Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Февраль 2005 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 

Трубопровод пойдет в Азию

В конце 2004 г. российское правительство сделало подарок отечественной нефтяной отрасли: 31 декабря премьер Михаил Фрадков подписал решение о начале реализации долгожданного нефтепроводного проекта «Тайшет–Тихий океан».

Василий ОСЬМАКОВ,
Минпромэнерго России

А уже 14 января состоялось обсуждение этого важнейшего инфраструктурного проекта на встрече министра промышленности и энергетики России Виктора Христенко и министра иностранных дел Японии Нобутаки Матимуры.

Напомним предысторию этого события. В связи с быстрым ростом добычи сырой нефти в России резко обострилась проблема «узких мест» в отечественной системе топливно-энергетического экспорта. В 2002 г. дефицит трубопроводных мощностей составил порядка 1,5 млн барр./д. В то же время в стране начинается период слияний-поглощений крупных энергетических корпораций, завершается формирование ВИНК со своими сферами влияния и международными, транснациональными интересами.

Естественным выходом из сложившейся ситуации стала проработка ряда новых проектов как по развитию уже существующих транспортных мощностей, так и по строительству новых трубопроводов. Среди них ключевыми являются строительство 3-й очереди Балтийской трубопроводной системы с поэтапным увеличением мощности направления с 42 до 50 млн т к концу 2004 г. и до 60 млн т нефти к концу текущего года; предпроектные работы по обоснованию создания новой трубопроводной системы в направлении Баренцева моря экспортной мощностью до 120 млн т нефти в год для выхода на рынки США и Европы; создание оптимальной транспортной инфраструктуры для освоения нефтегазовых ресурсов в районе о. Сахалин в рамках проектов «Сахалин–1» и «Сахалин–2». Однако наибольшее внимание привлекают различные варианты Восточного трубопровода. В значительной степени этому способствовали крах НК «ЮКОС», основного лоббиста китайского варианта проекта, и геополитическое соревнование за ресурсы Восточной Сибири и Дальнего Востока России, развернувшееся между Китаем и Японией.

Согласно прогнозам, потребление нефти и нефтепродуктов в странах АТР к 2010 г. возрастет до 1 510 млн т, к 2020 г. – до 1 970, а к 2030 г. – до 2 205 млн т. Поэтому на восточносибирском направлении была начата разработка ТЭО строительства уникальной нефтепроводной системы Восточная Сибирь–бухта Перевозная (Находка) протяженностью около 4 160 км, мощностью до 80 млн т нефти в год и ориентировочной стоимостью приблизительно 15 млрд долл. в ценах 2004 г. для выхода на новые рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

Долгое время существовали два основных проекта экспортных нефтепроводов на Востоке России. Первый предполагал строительство «трубы» мощностью 30 млн твг из Ангарска в китайский город Дацин (короче, дешевле, на начало 2003 г. – более проработан), второй – в Находку мощностью до 80 млн твг (длиннее, дороже, однако гораздо перспективней, так как обеспечивает выход на рынок АТР, а не только Китая.) Второй вариант более безопасен, так как исключает возникновение энергетической монополии по примеру «Голубого потока». В первом варианте был заинтересован Китай, во втором, прежде всего, Япония. В принятой в 2003 г. «Энергетической стратегии России на период до 2020 года» весьма уклончиво говорилось о восточном направлении экспорта нефти: Энергетическая стратегия предусматривает строительство трубопровода на Находку с ответвлением на Дацин, но какую часть трубы строить раньше, четко определено не было. Однако постепенно система «Тайшет–Находка» стала приоритетом российской энергетической политики. По всей видимости, это произошло в силу совпадения двух факторов – «дела ЮКОСа» и проблем в функционировании проекта «Голубой поток», реализованного по схеме «один продавец – один покупатель».

В июне 2004 г. ОАО «АК «Транснефть» завершила разработку материалов Обоснований инвестиций в строительство нефтепроводной системы «Тайшет–Тихий океан». В течение лета Транснефть провела общественные слушания Обоснований инвестиций в регионах прохождения трассы нефтепровода. 26 июля 2004 г. материалы Обоснований инвестиций были переданы на экспертизу в федеральные экспертные органы, и 31 декабря 2004 г. в соответствии с указаниями президента РФ решение было принято.

Итак, что означает начало реализации этого проекта для России, российских регионов, глобального нефтяного рынка? Прежде всего, энергетический колосс – Россия – теперь будет стоять на двух ногах, опираясь и на «старый» европейский рынок, и на новый, наиболее перспективный и динамичный – рынок стран АТР. В этом отношении проект «Тайшет–Находка» полностью соответствует национальным интересам нашей страны. Дифференциация экспортных потоков призвана обеспечить энергетическую безопасность России. Благотворное влияние строительство нового трубопровода окажет и на экономику сибирских регионов, так как реализация этого проекта тесно увязана с комплексной программой развития и освоения нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Важен и геополитический аспект – «восточная труба» «привяжет» периферийные районы страны к Центру.

Однако прежде чем нефтяники, жители российских регионов и бюджет смогут насладиться результатами реализации крупнейшего инфраструктурного проекта, требуется определить его источники финансирования.

Напомним, что еще в 2003 г. Япония предлагала инвестировать до 7,5 млрд долл. в доразведку восточносибирских месторождений и строительство трубопровода в Находку, а также возможные гарантии на приобретение до 50 млн т нефти в год. Заметим, что в 2004 г. инвестиции Японии в экономику России составили лишь 1% от общего потока, а из крупных проектов, в которых участвует японская сторона, можно выделить лишь два – это «Сахалин–1» и «Сахалин–2».

На встрече двух министров заинтересованность японской стороны в этом проекте была подтверждена: «Японская сторона высказывает пожелание и намерение участвовать в реализации этого проекта», – подчеркнул В. Христенко, добавив, однако, что «не на все вопросы есть ответы». «Наши интересы в реализации этого проекта совпадают – он должен быть на Тихом океане. Но это коммерческий проект, который будет реализовываться исходя из наиболее оптимальных условий финансирования, как внутреннего, так и внешнего, без предоставления правительственных гарантий и без привлечения связанных кредитов. Важно, чтобы они (кредиты) были дешевыми, длинными и необременительными для проекта», – отметил министр.

Следовательно, хотя государство и не собирается давать свои гарантии под кредиты на реализацию проекта, оно вполне позитивно относится к идее налоговых преференций для Транснефти. Российское правительство взяло за образец схему расширения Балтийской трубопроводной системы, которая также является коммерческим проектом, осуществляемым на собственные и заимствованные средства нефтепроводной монополии в условиях максимального экономического и политического благоприятствия со стороны государства.

Помимо привлечения кредитов и инвестиций японской стороны следует помнить и о возможности использования избыточных средств Стабфонда. Точнее, речь идет о возможности создания некоего «Фонда развития», о чем также неоднократно говорил Виктор Христенко. В этом фонде возможно аккумулировать средства, полученные в результате досрочного погашения российского государственного долга.

Тем не менее пока говорить о деталях финансирования проекта «Тайшет–Находка» рано. Встреча и В. Христенко и Н. Матимуры не планировалась как прорыв в двусторонних отношениях. Стороны лишь подтвердили свои старые заявления и договорились о более детальном обсуждении проекта в рамках заседания Межправительственной комиссии, которая должна состояться в конце февраля – начале марта с.г. в Токио. С учетом того, что правительство РФ назначило срок для уточнения всех деталей «Восточного трубопровода» до мая 2005 г., важных новостей следует ждать в начале марта.

Отрицательный опыт

Возможные негативные последствия реализации одного «Дацинского проекта» подтверждает уже имеющийся отрицательный опыт российских компаний по строительству трубопроводной магистрали для одного потребителя. Имеется в виду грандиозный проект «Голубой поток». В конце 90-х годов ХХ в. ОАО «Газпром» и его турецкие партнеры приступили к реализации масштабного и крайне сложного с технической точки зрения газопровода по дну Черного моря. Однако по завершении строительства выяснилось, что Турцию не устраивают условия, предложенные российским монополистом. В 2002 г. Турция, ссылаясь на экономический кризис в стране, уговорила Россию снизить цену газа на 9% и сократить объем поставок на 2003 г. с 4 до 2 млрд м3 газа. «Голубой поток» был введен в промышленную эксплуатацию, однако Botas прекратила отбор газа. Турецкая компания потребовала от ОАО «Газпром» снизить цену газа с предусмотренных контрактом 110 долл. за 1000 м3 примерно на 30%. В результате долгих переговоров и взаимных уступок был достигнут определенный компромисс. Однако этот конфликт показал всю опасность потребительского монополизма. Да и вся история России как независимого государства, окруженного своеобразными «буферными» странами, отношения с которыми строятся на основе «общих исключений», связана с конфликтами вокруг экспортных потоков энергоресурсов.

 

return_links(1);?> 
return_links(1);?> 
return_links(1);?> 
return_links();?> 
 

Еще статьи на эту тему:


Журнал «Мировая энергетика»

Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
Все права защищены. При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru