Архив статей

 

Журнал «Мировая энергетика»

Февраль 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Горлышко Босфора слишком узко

Весь январь российские экспортеры нефти на южном направлении вынуждены были ограничивать свои аппетиты: танкеры выстраивались в длинную очередь при проходе проливов Босфор и Дарданеллы.

Михаил КЛАССОН

В январе 2004 г. на подходах к проливам Босфор и Дарданеллы скопилось до сотни танкеров. По сообщениям представителей министерства морского флота Турции пробка из танкеров появилась после закрытия проливов из-за снежных буранов, тумана и морских бурь. Кроме того, на нее повлияло и недавнее введение турецкими властями ограничения на проход проливов крупными судами ночью. Посол Турции в Москве Курулташ Ташкент вынужден был даже выступить по столичному русскоязычному радио, чтобы оправдать это ограничение. По его словам, в зоне проливов, прежде всего в Стамбуле, проживает 15 млн человек, поэтому понадобилось принять меры для обеспечения их безопасности, а также для охраны окружающей среды. Как считает г-н Ташкент, меры, вводимые Турцией, соответствуют всем международным нормам. Кроме того, Анкара проводит регулярные консультации с Москвой.

Накануне выступления турецкого посла по московскому радио газета Financial Times сообщила, что нефтеперерабатывающие заводы в бассейне Средиземного моря испытывают дефицит сырья, так как плохая погода и ограничения в сфере безопасности привели к образованию пробок в Босфоре и Дарданеллах, через которые доставляется российская нефть. Затор угрожал привести к срыву в поставках, подобному тому, который произошел в Европе во время войны в Персидском заливе в 1991 г., – отметила газета.

Пробка в проливах, по данным FT, вынудила российские компании приостановить транспортировку нефти по одному из трубопроводов, доставляющих нефть к Черному морю, так как загрузка танкеров задерживалась, а хранилища в портах оказались переполненными. По сообщению Рейтер из Стамбула, экспорт российской нефти в регион Средиземноморья в январе 2004 г. снизился вдвое против планов компании Транснефть. Недопоставка в январе через Одессу составляла, по оценкам трейдеров, 300–400 тыс. т, а через Новороссийск – 870 тыс. т. Трейдеры опасаются, что ситуация полностью нормализуется только к апрелю. Танкеры не успевают своевременно прибывать к нефтеналивным терминалам, что ведет к штрафным санкциям и к удорожанию фрахта, сообщает агентство Platts. Так, если фрахтовка танкера водоизмещением до 1 тыс. т, заказанного в декабре, стоила 44 тыс. долл./сут., то в январе цена фрахта достигла 100 тыс долл./сут. Если задержка по срокам достигнет 30 дней, то доставка нефти обойдется в 3 млн долларов.

Тревогу трейдеров разделил и заместитель гендиректора ОАО "Новороссийский морской торговый порт" Олег Евменчиков. В январе порт недосчитался четырех танкеров, и тем самым не отгрузил на экспорт свыше 1 млн т нефти и нефтепродуктов. По словам Евменчикова, порт испытывал недостаток подхода танкеров с конца 2003 г. В частности, в ноябре прошлого года по этой причине потребители не получили своевременно свыше 0,8 млн т нефтеналивных грузов. Однако Транснефть, да и сами нефтяники, тревоги не били. По словам вице-президента Транснефти Сергея Григорьева, погрузка российской нефти шла в штатном режиме, поскольку нефтяники стали более осмотрительными и теперь заказывают танкеры не за 5–7 дней, как раньше, а за 20. Григорьев категорически опроверг информацию о том, что из-за затоваренности хранилищ приходилось останавливать прокачку нефти в направлении черноморских портов.

Мнение эксперта

Михаил Перфилов,
аналитик Petroleum Argus

Пробки в Босфоре будут повторяться каждый год – до тех пор, пока не удастся реализовать какие-либо решения об обходе этого узкого места. На черноморские проливы зимой всегда обрушивается непогода – туманы, штормы. Плюс к этому с недавних пор добавился запрет турецких властей на проход крупных танкеров через Босфор ночью. Чтобы «обойти» Босфор, российские компании были готовы участвовать в строительстве нефтепровода через Турцию, а также «трубы» от Бургаса (болгарский порт на берегу Черного моря) до Александруполиса (греческий порт на берегу Эгейского моря). Поэтому нужно либо этим предметно заниматься, либо вообще уходить с южного направления. А наше государство сейчас не занимает никакой позиции по этому вопросу. Нефтяники, насколько я слышал, недовольны тем, что государство не хочет помогать своим экспортерам, по крайней мере, на южном направлении. Дальнейшее увеличение пропускной способности Балтийской трубопроводной системы (БТС) до 42 млн т, а также развитие других мощностей Транснефти вряд ли оттянет экспорт нефти с южного направления на северное. Ведь предполагаемое увеличение добычи в 2004 г. составит 7% или 30 млн т. Оно будет поглощено северным направлением, то есть БТС и экспортным терминалом в Гданьске (Польша), вполне вероятно, что реального перераспределения нефти с южного направления не произойдет. Если же БТС будет развита до 62 млн т, то прибавка в 20 млн т придется на североевропейский рынок нефти и может сбить цены на нее в Западной Европе. Что касается Мурманского терминала (который позволил бы отправлять нефть крупными танкерами в США), то здесь необходимо провести массу предварительных расчетов, чтобы определить выгодность этого проекта. Правительство этим заниматься пока не особенно желает, а компании, которые могут раскошелиться на такие расчеты, ждут отмашки от правительства. Реализация проекта затягивается и, похоже, надолго.

Справка «МЭ»

Ежегодно через Босфор и Дарданеллы проходит 50 тыс. судов, каждое восьмое – танкер. За последние полвека тут зарегистрировано почти 500 чрезвычайных происшествий, 40 из них – весьма серьезные. Так, столкновение танкера Nassia с сухогрузом Ship Brouker в 1994 г. привело к разливу нефти, пожару и гибели 34 человек. Вооруженная тревожной статистикой Анкара заявляет: Босфор – не нефтепровод, нынешние 90 млн т углеводородов в год – предел его пропускной способности.

Движение через Босфор и Дарданеллы регулирует конвенция Монтрё, принятая в 1936 г. Она регламентирует проход военных кораблей, но никак не ограничивает торговое судоходство. На сегодня в договоре участвуют одиннадцать государств. Такие бессрочные морские конвенции могут изменяться только с согласия всех заинтересованных сторон. Турция же ввела односторонние ограничения. Согласно регламенту 1994 г. суда длиной более 200 м проходят проливы только днем (обычно это танкеры, большие сухогрузы, военные корабли). С 1998 г. для кораблей длиной 250–300 м с опасным грузом на борту в Босфоре – одностороннее движение. А с октября 2002 г. длину еще "урезали" до 150–200 м. Большинство стран – соседей Турции, в том числе Россия, Греция, Кипр, Сирия, Украина, Болгария – не разделяют политику Анкары относительно проливов. Многие государства не выполняют ряд турецких требований, так как считают их незаконными и нарушающими конвенцию Монтрё. В 1994 г., после одностороннего демарша Турции, в российско-турецких отношениях возникли серьезные трения. Последовали двусторонние консультации, а также заключение Международной морской организации, поддержавшей некоторые турецкие положения. Поэтому капитаны российских судов получили указание выполнять инструкции международных организаций.

По данным Минэнерго РФ, в 2003 г. через черноморские проливы прошло 62 млн т российской нефти, а с учетом нефти Каспийского трубопроводного консорциума – 77 млн т нефти. Это на четверть больше, чем в 2002 г. За последние восемь лет объемы поставок из России удвоились, а вскоре через проливы должен хлынуть поток каспийской нефти.

 
Еще статьи на эту тему:
 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru