Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Февраль 2005 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Ниже затраты - успешней проект

Как сделать конкурентоспособной переработку природного газа в синтетические моторные топлива

Арнольд ШТЕРНБЕРГ,
директор «Петронорд АГ»
Павел МАКАРОВ,
главный технолог «Петронорд АГ», д.х.н,
Ольга СЕРГЕЕВА,
доцент РГУ им. И.М. Губкина, к.э.н

В нашей предыдущей статье («МЭ» №1, 2005) уже были даны материалы, иллюстрирующие актуальность и перспективность переработки природного газа в синтетические моторные топлива. При этом отмечалось, что, несмотря на определенные преимущества, технологии производства синтетических моторных топлив не нашли широкого применения. Так, объем производимого в мире в настоящее время синтетического моторного топлива не превышает 0,2% от суммарной выработки бензина и дизельного топлива.

Что же тормозит реализацию проектов производства синтетических моторных топлив? Среди основных причин следует отметить две: необходимость крупных инвестиций для реализации таких проектов и более высокая себестоимость синтетических моторных топлив в сравнении с моторными топливами, получаемыми из нефти.

Так, суммарные капитальные вложения необходимые для строительства завода по производству синтетических моторных топлив, работающих по различным вариантам технологий (Sasol, Syntroleum, Rentech, Intevep) производительностью 2,5 млн т моторных топлив в год, оцениваются от 1 до 1,3 млрд долл., при этом удельные капитальные вложения на тонну выпускаемой продукции составляют от 400 до 420 долл. Удельный расход природного газа необходимого для производства одной тонны синтетического топлива составляет 2000 м3. Для сравнения: используя такой объем капитальных вложений можно построить современный нефтеперерабатывающий завод, производящий в 2 раза больше моторных топлив. Это является существенным фактором, сдерживающим развитие производства синтетических моторных топлив.

Другим немаловажным фактором, от которого зависит реализация технологий получения синтетических моторных топлив, является их более высокая себестоимость в сравнении с моторными топливами, получаемыми из нефти. В частности, синтетические моторные топлива, получаемые по технологии компании Royal Dutch/Shell, могут конкурировать с нефтяными только при низких ценах на используемый сырьевой природный газ (18 долл. за 1000 м3) при производительности производства 0,7 млн т моторных топлив в год и сопоставляемой цене на нефть 20 долл. за баррель.

Таким образом, на перспективу развития производства синтетических моторных топлив влияют цена на природный газ (сырье) и цена на нефть, как конкурентное сырье при сравнении с производствами моторных топлив из нефти.

Повышение мировой цены на нефть, имевшее место в последнее время, опровергло прогнозы таких авторитетных организаций, как Министерство энергетики США, Международное энергетическое агентство, Европейская комиссия. Разработанный этими организациями сценарий максимальной цены на нефть в период до 2020 г., в соответствии с которым цена на нефть должна была остаться в интервале 26–30 долл. за баррель, оказался неточным. За последний год цена на нефть выросла до отметки 40 долл. за баррель. Рост цены на нефть, соответственно, вызвал повышение себестоимости моторных топлив. Такая ситуация должна создавать предпосылки для развития альтернативных технологий получения синтетических моторных топлив. Кроме того, введение в 2005 г. Европейского стандарта потребует от нефтяных фирм модернизации процессов нефтепереработки, что также приведет к увеличению себестоимости моторных топлив. Если принять во внимание затраты на модернизацию нефтеперерабатывающих производств, то это вызовет увеличение цены на моторные топлива на 12–15%. Все эти факторы, повышающие цену моторных топлив, получаемых из нефти, способствуют развитию производств синтетических моторных топлив. Однако при этих факторах, способствующих развитию альтернативных технологий, следует отметить влияние такого негативного фактора, как повышение цены на природный газ до 80 долл. за 1000 м3, который приведет к увеличению себестоимости синтетических моторных топлив, что не способствует развитию таких производств.

Таким образом, при всей значимости изменение ценовых тенденций сырья не является сегодня решающим фактором, способным дать импульс развитию технологий получения синтетических моторных топлив из природного газа. Нам представляется перспективным фактором, влияющим на создание благоприятных условий для развития проектов производств синтетических моторных топлив, снижение капитальных затрат, необходимых для их реализации. Следует отметить, что все существующие и проектируемые в настоящее время производства синтетических моторных топлив включают стадию конверсии природного газа в синтез-газ, который служит базовым сырьем для получения синтетических моторных топлив. Доля капитальных затрат для различных технологий конверсии природного газа в синтез-газ составляет от 60 до 75% от общей стоимости производства синтетических моторных топлив. Снижение капиталоемкости затрат на стадии конверсии природного газа в синтез-газ позволит существенно снизить и общие капитальные затраты производства синтетических моторных топлив. В настоящее время в промышленности используются основные процессы получения синтез-газа (схема). В скобках указаны компании-разработчики технологий.

Из перечисленных технологий получения синтез-газа наиболее широко используются паровая конверсия метана, углекислотная конверсия метана, парциальное окисление метана и паро-углекислотная конверсия метана.

Однако реализация этих технологий требует, как отмечалось выше, значительных капитальных затрат, что является фактором, определяющим общий объем капитальных вложений, необходимых для создания производств синтетических моторных топлив.

В последнее время наметились тенденции использования для получения синтез-газа плазменных технологий конверсии метана. Такие исследования, проводимые в Институте теплофизики CO РАН, Новосибирском государственном университете, РНЦ «Курчатовский институт», позволили получить обнадеживающие результаты по созданию опытно-промышленных процессов получения синтез-газа. Специалистами нашей фирмы разработаны новые подходы получения синтез-газа с использованием одноэлектродного высокочастотного разряда для активации метана в процессе конверсии в синтез-газ. Использование этой технологии позволяет в 4–5 раз снизить капитальные затраты на стадии получения синтез-газа. Это дает возможность существенно снизить и капитальные затраты в целом на производство синтетических моторных топлив. При этом затраты на создание производства синтетических моторных топлив из природного газа мощностью 2,5 млн т моторных топлив в год составит 500–600 млн долл. Такой масштаб цен позволит существенно повысить инвестиционную привлекательность проектов строительства производств синтетических моторных топлив и сделать их конкурентоспособными с современными нефтеперерабатывающими заводами. Помимо этого разработанная нами технология позволит использовать в качестве сырья для производства синтетических моторных топлив не только природный газ – метан, но и попутный нефтяной газ, содержащий более тяжелые углеводородные газы – этан, пропан, бутан.

Другой важной особенностью, разработанной нами технологии, является возможность ее реализации при малых объемах производства, начиная с 50 млн м3 перерабатываемого природного газа в год, что имеет особо важное значение при освоении малодебитных месторождений природного газа, в которых сосредоточено 14–18% от общих запасов природного газа.

 

Еще статьи на эту тему:
— Природный газ заменит нефть
— Катастрофы можно избежать
— Дави на газ
— Время заправляться синтетикой


Журнал «Мировая энергетика»

Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
Все права защищены. При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru