Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Февраль 2005 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Разграничь и властвуй

Владимир ГОРЮНОВ,
председатель совета директоров Сибирского инновационного научного центра

Государственная дума планирует начать работу над законопроектом «О недрах» в марте. Не исключен, конечно, перенос, который случался неоднократно в прошлом году: последний раз правительство отложило рассмотрение законопроекта 9 декабря 2004 г., от чего, естественно, сдвинулись сроки его передачи в парламент. Вокруг документа по-прежнему большая суета.

Один из камней преткновения – разграничение полномочий между федеральным центром и регионами в сфере недропользования.

Вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, а также природоресурсное законодательство (в том числе законодательство о недрах), определены в Конституции РФ как предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Ключевыми проблемами в этих сферах являются вопросы собственности на природные ресурсы, государственного управления ими, предоставления в пользование, экономического регулирования природопользования. Какие бы мы не предложили варианты урегулирования этих проблем – все они должны быть рассмотрены в контексте разграничения конкретных властных полномочий между уровнями государственной власти. И история, и Конституция России подтверждают это.

В действующей редакции Закона Российской Федерации «О недрах» (с учетом последних изменений и дополнений, принятых в августе 2004 г.) определены следующие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации:
● принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ (в рамках их полномочий);
● участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы;
● разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы автономного округа (в рамках полномочий субъектов РФ);
● создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований;
● участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность (в рамках полномочий субъектов Российской Федерации – т.е. по общераспространенным полезным ископаемым и участкам недр местного значения);
● составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (в рамках полномочий субъектов РФ). Скорее всего, это будет относиться только к общераспространенным полезным ископаемым и участкам недр местного значения;
● распоряжение совместно с Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях и выделение совместно с Федерацией участков недр федерального, регионального и местного значения (в рамках полномочий субъектов РФ);
● установление порядка пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и иные полномочия (в том числе, разработка и реализация региональных программ развития и использования минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых);
● защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;
● государственный контроль над геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным правительством РФ порядком (в этом пункте объем полномочий до конца не ясен). Это могут быть исключительно полномочия по общераспространенным полезным ископаемым и участкам недр местного значения, если иное не будет добавлено в Постановление Правительства РФ от 02.02.1998г. № 132 «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» (с изменениями на 4 декабря 2001г.);
● подготовка предложений по формированию программ лицензирования пользования участками недр (по территории субъектов РФ);
● участие в определении условий пользования недрами, в том числе подготовка предложений по условиям проведения конкурсов, аукционов и условиям лицензий на право пользования недрами;
● участие в составе комиссий по лицензированию пользования участками недр, расположенными на территории субъектов РФ;
● регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Федерации.

В редакции рабочего варианта проекта новой редакции закона «О недрах» многие из уже урезанных полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере недропользования в очередной раз урезаются, фактически распространяются только на участки недр местного значения. При этом полномочия органов местного управления в сфере недропользования вообще как таковые ликвидируются.

Считаю, что такая конструкция законопроекта в части разграничения полномочий является не сбалансированной и не учитывает сегодняшних жизненных реалий и завтрашних политических новаций, связанных с построением вертикали власти.

Предлагаю положить в основу разграничения полномочий между уровнями государственной власти в сфере недропользования следующее.

1. Провести разграничения таким образом, чтобы у каждого уровня власти был свой полноценный объем полномочий.

В едином государственном фонде недр для этого необходимо выделять участки федерального, регионального и местного значения. При этом все функции государственного управления закрепляются преимущественно за соответствующим уровнем государственной власти:
● права пользования участками недр федерального значения предоставляются правительством РФ или федеральным органом управления государственным фондом недр;
● права пользования участками недр регионального значения – органами исполнительной власти субъектов РФ;
● права пользования участками недр местного значения предоставляются в соответствии с порядком, установленным законодательством субъектов РФ;
● все остальные полномочия по участкам недр федерального, регионального и местного значения, в которых реализуются функции государственного управления фондом недр (а именно: координирование, учетные, прогнозно-плановые, регулятивные, исполнительно-распорядительные, контрольно-надзорные, охранительные и комплексные), также закрепляются преимущественно за соответствующим уровнем государственной власти.

2. Законодательно устанавливаются четкие критерии для выделения в государственном фонде недр участков федерального, регионального и местного значения. Участки федерального и регионального значения, расположенные в пределах территории суши Российской Федерации, выделяются при формировании программ предоставления недр в пользование. Участки местного значения – на принципах действующего законодательства.

В процессе недропользования ранее установленный статус участка недр не изменяется, если иное не будет предусмотрено федеральным законом (например, при изменении перечня стратегических видов полезных ископаемых и перечня видов объектов федерального значения) или не будет установлено в лицензии (договоре) на право пользования участком недр.

3. В понятие «участки недр регионального значения» включаются все мелкие, а по каким-то видам полезных ископаемых и средние месторождения.

В конструкцию новой редакции закона «О недрах» крайне важно заложить институционально оформленные полномочия каждого уровня государственной власти, чтобы изменение количественных критериев, определяющих понятия «участки недр федерального значения» и «участки недр регионального значения», не требовало последующей перекройки всего закона. При таком подходе, меняя в последующем простые (технические) количественные показатели, можно будет определять фактический объем полномочий федерального центра и регионов, то есть закон будет обеспечивать стабильность.

Предложения по критериям и порядку выделения в государственном фонде недр участков недр федерального, регионального и местного значения

Предлагается использовать для разделения участков недр по их экономическому и стратегическому значению следующие критерии:
● месторасположение участка недр (территория суши либо внутренние морские воды, территориальное море, континентальный шельф);
● вид пользования недрами;
● объем разведанных запасов и оцененных ресурсов полезных ископаемых;
● экономическое и стратегическое значение отдельных видов полезных ископаемых.

Детализация предлагаемых критериев

Все участки недр, расположенные в пределах внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа, относятся к участкам недр федерального значения.

Участки недр местного значения выделяются на принципах действующего законодательства.

Участки недр федерального и регионального значения, расположенные в пределах территории суши РФ, выделяются применительно к конкретным видам пользования недрами:

Геологическое изучение, включающее поиски и оценку и/или разведку месторождений полезных ископаемых

К участкам недр федерального значения предлагается отнести участки, право пользования которыми предоставляется для поиска и/или оценки либо разведки месторождений стратегических видов полезных ископаемых. При этом их перечень устанавливается непосредственно в законопроекте. Всем остальным участкам недр, право пользования которыми предоставляется с указанной целью, предлагается придать статус региональных.

Разведка и добыча полезных ископаемых

В законопроекте предполагается установить конкретные значения объемов разведанных запасов и оцененных ресурсов полезных ископаемых (по укрупненным группам полезных ископаемых), исходя из которых, участки недр, права пользования которыми предоставляются для разведки и/или добычи, будут подразделяться на федеральные и региональные.

Дополнительно можно установить узкий перечень отдельных видов полезных ископаемых (например, использующихся для получения урана и плутония) из числа стратегических, необходимых для обороны и военной безопасности государства. Участки недр, предоставляемые в пользование для разведки и/или добычи этих видов полезных ископаемых, будут федеральными. То есть «пороговое» значение объемов разведанных запасов и оцененных ресурсов для этих видов полезных ископаемых (при определении федерального статуса содержащих их участков недр) будет равно нулю.

Строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также геологическое изучение участков недр для использования в указанных целях

Такие участки предлагается отнести к федеральным. При этом перечень видов объектов федерального значения установить непосредственно в законопроекте, всем остальным придать статус региональных.

Специальные геологические исследования

К федеральным предлагается отнести участки недр, права пользования которыми предоставляются для обоснования и проектирования объектов промышленного и гражданского строительства федерального значения (по объектам, связанным с реализацией РФ полномочий по ст.71 Конституции, – объекты федерального значения). При этом перечень видов объектов федерального значения предлагается установить непосредственно в законопроекте. Всем остальным участкам также предлагается придать статус региональных.

Захоронение опасных отходов

Всем участкам недр, права пользования которыми будут предоставляться для захоронения опасных отходов, предлагается придать статус участков федерального значения.

Сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов

Участки недр, права пользования которыми предоставляются для этих целей, предлагается отнести к региональным.

Сложные случаи

Если участки недр невозможно разделить, руководствуясь установленными в законе критериями, правительство РФ принимает решение (по конкретным участкам), согласованное с органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ. Если такого решения нет, то участкам придается статус региональных.

Сибирский инновационный научный центр

Работает на рынке НИОКР 12 лет. Основные направления деятельности Центра: научно-исследовательские и аналитические работы в сфере недропользования, природопользования и экономики добывающих отраслей промышленности; юридические, экономические и консалтинговые услуги в нефтяной и газовой промышленности, промышленности драгоценных металлов и драгоценных камней; информационные и маркетинговые услуги в сфере недропользования и добывающих отраслей промышленности; правовое сопровождение научной и инновационной деятельности; законопроектные и нормотворческие работы в указанных выше сферах (бюджетное и налоговое законодательство, законодательство о недрах и законодательство в области природопользования и охраны окружающей среды, гражданское и административное законодательство, инвестиционное и информационное законодательство, законодательство о науке и государственной научно-технической политике).

Центр сотрудничает с межрегиональной ассоциацией «Сибирское соглашение» и органами государственной власти субъектов РФ. Основными заказчиками предприятия являются органы исполнительной власти субъектов РФ и территориальные органы Министерства природных ресурсов РФ.

 

Еще статьи на эту тему:
— Спорный принцип «двух ключей»
— Тест на прочность еще предстоит выдержать.
— Закон раздора
— Как нам распилить месторождение
— Эволюционное развитие
— Исключительное право - читай, частное
— Чиновник на раздаче
— Недра – это наше все


Журнал «Мировая энергетика»

Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
Все права защищены. При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru