echo $sape->return_links(1); ?> |
|
 |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links();?> |
Горлышко Босфора слишком узко
Весь январь российские экспортеры нефти на южном направлении вынуждены были ограничивать свои аппетиты: танкеры выстраивались в длинную очередь при проходе проливов Босфор и Дарданеллы.
Михаил КЛАССОН
В январе 2004 г. на подходах к проливам Босфор и Дарданеллы скопилось до сотни
танкеров. По сообщениям представителей министерства морского флота Турции пробка
из танкеров появилась после закрытия проливов из-за снежных буранов, тумана и
морских бурь. Кроме того, на нее повлияло и недавнее введение турецкими властями
ограничения на проход проливов крупными судами ночью. Посол Турции в Москве
Курулташ Ташкент вынужден был даже выступить по столичному русскоязычному радио,
чтобы оправдать это ограничение. По его словам, в зоне проливов, прежде всего в
Стамбуле, проживает 15 млн человек, поэтому понадобилось принять меры для
обеспечения их безопасности, а также для охраны окружающей среды. Как считает
г-н Ташкент, меры, вводимые Турцией, соответствуют всем международным нормам.
Кроме того, Анкара проводит регулярные консультации с Москвой.
Накануне выступления турецкого посла по московскому радио газета Financial Times
сообщила, что нефтеперерабатывающие заводы в бассейне Средиземного моря
испытывают дефицит сырья, так как плохая погода и ограничения в сфере
безопасности привели к образованию пробок в Босфоре и Дарданеллах, через которые
доставляется российская нефть. Затор угрожал привести к срыву в поставках,
подобному тому, который произошел в Европе во время войны в Персидском заливе в
1991 г., – отметила газета.
Пробка в проливах, по данным FT, вынудила российские компании приостановить
транспортировку нефти по одному из трубопроводов, доставляющих нефть к Черному
морю, так как загрузка танкеров задерживалась, а хранилища в портах оказались
переполненными. По сообщению Рейтер из Стамбула, экспорт российской нефти в
регион Средиземноморья в январе 2004 г. снизился вдвое против планов компании
Транснефть. Недопоставка в январе через Одессу составляла, по оценкам трейдеров,
300–400 тыс. т, а через Новороссийск – 870 тыс. т. Трейдеры опасаются, что
ситуация полностью нормализуется только к апрелю. Танкеры не успевают
своевременно прибывать к нефтеналивным терминалам, что ведет к штрафным санкциям
и к удорожанию фрахта, сообщает агентство Platts. Так, если фрахтовка танкера
водоизмещением до 1 тыс. т, заказанного в декабре, стоила 44 тыс. долл./сут., то
в январе цена фрахта достигла 100 тыс долл./сут. Если задержка по срокам
достигнет 30 дней, то доставка нефти обойдется в 3 млн долларов.
Тревогу трейдеров разделил и заместитель гендиректора ОАО "Новороссийский
морской торговый порт" Олег Евменчиков. В январе порт недосчитался четырех
танкеров, и тем самым не отгрузил на экспорт свыше 1 млн т нефти и
нефтепродуктов. По словам Евменчикова, порт испытывал недостаток подхода
танкеров с конца 2003 г. В частности, в ноябре прошлого года по этой причине
потребители не получили своевременно свыше 0,8 млн т нефтеналивных грузов.
Однако Транснефть, да и сами нефтяники, тревоги не били. По словам
вице-президента Транснефти Сергея Григорьева, погрузка российской нефти шла в
штатном режиме, поскольку нефтяники стали более осмотрительными и теперь
заказывают танкеры не за 5–7 дней, как раньше, а за 20. Григорьев категорически
опроверг информацию о том, что из-за затоваренности хранилищ приходилось
останавливать прокачку нефти в направлении черноморских портов.
