан». С точки зрения заполнения трубы БТД новый транскаспийский нефтепровод – безусловный позитив, т.к. если в подводную трубу Актау–Баку будут вложены средства, их придется окупать прокачкой 20 млн т казахстанской нефти в год.

Однако для Каспийского морского пароходства, вложившего в производство новых танкеров уже более 50 млн долл., труба Актау–Баку – сокрушительный удар. Ведь 39 танкеров КАСПАРа собирались на Каспии с целью перевозить из Актау в Баку до 20 млн т казахстанской нефти в год, получая при этом с каждой перевезенной тонны до 6 долл. в год.

Ну а пока трубы Актау–Баку нет, так же как и инфраструктуры для беспричальной разгрузки танкеров с казахстанской нефтью близ Сангачалов, Баку и Астана продолжают тяжелые переговоры об условиях присоединения Казахстана к проекту БТД. И если Азербайджан уступил по транзитным тарифам Грузии, почему бы ему не уступить вновь – на сей раз Казахстану?

Интересы США и России

Интерес США в проекте БТД очевиден – каспийская нефть должна идти в обход России и Ирана. По этой причине даже у самого экономичного маршрута основного экспортного трубопровода Азербайджана (через Иран к Персидскому заливу) не было ни малейшего шанса.

Штатам воздали должное и в Сангачалах. Во всяком случае, президент Азербайджана Алиев откровенно заявил с высокой трибуны: «Если бы не было поддержки США, мы не смогли бы реализовать проект БТД».

Президент США Джордж Буш, естественно, одобрил сдачу в эксплуатацию 443 км трубы БТД, подчеркнув в своем послании, что «Баку–Джейхан открывает новую эру в развитии Каспийского бассейна». Проще говоря: наконец-то основные объемы нефти Азербайджана пойдут в Европу и на другие рынки в обход России.

Что касается интересов России, то официальная Москва всегда относилась к БТД, скажем так, сдержанно, замечая порой, что выбор экспортных маршрутов для азербайджанской нефти – это дело самого Азербайджана. Так что после сдачи в конце ноября 2005 г. БТД в эксплуатацию у России в трубопроводных делах Азербайджана останется один интерес – чтобы по маршруту Баку–Новороссийск прокачивалось хотя бы 2,5 млн т нефти ГНКАР в год.

У Баку при дефиците нефти для БТД нет экономических резонов продолжать прокачку своей нефти в Новороссийск. Более того, ВР Azerbaijan даже ведет сейчас переговоры с альянсом «ТНК-ВР» о доставке в Азербайджан российской нефти для трубы БТД. Хотя надежды на успех этих то ли переговоров, то ли консультаций (в ВР Azerbaijan на эту щекотливую тему с нами предпочли не говорить) практически нет: не станет же, в самом деле, Москва поддерживать своей нефтью трубопроводный проект, выдавливающий Россию из региона?

Однако за отсутствием резонов экономических, официальный Баку имеет резоны политические: все-таки горькую пилюлю БТД надо подсластить хотя бы 2,5 млн т азербайджанской нефти для «северного» маршрута.

Опять же стопроцентная надежность и безопасность БТД может оказаться южно-кавказским мифом, и тогда Баку–Новороссийск вновь, как это было в начале 2005 г., понадобится для нефти АЧГ.

 

Еще статьи на эту тему:


Журнал «Мировая энергетика»

Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
Все права защищены. При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru