Разграничь и властвуй
Владимир ГОРЮНОВ,
председатель совета директоров Сибирского инновационного научного центра
Государственная дума планирует начать работу над законопроектом «О недрах» в
марте. Не исключен, конечно, перенос, который случался неоднократно в прошлом
году: последний раз правительство отложило рассмотрение законопроекта 9 декабря
2004 г., от чего, естественно, сдвинулись сроки его передачи в парламент. Вокруг
документа по-прежнему большая суета.
Один из камней преткновения – разграничение полномочий между федеральным центром
и регионами в сфере недропользования.
Вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, а также
природоресурсное законодательство (в том числе законодательство о недрах),
определены в Конституции РФ как предметы совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов. Ключевыми проблемами в этих сферах являются вопросы
собственности на природные ресурсы, государственного управления ими,
предоставления в пользование, экономического регулирования природопользования.
Какие бы мы не предложили варианты урегулирования этих проблем – все они должны
быть рассмотрены в контексте разграничения конкретных властных полномочий между
уровнями государственной власти. И история, и Конституция России подтверждают
это.
В действующей редакции Закона Российской Федерации «О недрах» (с учетом
последних изменений и дополнений, принятых в августе 2004 г.) определены
следующие полномочия органов государственной власти субъектов Российской
Федерации:
● принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ (в рамках их полномочий);
● участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы;
● разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы автономного округа (в рамках полномочий субъектов РФ);
● создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований;
● участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность (в рамках полномочий субъектов Российской Федерации – т.е. по общераспространенным полезным ископаемым и участкам недр местного значения);
● составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (в рамках полномочий субъектов РФ). Скорее всего, это будет относиться только к общераспространенным полезным ископаемым и участкам недр местного значения;
● распоряжение совместно с Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях и выделение совместно с Федерацией участков недр федерального, регионального и местного значения (в рамках полномочий субъектов РФ);
● установление порядка пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и иные полномочия (в том числе, разработка и реализация региональных программ развития и использования минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых);
● защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;
● государственный контроль над геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным правительством РФ порядком (в этом пункте объем полномочий до конца не ясен). Это могут быть исключительно полномочия по общераспространенным полезным ископаемым и участкам недр местного значения, если иное не будет добавлено в Постановление Правительства РФ от 02.02.1998г. № 132 «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» (с изменениями на 4 декабря 2001г.);
● подготовка предложений по формированию программ лицензирования пользования участками недр (по территории субъектов РФ);
● участие в определении условий пользования недрами, в том числе подготовка предложений по условиям проведения конкурсов, аукционов и условиям лицензий на право пользования недрами;
● участие в составе комиссий по лицензированию пользования участками недр, расположенными на территории субъектов РФ;
● регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Федерации.
В редакции рабочего варианта проекта новой редакции закона «О недрах» многие из
уже урезанных полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере
недропользования в очередной раз урезаются, фактически распространяются только
на участки недр местного значения. При этом полномочия органов местного
управления в сфере недропользования вообще как таковые ликвидируются.
Считаю, что такая конструкция законопроекта в части разграничения полномочий
является не сбалансированной и не учитывает сегодняшних жизненных реалий и
завтрашних политических новаций, связанных с построением вертикали власти.
Предлагаю положить в основу разграничения полномочий между уровнями
государственной власти в сфере недропользования следующее.
1. Провести разграничения таким образом, чтобы у каждого уровня власти был свой
полноценный объем полномочий.
В едином государственном фонде недр для этого необходимо выделять участки
федерального, регионального и местного значения. При этом все функции
государственного управления закрепляются преимущественно за соответствующим
уровнем государственной власти:
● права пользования участками недр федерального значения предоставляются правительством РФ или федеральным органом управления государственным фондом недр;
● права пользования участками недр регионального значения – органами исполнительной власти субъектов РФ;
● права пользования участками недр местного значения предоставляются в соответствии с порядком, установленным законодательством субъектов РФ;
● все остальные полномочия по участкам недр федерального, регионального и местного значения, в которых реализуются функции государственного управления фондом недр (а именно: координирование, учетные, прогнозно-плановые, регулятивные, исполнительно-распорядительные, контрольно-надзорные, охранительные и комплексные), также закрепляются преимущественно за соответствующим уровнем государственной власти.
2. Законодательно устанавливаются четкие критерии для выделения в
государственном фонде недр участков федерального, регионального и местного
значения. Участки федерального и регионального значения, расположенные в
пределах территории суши Российской Федерации, выделяются при формировании
программ предоставления недр в пользование. Участки местного значения – на
принципах действующего законодательства.
В процессе недропользования ранее установленный статус участка недр не
изменяется, если иное не будет предусмотрено федеральным законом (например, при
изменении перечня стратегических видов полезных ископаемых и перечня видов
объектов федерального значения) или не будет установлено в лицензии (договоре)
на право пользования участком недр.
3. В понятие «участки недр регионального значения» включаются все мелкие, а по
каким-то видам полезных ископаемых и средние месторождения.
В конструкцию новой редакции закона «О недрах» крайне важно заложить
институционально оформленные полномочия каждого уровня государственной власти,
чтобы изменение количественных критериев, определяющих понятия «участки недр
федерального значения» и «участки недр регионального значения», не требовало
последующей перекройки всего закона. При таком подходе, меняя в последующем
простые (технические) количественные показатели, можно будет определять
фактический объем полномочий федерального центра и регионов, то есть закон будет
обеспечивать стабильность.
Предложения по критериям и порядку выделения в государственном фонде недр
участков недр федерального, регионального и местного значения
Предлагается использовать для разделения участков недр по их экономическому и
стратегическому значению следующие критерии:
● месторасположение участка недр (территория суши либо внутренние морские воды, территориальное море, континентальный шельф);
● вид пользования недрами;
● объем разведанных запасов и оцененных ресурсов полезных ископаемых;
● экономическое и стратегическое значение отдельных видов полезных ископаемых.
Детализация предлагаемых критериев
Все участки недр, расположенные в пределах внутренних морских вод,
территориального моря и континентального шельфа, относятся к участкам недр
федерального значения.
Участки недр местного значения выделяются на принципах действующего
законодательства.
Участки недр федерального и регионального значения, расположенные в пределах
территории суши РФ, выделяются применительно к конкретным видам пользования
недрами:
● Геологическое изучение, включающее поиски и оценку и/или разведку месторождений
полезных ископаемых
К участкам недр федерального значения предлагается отнести участки, право
пользования которыми предоставляется для поиска и/или оценки либо разведки
месторождений стратегических видов полезных ископаемых. При этом их перечень
устанавливается непосредственно в законопроекте. Всем остальным участкам недр,
право пользования которыми предоставляется с указанной целью, предлагается
придать статус региональных.
● Разведка и добыча полезных ископаемых
В законопроекте предполагается установить конкретные значения объемов
разведанных запасов и оцененных ресурсов полезных ископаемых (по укрупненным
группам полезных ископаемых), исходя из которых, участки недр, права пользования
которыми предоставляются для разведки и/или добычи, будут подразделяться на
федеральные и региональные.
Дополнительно можно установить узкий перечень отдельных видов полезных
ископаемых (например, использующихся для получения урана и плутония) из числа
стратегических, необходимых для обороны и военной безопасности государства.
Участки недр, предоставляемые в пользование для разведки и/или добычи этих видов
полезных ископаемых, будут федеральными. То есть «пороговое» значение объемов
разведанных запасов и оцененных ресурсов для этих видов полезных ископаемых (при
определении федерального статуса содержащих их участков недр) будет равно нулю.
● Строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей
полезных ископаемых, а также геологическое изучение участков недр для
использования в указанных целях
Такие участки предлагается отнести к федеральным. При этом перечень видов
объектов федерального значения установить непосредственно в законопроекте, всем
остальным придать статус региональных.
● Специальные геологические исследования
К федеральным предлагается отнести участки недр, права пользования которыми
предоставляются для обоснования и проектирования объектов промышленного и
гражданского строительства федерального значения (по объектам, связанным с
реализацией РФ полномочий по ст.71 Конституции, – объекты федерального
значения). При этом перечень видов объектов федерального значения предлагается
установить непосредственно в законопроекте. Всем остальным участкам также
предлагается придать статус региональных.
● Захоронение опасных отходов
Всем участкам недр, права пользования которыми будут предоставляться для
захоронения опасных отходов, предлагается придать статус участков федерального
значения.
Сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных
материалов
Участки недр, права пользования которыми предоставляются для этих целей,
предлагается отнести к региональным.
● Сложные случаи
Если участки недр невозможно разделить, руководствуясь установленными в законе
критериями, правительство РФ принимает решение (по конкретным участкам),
согласованное с органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.
Если такого решения нет, то участкам придается статус региональных.
Сибирский инновационный научный центр
Работает на рынке НИОКР 12 лет. Основные направления деятельности Центра:
научно-исследовательские и аналитические работы в сфере недропользования,
природопользования и экономики добывающих отраслей промышленности; юридические,
экономические и консалтинговые услуги в нефтяной и газовой промышленности,
промышленности драгоценных металлов и драгоценных камней; информационные и
маркетинговые услуги в сфере недропользования и добывающих отраслей
промышленности; правовое сопровождение научной и инновационной деятельности;
законопроектные и нормотворческие работы в указанных выше сферах (бюджетное и
налоговое законодательство, законодательство о недрах и законодательство в
области природопользования и охраны окружающей среды, гражданское и
административное законодательство, инвестиционное и информационное
законодательство, законодательство о науке и государственной научно-технической
политике).
Центр сотрудничает с межрегиональной ассоциацией «Сибирское соглашение» и
органами государственной власти субъектов РФ. Основными заказчиками предприятия
являются органы исполнительной власти субъектов РФ и территориальные органы
Министерства природных ресурсов РФ.