Мнение эксперта
Михаил Перфилов, аналитик Petroleum Argus
Пробки в Босфоре будут повторяться каждый год – до тех пор, пока не удастся
реализовать какие-либо решения об обходе этого узкого места. На черноморские
проливы зимой всегда обрушивается непогода – туманы, штормы. Плюс к этому с
недавних пор добавился запрет турецких властей на проход крупных танкеров через
Босфор ночью. Чтобы «обойти» Босфор, российские компании были готовы участвовать
в строительстве нефтепровода через Турцию, а также «трубы» от Бургаса
(болгарский порт на берегу Черного моря) до Александруполиса (греческий порт на
берегу Эгейского моря). Поэтому нужно либо этим предметно заниматься, либо
вообще уходить с южного направления. А наше государство сейчас не занимает
никакой позиции по этому вопросу. Нефтяники, насколько я слышал, недовольны тем,
что государство не хочет помогать своим экспортерам, по крайней мере, на южном
направлении. Дальнейшее увеличение пропускной способности Балтийской
трубопроводной системы (БТС) до 42 млн т, а также развитие других мощностей
Транснефти вряд ли оттянет экспорт нефти с южного направления на северное. Ведь
предполагаемое увеличение добычи в 2004 г. составит 7% или 30 млн т. Оно будет
поглощено северным направлением, то есть БТС и экспортным терминалом в Гданьске
(Польша), вполне вероятно, что реального перераспределения нефти с южного
направления не произойдет. Если же БТС будет развита до 62 млн т, то прибавка в
20 млн т придется на североевропейский рынок нефти и может сбить цены на нее в
Западной Европе. Что касается Мурманского терминала (который позволил бы
отправлять нефть крупными танкерами в США), то здесь необходимо провести массу
предварительных расчетов, чтобы определить выгодность этого проекта.
Правительство этим заниматься пока не особенно желает, а компании, которые могут
раскошелиться на такие расчеты, ждут отмашки от правительства. Реализация
проекта затягивается и, похоже, надолго.
Справка «МЭ»
Ежегодно через Босфор и Дарданеллы проходит 50 тыс. судов, каждое восьмое –
танкер. За последние полвека тут зарегистрировано почти 500 чрезвычайных
происшествий, 40 из них – весьма серьезные. Так, столкновение танкера Nassia с
сухогрузом Ship Brouker в 1994 г. привело к разливу нефти, пожару и гибели 34
человек. Вооруженная тревожной статистикой Анкара заявляет: Босфор – не
нефтепровод, нынешние 90 млн т углеводородов в год – предел его пропускной
способности.
Движение через Босфор и Дарданеллы регулирует конвенция Монтрё, принятая в 1936
г. Она регламентирует проход военных кораблей, но никак не ограничивает торговое
судоходство. На сегодня в договоре участвуют одиннадцать государств. Такие
бессрочные морские конвенции могут изменяться только с согласия всех
заинтересованных сторон. Турция же ввела односторонние ограничения. Согласно
регламенту 1994 г. суда длиной более 200 м проходят проливы только днем (обычно
это танкеры, большие сухогрузы, военные корабли). С 1998 г. для кораблей длиной
250–300 м с опасным грузом на борту в Босфоре – одностороннее движение. А с
октября 2002 г. длину еще "урезали" до 150–200 м. Большинство стран – соседей
Турции, в том числе Россия, Греция, Кипр, Сирия, Украина, Болгария – не
разделяют политику Анкары относительно проливов. Многие государства не выполняют
ряд турецких требований, так как считают их незаконными и нарушающими конвенцию
Монтрё. В 1994 г., после одностороннего демарша Турции, в российско-турецких
отношениях возникли серьезные трения. Последовали двусторонние консультации, а
также заключение Международной морской организации, поддержавшей некоторые
турецкие положения. Поэтому капитаны российских судов получили указание
выполнять инструкции международных организаций.
По данным Минэнерго РФ, в 2003 г. через черноморские проливы прошло 62 млн т
российской нефти, а с учетом нефти Каспийского трубопроводного консорциума – 77
млн т нефти. Это на четверть больше, чем в 2002 г. За последние восемь лет
объемы поставок из России удвоились, а вскоре через проливы должен хлынуть поток каспийской нефти.
|