Давосские технологии уходят в прошлое
Давос в России – больше чем Давос. Хотя уровень представительства России на Всемирном экономическом форуме падает,
а степень внимания к «русскому вопросу» стала меньшей, магия названия небольшого швейцарского городка все равно ласкает и завораживает российскую элиту.
Дмитрий ОРЛОВ,
член Совета по национальной стратегии
В этом году значительная часть бизнес-элиты настроена критически по отношению к
государству. Накал критики был определен еще в январе – на заседании Совета по
конкурентоспособности и предпринимательству. Александр Шохин, Анатолий Чубайс,
Алексей Мордашов, Юрий Карапачинский потребовали радикального пересмотра
политики налогового администрирования и изменения отношения правительства к
бизнесу.
Каким бы ни было сегодняшнее влияние альпийских консультаций на реальный процесс
принятия решений в России, за словом «Давос» стоит могучий 1996 г. Год, когда
под влиянием Бориса Березовского «семибанкирщина» (тогда, впрочем, число
олигархов с максимальным политическим влиянием было равно 13) выбрала наиболее
устраивавшего их кандидата в президенты России и нашла эффективные технологии
для того, чтобы навязать свой выбор обществу. Несмотря на качественное изменение
модели отношений государства и бизнеса, мощь «семибанкирщины» последовательно
сменилась чисткой и «равноудалением» 1999–2000-го, «встраиванием в вертикаль»
2003–2004-го, наконец, сегодняшним неравноправным партнерством – многие
бизнесмены и представители бизнес-сообщества явно далеки от реализма. Они не
хотят обсуждать отраслевые стратегии и структуру государственного
инвестиционного процесса, которые правительство собирается закладывать в
Среднесрочную программу развития России на 2005–2008 гг. Они хотят большой игры
на политическом поле. Как иначе расценить заявление того же Карапачинского о
том, что нужна глобальная налоговая и приватизационная амнистия, причем уже с 1
января 2005 года?
Бизнесмены констатируют: при либеральном налоговом законодательстве в России
царит произвол налоговиков. И – страх. Так ли это на самом деле? Несмотря на
известную озабоченность инвесторов по поводу продажи Юганскнефтегаза, несмотря
на то, что после претензий ФНС к ТНК и Сибнефти вновь стал очевидным пристальный
интерес государства к «нефтянке», институционально ситуация в стране отнюдь не
такова, чтобы политическая и бизнес-элита реально ощущала на себе мощь «силовых»
ограничителей. А «рейтинг олигархов-мишеней» после известного заявления
Владимира Путина на XIV съезде РСПП окончательно стал неактуальным. Это,
впрочем, не означает, что уплату налогов можно вновь заменять оптимизацией, а
бизнес вести без учета национальных интересов – президент ясно обозначил рамки,
в пределах которых государство готово гарантировать собственность крупных
корпораций. Кремль явно ожидает от этих корпораций не «выстраивания» под
ситуативную логику кланов, а долговременного встраивания в структуру корпорации
«Россия».
Нужно преодолеть страх. Но преодолеть – отнюдь не означает сохранить status quo,
закрывая глаза на противоречия экономического курса и торможение экономического
роста. Преодолеть страх – значит, создать непротиворечивую и работающую модель
экономической политики, основанную на ясных приоритетах, жестком соблюдении
законодательства и стремлении к высокому качеству институциональной среды.
Путь к новой, эффективной экономической модели требует значительного повышения
национальной конкурентоспособности. Обусловленная новой ролью государства
экономическая политика и новая, здоровая институциональная среда, созданная,
прежде всего, государственными институтами, должны качественно активизировать
модернизационный процесс. В процессе диалога власти и элит должен сложиться
национальный консенсус по поводу того, что Россия не только имеет глубокие
отличия от развивающихся стран в понимании собственной идентичности (в том числе
и идентичности как экономического субъекта), но и обречена на постоянный отрыв
от них – как отрывается от «среднерыночного товара» качественный, эффективный и
востребованный брэнд.
А «выборы из Давоса» и вообще давосские технологии постепенно становятся на
рынке влияния неконкурентоспособными. Сценариям большой игры ответственный
бизнес предпочитает участие в диалоге, инициированном государством. И
выигрывает.