Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Февраль 2005 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 

Пора подсчитать плюсы и минусы

Россия приняла на себя обязательства по исполнению Киотского протокола. Однако в нашей стране пока нет национального механизма исполнения этого соглашения.

Антон ЩУКИН,
председатель правления
Санкт-Петербургской общественной организации «КЕ Ассоциация»

Для вступления страны в систему международной торговли разрешениями на выбросы необходимо на национальном уровне разработать и принять целый ряд нормативно-правовых актов. Кроме того, с другими государствами-участниками Киотского протокола должны быть заключены межправительственные соглашения по формированию системы передачи разрешений на выбросы, российская система сертификации квот должна быть признана соответствующей принятым на международном уровне соглашениям.

Обязательно должен быть разработан федеральный закон в области государственного регулирования эмиссии и поглощения парниковых газов на территории РФ, который определит механизмы распределения квот и стимулирования проектов сокращения выбросов парниковых газов (и увеличения их поглощения лесами). Значимой является также проблема установления права собственности на объемы сокращенных выбросов парниковых газов.

Функционирование рынка разрешений на выбросы невозможно без принятия федеральных законов о порядке обращения квот (лицензий на выбросы парниковых газов), сертификации выбросов и создания вторичного рынка торговли квотами. На федеральном уровне должна быть создана национальная система мониторинга выбросов и поглощения парниковых газов, а также соответствующего Регистра.

В настоящее время существуют лишь проекты указанных документов, которые еще не согласованы в министерствах и ведомствах.

Россия располагает крайне небольшим сроком для выработки национального механизма реализации положений Киотского протокола. По оценкам большинства аналитиков, после 2012 г. наша страна может столкнуться с исчерпанием национальной квоты на выбросы парниковых газов за счет расширения национального производства и, как следствие, энергопотребления. Следовательно, прямые финансовые выгоды от ратификации Киотского протокола национальная промышленность может получить только в первый договорной период. Для этого необходимо уже в 2005 г. заключить соответствующие межправительственные соглашения, создать федеральную законодательную базу и не позднее конца 2006 г. иметь функционирующие в национальном масштабе системы мониторинга, лицензирования и сертификации выбросов парниковых газов.

К сожалению, к настоящему времени нормативными документами урегулированы лишь отдельные, незначительные вопросы общего характера в указанной сфере. Вопросы сокращения выбросов парниковых газов затрагиваются, например, в федеральной целевой программе «Энергоэффективная экономика на 2002–2005 гг. и на перспективу до 2010 г.». Между тем вполне возможной представляется необходимость учета краткосрочных и долговременных эффектов ратификации Киотского протокола в Энергетической стратегии Российской Федерации и целом ряде других документов.

Топливно-энергетический комплекс, в особенности такие энергоемкие отрасли, как транспортировка нефти и газа, переработка нефти и попутного нефтяного газа, смежные отрасли нефтехимической промышленности, тепловая электроэнергетика вносят наибольший вклад в формирование национальной квоты выбросов парниковых газов в стране. Соответственно, именно эти отрасли народного хозяйства, в зависимости от энергоэффективности конкретных производственных объектов ощутят наибольший положительный или отрицательный эффект от действия положений Киотского протокола.

Воздействие на конкретные компании будет формироваться как за счет государственного регулирования оборота лицензий на выбросы парниковых газов, необходимости (возможности) покупать (или продавать) недостающие (избыточные) квоты, так и за счет косвенных эффектов, связанных с модернизацией технологического цикла, проводимой на предприятиях в целях снижения выбросов.

Наконец, государство, координируя действия по переуступке прав на выбросы, определяя инвестиционную политику и проводя экспертизу проектов технического перевооружения и повышения энергоэффективности, также будет активно влиять на конкурентную среду в ТЭК.

Эти актуальные вопросы – правового регулирования и формирования рынка разрешений на выбросы парниковых газов, разработки позиции России к переговорам о втором договорном периоде Киотского протокола, принципов оптимального поведения участников ТЭК в современных условиях – будут детально рассматриваться на конференции «Ратификация Киотского протокола: плюсы и минусы для предприятий ТЭК», которая состоится в рамках 5-го Международного форума «Топливно-энергетический комплекс России: региональные аспекты» (4–7 апреля, Санкт-Петербург).

 

return_links(1);?> 
return_links(1);?> 
return_links(1);?> 
return_links();?> 
 

Еще статьи на эту тему:
— От Госплана до Освенцима
— Деньги из воздуха
— Мысли под протокол
— Квота России: много или мало?
— Что делать с парниковыми выбросами?


Журнал «Мировая энергетика»

Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
Все права защищены. При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru