Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Февраль 2005 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Глаза боятся, а руки делают

Александр КОРНЕЕВ,
аналитик ИК «Атон»

Сейчас государство контролирует все в энергетике через тарифообразование – с помощью внутренних тарифов, для конечных потребителей, для отдельных видов активов (сетевых компаний, генерации). Только АТС (администратор торговой системы) торгует 6% от произведенной в России электроэнергии по свободным ценам. Но и их нельзя считать вполне свободными, потому что они привязаны к тарифам на ФОРЭМ, которые регулируются государством (никто из потребителей не будет покупать электроэнергию на АТС, если ее цена будет выше, чем на ФОРЭМ).

Известно, что после реорганизации отрасли (разделения активов по видам на генерацию, сбыт, высоковольтные, низковольтные сети, и прочие активы) два первых будут работать на свободный рынок, в то время как высоковольтные (перейдут в ФСК) и низковольтные сети (перейдут в МРСК) по-прежнему будут являться монопольным видом деятельности и регулироваться государством.

Тарифы, которые устанавливаются ФЭК и РЭК, раньше были больше привязаны к затратам энергокомпаний, сейчас – к инфляции. После либерализации рынка компания с высокими издержками не получит соответствующий им тариф (так как тариф будет определяться спросом и предложением на рынке).

Свободный рынок на уровне генерации, безусловно, приведет к снижению издержек. У сетей тоже будет потенциал снижения издержек, но в том случае, если государство введет так называемый коэффициент повышения эффективности активов (кстати, стандартная практика, применяемая во всем мире). То есть тариф, который устанавливается для этих монопольных видов деятельности, занизят на определенный коэффициент, учитывающий повышение эффективности активов.

Вообще же установление тарифов отдельно по видам деятельности, безусловно, повысит уровень прозрачности в отрасли.

После создания ОГК и ТГК и выхода их на свободный рынок я не исключаю того, что через некоторое время будет происходить обмен активами, какие-то компании будут укрупняться, какие-то – уходить, что приведет к появлению более крупных игроков. На западе точно такая же картина: энергетика представляет собой олигополию с несколькими крупными игроками. Известно, что компании стремятся к монополии или олигополии, особенно, когда есть барьеры для входа в рынок, как и в энергетической отрасли. Это нормальный процесс. Но по закону об электроэнергетике разделенные активы, которые будут работать на свободном рынке, не могут быть скомбинированы с монопольным видом деятельности, то есть сетями. Это позволит государству более жестко регулировать работу энергетического сектора в России и предотвратит появление новых вертикально интегрированных монополий.

Почему государство сейчас притормаживает такие составляющие реформы, как либерализация и приватизация? Основной девиз, под которым была инициирована реформа отрасли – привлечение частных инвестиций под создание новых мощностей. Но, как показывает практика, сегодня имеется большой запас мощностей – около 30%, по нашим оценкам. Так что кризис недостатка генерации пока не стоит на повестке дня.

После объявления, что государство продаст свои доли в генерирующих компаниях, а акции РАО станут своего рода валютой для покупки этих государственных пакетов, многие стратегические инвесторы – российские финансовые группы – начали скупать акции РАО. Видимо, не совсем в интересах Кремля отдавать всю генерацию только в руки российских «олигархов». Государство планирует привлечь крупные западные компании, которые могли бы стать дополнительным стабилизирующим фактором после либерализации рынка. Немаловажен еще один момент – цены на электроэнергию очень чувствительны для населения, а после либерализации они должны вырасти, по нашим прогнозам, до 60% из-за того, что крупные финансовые группы будут стремиться повысить субсидируемый сейчас низкий тариф для населения, чтобы избежать выпадающих доходов. Скорее всего, либерализация рынка будет отодвинута с 2007 на 2009 гг. из-за введения долгосрочных контрактов на поставку электроэнергии между крупными промышленными потребителями и генерацией. Но в части разделения по видам деятельности реформа будет идти намеченными темпами.

 

Еще статьи на эту тему:
— Бросившие руль
— Государство возвращается
— Для нас главное - наполнить бюджет
— Как скрестить ужа с ежом
— Три взгляда на реформу


Журнал «Мировая энергетика»

Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
Все права защищены. При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru