|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Миллионы для обществаЮКОС был первой российской нефтяной компанией, которая опубликовала социальный отчет, приближенный к мировым стандартам.
Однако на протяжении многих лет ЮКОС осуществлял политику, направленную на системное решение проблем территорий, на которых он работал, масштабные социально-значимые программы в России. Представленный им отчет составлялся на основе рекомендаций руководства по отчетности в области устойчивого развития (GRI), а также включал некоторые элементы стандарта АА1000, разработанного Институтом по социальной и этической отчетности Великобритании. Компания планировала в 2004 г. еще более приблизиться к международным стандартам. Конечно, российскому бизнесу пока нелегко им соответствовать, даже если они разделяют принципы корпоративной социальной политики в большинстве развитых стран. Но еще в 2001 г. ЮКОС присоединился к Глобальному соглашению ООН, которое содержало девять базовых принципов в области трудовых стандартов, охраны окружающей среды и соблюдении прав человека. Как отметил первый вице-президент ЮКОС-Москва Михаил Трушин, «в России социальная политика компаний является элементом выживания». В отчете раскрываются цели, миссия компании, взаимодействие с заинтересованными сторонами, политика корпоративной социальной ответственности, корпоративное управление, работа с персоналом, социальные программы и примеры. В 2003 г. на федеральные, региональные и специальные программы ЮКОС потратил 1 млрд 560 млн руб. Среди проектов федерального уровня наиболее известны три масштабные программы, управлявшиеся благотворительным фондом «Открытая Россия»: «Федерация Интернет Образования», на которую ежегодно компания тратила 300 млн руб., развивающая массовая игра для школьников «Новая цивилизация» (120 тыс. участников, 30 млн руб. ежегодно), поддержка российских учебных заведений. «Федерация Интернет Образования» планировала за пять лет открыть в регионах России 50 Интернет-центров бесплатного обучения учителей, которые, в свою очередь, должны подготовить грамотное поколение учеников. ЮКОС успел открыть 40 таких центров, обучивших 75 тыс. учителей. Совместно с британским фондом Charities Aid Foundation ЮКОС реализовал конкурсную программу проектов по социально-экономическому развитию территорий (максимальная сумма финансирования одного проекта – 300 тыс. руб., за два года бюджет конкурса достиг 75 млн руб.). Проекты отличались нестандартным решением проблем социально незащищенных жителей. Например, в Кинель-Черкасском районе Самарской области невозможно было сдать белье в стирку: услугу не оказывало ни одно из муниципальных учреждений. На деньги ЮКОСа в трех самых крупных селах района открылись социальные прачечные. Еще один из победивших в конкурсе проектов – «Здоровое сердце», предложенный медиками Нефтеюганска. Врачи, благодаря финансированию ЮКОСа, обследовали жителей трех сибирских городов, назначили и провели оздоровительные процедуры. В начале 60-х годов ХХ в., когда начиналась разработка нефтяных месторождений Сибири, наспех строились некачественные дома из небезопасных для жизни материалов. В этих «фенольных» зданиях многие люди в Ханты-Мансийском округе живут до сих пор. В ЮКОСе разработали программу переселения в безопасные дома жителей нескольких регионов Сибири и Самарской области. В Сызрани пустили троллейбусную линию, в Нефтеюганске реконструировали систему водоснабжения города, построили коттеджи в пострадавшем от наводнения Ленске в Якутии. Малочисленный народ ханты получает от компании материальную компенсацию за пользование землями. С другим партнером ЮКОСа – фондом «Институт экономики города» была реализована программа по развитию городской инфраструктуры и повышению эффективности управления в муниципальных образованиях Самарской области. Бюджеты региональных социальных программ ЮКОСа сопоставимы с местными бюджетами, а главная черта социальных инвестиций компании – наличие механизма возвратности (не обязательно в денежном эквиваленте) и добавленной социальной стоимости компании. Парадокс, однако, в том, что подробнейшее описание с практическими примерами социальной деятельности не повысил градус доверия государства к компании. Будем надеяться, что это все-таки исключение из правил. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Еще статьи на эту тему: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Журнал «Мировая энергетика»Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.Все права защищены. При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна. Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru |