echo $sape->return_links(1); ?> |
|
 |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links();?> |
Дождь инвестиций прольется на Россию?
В декабре 2003 г. на конференции Энергетической хартии в Брюсселе был представлен доклад по инвестиционному климату и структуре рынка в энергетическом секторе России.
Документ, разработанный Минэнерго РФ, МЭРТ РФ и Бюро экономического анализа, дает цельную картину по состоянию на конец 2002 г., после чего произошло важное событие –
агентство Moody’s впервые присвоило России инвестиционный рейтинг. «Мировая энергетика» публикует выдержки из доклада, который предоставило редакции Минэнерго РФ.
Статистика привлечения иностранных инвестиций в РФ. Россия не относится пока к числу стран, наиболее успешно привлекающих иностранные инвестиции.
По сведениям ЮНКТАД, объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ), привлекаемых Россией, не превышает 0,3% общемирового их объема.
По данным Госкомстата РФ к концу 2002 г. объем накопленного иностранного капитала в России составил 42,9 млрд долл. В структуре
иностранных инвестиций в Россию в настоящее время доминируют т.н. “прочие” инвестиции, в основном состоящие из различного рода кредитов (77,4% в 2002 г.),
за ними следуют прямые инвестиции (20,2%) и замыкают список портфельные капиталовложения (2,4%). ПИИ по составу подразделялись на взносы в капитал (32%), кредиты,
полученные от зарубежных совладельцев (53%), и прочие ПИИ (15%).
Главными объектами иностранного инвестирования в России являются промышленность и торговля.
На долю промышленности в 2002 г. пришлось 7332 млн долл. иностранных инвестиций (37,1%), а торговли и общественного питания 8805 млн долл.(44,5%), в т.ч. внешняя торговля – 4438 млн долл. (22,4%). Среди отраслей промышленности по объему привлеченных иностранных инвестиций первое место в 2002 г. занимали черная и цветная металлургия (2469 млн долл. или 33,7% всех иностранных инвестиций в промышленность). Второе место занимали отрасли топливно-энергетического комплекса (ТЭК), на долю которых пришлось 27,4% всех иностранных капиталовложений в промышленность (2007 млн долл.). На третьем месте была пищевая промышленность (1210 млн долл. или 16,5%). На долю машиностроения и металлообработки пришлось 490 млн долл. (6,7%).
Иностранные инвестиции в ТЭК направляются в основном в добычу нефти, а не в электроэнергетику. На долю нефтедобывающей промышленности в общем объеме привлеченных иностранных инвестиций в ТЭК в 2002 г. пришлось более 95%.
Структурное развитие нефтегазовой отрасли. К приоритетам структурной политики в нефтегазовой отрасли относятся:- формирование конкурентной среды в газовой отрасли, стабилизация условий работы независимых производителей нефти и газа;
- повышение качества государственного регулирования и развитие систем корпоративного управления;
- создание эффективных систем управления государственной собственностью и усиление антимонопольного регулирования естественных монополий;
- обеспечение оптимального соотношения различных экономических форм;
- стимулирование использования сырьевых энергоресурсов для их глубокой химической переработки;
- достижение оптимальных пропорций между централизованным и децентрализованным энергоснабжением потребителей, дальнейший рост открытости и конкурентности энергетических рынков.
Развитие нефтяной отрасли предусматривает, в первую очередь, оптимизацию всех элементов государственной экономической политики (налоговой политики, регулирования недропользования, поддержки малого и среднего нефтяного бизнеса) в целях обеспечения более рациональной структуры нефтедобычи, добросовестной конкуренции на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов, уравнивание условий хозяйственной деятельности всех субъектов рынка, принятие стабильных и прозрачных правил пользования трубопроводами и доступа к мощностям нефтепереработки. Перспективным направлением государственной политики является стимулирование инвестирования избыточного капитала нефтяных компаний в инвестиционно-дефицитные сферы экономики, поддержка развития нефтеперерабатывающего комплекса, отказ от мер краткосрочного административного регулирования рынка нефти в пользу долгосрочных механизмов государственной политики.
Структурная политика в газовой промышленности будет направлена на создание условий для обеспечения надежного газоснабжения страны. С этой целью будет реализован комплекс мер по повышению эффективности корпоративного управления ОАО “Газпром”, рационализации использования ресурсов, стимулированию разработки новых газовых месторождений, в первую очередь, независимыми производителями, демонополизации системы внутренней торговли и развитию инфраструктуры внутреннего рынка газа, осуществлению конкретных мероприятий по его либерализации.
В ближайшей перспективе реформирование ОАО “Газпром” путем выделения из него независимой газотранспортной компании не планируется, и основными видами деятельности этой транснациональной компании остаются добыча газа, его транспортировка и распределение (наряду с ГРО), а также продажа газа потребителям. Тем не менее Программой социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002–2004 гг.), принятой 10 июля 2001 г., предусматривается возможность финансового и организационного выделения в составе ОАО “Газпром” транспортной компании. В будущем возможно также выделение Центрального производственно-диспетчерского управления.
Развитие Единой системы газоснабжения будет осуществляться на основе комплексной программы реконструкции и развития газотранспортных сетей в увязке с намечаемыми объемами добычи газа на новых месторождениях и географическим размещением предполагаемых потребителей, при участии независимых производителей газа, усилении государственного контроля и поддержки развития ЕСГ. Одной из важнейших задач реформирования газовой отрасли является создание таких условий, при которых независимые газовые и нефтяные компании вкладывали бы свои средства в развитие ЕСГ и при этом получали бы доступ к магистральным газопроводам в достаточной для них степени. Другой важной проблемой является выработка порядка участия газовых и нефтяных компаний в экспорте газа на условиях, при которых соблюдаются интересы государства в целом и обеспечивается приемлемый для РФ уровень экспортных цен на газ.
Цели реформирования и развития конкурентного рынка газа достижимы в длительный срок, выходящий за пределы среднесрочной политики. С этой целью будет определена, исходя из принципа покрытия обоснованных текущих и инвестиционных затрат, прогнозная динамика среднего повышения регулируемых цен на газ. Так, уже к 2004 г. цена на газ в регулируемом секторе рынка может составить 22–23 долл./тыс.м3, а к 2010 г. – 31–34 долл./тыс.м3, а в нерегулируемом секторе рынка 43–45 долл. и 55–60 долл./тыс.м3, соответственно. В конце 2002 – начале 2003 гг. резко повысился интерес к реформированию газового рынка в России. Предложения о реформировании ОАО “Газпром” изучаются правительством РФ.
Перспективы инвестирования в нефтегазовую промышленность для иностранных инвесторов. Инвестиционная политика развития ТЭК, согласно Энергетической стратегии,
предусматривает решение двух задач: наращивание объема инвестиций и изменение их структуры. Инвестиционные потребности нефтегазовой промышленности на перспективу до 2020 г. составят:
- в нефтяной отрасли – 230–240 млрд долл. источником финансирования явится собственный капитал нефтяных компаний, средства инвесторов;
- в газовой отрасли – от 170 до 200 млрд долл. (с учетом 35 млрд долл. на реализацию программы освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, до 70 млрд долл. на реализацию программы освоения месторождений п-ова Ямал).
Основу этих средств составят инвестиции ОАО “Газпром” и независимых производителей газа.
Различные режимы недропользования, в т.ч. Соглашение о разделе продукции (СРП), а также договоры концессии, заключаемые государством с частными инвесторами как отечественными,
так и иностранными, будут важным инструментом государственной инвестиционной политики. Режим СРП является не альтернативой национальному налоговому режиму,
а способом обеспечения разработки месторождений с неясными перспективами в отношении рентабельности. Для осуществления эффективного экономического и
организационно-правового регулирования деятельности в области СРП политика РФ будет реализовываться в следующих направлениях:
- уточнение и детализация стратегии применения режима СРП в РФ;
- упрощение процедур заключения СРП, жесткая регламентация процедур и сроков принятия решений для российских органов исполнительной власти, вовлеченных в процессы подготовки и реализации проектов СРП;
- поэтапное формирование системы “одного окна” для инвесторов;
- обеспечение прозрачности реализации СРП путем реформирования системы бухгалтерского учета, совершенствование контроля за реализацией СРП;
- предоставление прав пользования недрами на условиях СРП преимущественно на конкурсной основе.
Рассматривается возможность принятия концессионного закона, в котором будет зафиксирована возможность предоставления государством частному инвестору
(российскому и иностранному) исключительных прав на пользование государственной и муниципальной собственностью, являющейся предметом договора между
государством как собственником и частным инвестором. Передача прав будет осуществляться на возмездной основе и на различные сроки, включая возможность
осуществления долгосрочных концессий. В законе также будет закреплен механизм определения стоимости предоставляемых исключительных прав и схемы
распределения концессионных платежей, цели концессионирования, что создаст предпосылки для сбалансированности интересов сторон. В закон будут включены
положения о неизменности правовых условий реализации проектов и другие государственные гарантии.
Инвестиционная привлекательность нефтедобывающей отрасли, в первую очередь ВИНК, будет обусловлена увеличением “прозрачности” компаний и улучшением
корпоративного управления, хорошей производственной диверсифицированностью, уменьшающей рыночные риски для этих компаний, а также проведением ВИНК политики
территориальной диверсификации.
|