Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Январь 2005 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

На пути к общему рынку

Мощности каждого из государств-членов Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) потенциально позволяют обеспечить потребности своих стран в электроэнергии. Притом, что запасы первичных энергоресурсов распределены крайне неравномерно по странам Сообщества.

Александр МИРОНЕНКОВ,
Вячеслав БОРИСОВСКИЙ,
Тулеген САРСЕМБЕКОВ,
сотрудники Секретариата Интеграционного комитета ЕврАзЭС

Россия и Казахстан обеспечены всеми видами энергоресурсов, в Белоруссии – дефицит, Киргизия и Таджикистан богаты только гидроэнергетическими ресурсами, но освоена лишь небольшая их часть. Отсюда и разброс цен на электроэнергию в странах Сообщества.

Повышение надежности электроснабжения и качества обслуживания потребителей в государствах ЕврАзЭС возможно за счет привлечения «свободных» генерирующих мощностей ряда стран, использующих дешевые первичные энергоресурсы, улучшения структуры и повышения эффективности производства электроэнергии за счет развития конкуренции.

С учетом этого, интеграционный комитет ЕврАзЭС признал необходимым создать на базе параллельно работающих электроэнергетических систем стран Сообщества общего оптового конкурентного электроэнергетического рынка (далее – ОЭР ЕврАзЭС).

В чем его преимущества? Углубление взаимодействия энергосистем позволит осуществить межгосударственные перетоки электроэнергии в условиях функционирования общего рынка электрической энергии. Услуги по транзиту электрической энергии через территории государств будут осуществляться на условиях не менее благоприятных, чем для национальных пользователей электрической сети. Появятся условия рационального использования водно-энергетических ресурсов и электрической энергии, оказания взаимной помощи при ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий на объектах электроэнергетики. Повысится эффективность действующих энергетических мощностей и создание новых для обеспечения энергетической безопасности и покрытия потребностей государств ЕврАзЭС в дешевой электроэнергии.

В настоящее время в странах Сообщества существуют большие различия в степени произведенных структурных преобразований и рыночных реформ в электроэнергетике.

В Белоруссии и Таджикистане действуют вертикально интегрированные электроэнергетические комплексы, совмещающие производство, передачу, распределение и продажу конечным потребителям электрической энергии и тепла, а также проектирование, строительство и ремонт электроэнергетических объектов. В Белоруссии это концерн «Белэнерго», в Таджикистане – ОАХК «Барки Точик». Планирование производства электроэнергии осуществляется централизованно, продажа электроэнергии – по единым для одноименных категорий потребителей ценам. Последние при этом лишены права выбора продавца электроэнергии.

В России действует Федеральный оптовый рынок электроэнергии (ФОРЭМ), субъектами которого являются 22 крупных потребителя, более 70 региональных вертикально интегрированных компаний, 33 федеральные электростанции, РАО «ЕЭС России», ГК «Росэнергоатом», ЗАО «ИНТЕР РАО», экспортирующие и импортирующие электроэнергию, другие организации.

Осуществляется обширная программа структурных преобразований в отрасли с созданием 10 оптовых генерирующих компаний (ОГК), территориальных генерирующих компаний, Администратора торговой системы, областных вертикально интегрированных компаний ОАО «Энерго» и сбытовых организаций, независимого системного оператора на базе ЦДУ России (СО-ЦДУ) и Федеральной электросетевой компании (межсистемная передача электроэнергии).

На создаваемом оптовом рынке с начала 2004 г. в пробном режиме двусторонних аукционных торгов действует система с единым оптовым покупательным агентством в лице Администратора. Объем продаж на первом этапе преобразований составляет до 15% от общего объема потребления электроэнергии.

В Казахстане в результате проведенных рыночных преобразований в электроэнергетике сложилась своя организационно-технологическая структура: производители и оптовые продавцы электроэнергии, региональные электросетевые компании (РЭК), осуществляющие покупку электроэнергии с целью дальнейшей продажи ее потребителям; энергоснабжающие и торгово-посреднические организации (трейдеры).

Имеется системный оператор (ОАО "KEGOC") – организация, транспортирующая электроэнергию по Национальной сети, а также занимающаяся оперативно-диспетчерским управлением единой энергосистемой Казахстана. Спот-торги электроэнергией в режиме «за день вперед» осуществляет оператор централизованных торгов электроэнергии (ЗАО «КОРЭМ»). Участниками рынка создан и пул резервов электроэнергии для оперативного замещения аварийно выбывшей мощности.

Законодательство Казахстана обеспечивает производителям свободный, не дискриминационный доступ к электрическим сетям, а хозяйствующим субъектам – право самостоятельно заключать договоры с энергопроизводящими организациями по закупке электроэнергии.

Создан и функционирует рынок электроэнергии, состоящий из двух уровней – оптового рынка (децентрализованной торговли) электрической энергии и розничного рынка электроэнергии.

На оптовом рынке цены на электроэнергию формируются на основе конкуренции между производителями и государством не регулируются.

На розничном рынке электроэнергия для бытовых потребителей в настоящее время отпускается по тарифам, установленным государственным регулирующим органом, с 2005 г. предусматривается развитие конкуренции между энергосбытовыми компаниями.

В Киргизии после структурных преобразований созданы генерирующая компания АО «Электрические станции», энергопередающая компания ОАО «Национальная электрическая сеть», четыре распределительные электросетевые компании, осуществляющие электроснабжение потребителей в обслуживаемом районе.

Выбор поставщика электроэнергии могут осуществлять промышленные предприятия (12% от общего потребления внутреннего рынка электроэнергии), торговые компании-перепродавцы электроэнергии (5% от общего электропотребления), распределительные электросетевые компании. Правда, выбор клиентами поставщиков электроэнергии все равно ограничен, так как на долю АО «Электрические станции» приходится 95% выработки всей электроэнергии страны. Конечные потребители, подключенные к сетям распределительных компаний, лишены права выбора поставщиков электроэнергии.

Тарифы на электроэнергию, поставляемую коммерческими организациями, а также тарифы на передачу и распределение электроэнергии регулируются Госагентством по энергетике.

В таких условиях формирование общего рынка электроэнергии государств-членов ЕврАзЭС требует гармонизации законодательства в области электроэнергетики, унификации нормативно-технических документов, определяющих функционирование технологической инфраструктуры электроэнергетики (диспетчерское управление, системная противоаварийная автоматика и защита и т.д.) и многое другое.

Следует отметить, что, несмотря на различия в организационных структурах электроэнергетики государств-членов ЕврАзЭС, между ними в определенных объемах осуществляется торговля электроэнергией и отдельными услугами. При этом торговля производится как на конкурентной основе – покупка Россией электроэнергии в Киргизии и Таджикистане (1–2 млрд кВт.ч в год), электроэнергии Экибастузских ГРЭС Казахстана (до 4 млрд кВт.ч), так и по вынужденным обстоятельствам. К последним относится покупка электроэнергии у России западными областями Казахстана из-за дефицита собственных генерирующих мощностей в этом регионе и отсутствия электрических связей с остальной частью страны. К этому виду торговли относится также обязательная покупка Казахстаном у Киргизии летних избытков электроэнергии, связанных с пусками воды для ирригационных потребностей Казахстана.

Лишь формирование межгосударственного конкурентного рынка электроэнергии, снимающего барьеры на пути межгосударственной торговли, будет способствовать повышению ее объема и эффективности. С этой целью государствами ЕврАзЭС подготовлена Концепция формирования общего рынка электроэнергии Сообщества (ОЭР).

Помимо принципов технологического взаимодействия энергосистем в условиях функционирования ОЭР, разработаны условия взаимного доступа к национальным электрическим сетям, транзита электроэнергии, а также нормативно-техническое обеспечение единого рынка, основные этапы организации, сроки и условия его формирования.

На начальном этапе создания оптового ОЭР ЕврАзЭС будет действовать добровольный рынок децентрализованной купли-продажи электроэнергии, функционирующий на основе заключаемых его участниками срочных двусторонних договоров купли-продажи электроэнергии. Цены и условия поставки определяются соглашениями договаривающихся сторон, а также контрактами с Системными операторами/операторами Национальной электрической сети на межгосударственную передачу электроэнергии и ее диспетчеризацию.

Для внедрения основных принципов построения общего электроэнергетического рынка органами интеграции государств-членов ЕврАзЭС производится унификация национальных законодательств, регулирующих отношения в области энергетики. В 1-м полугодии 2004 г. постоянными комиссиями Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС подготовлены законопроектные предложения по основам законодательств Сообщества об энергетике, которые после их доработки будут вынесены на утверждение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС. В дальнейшем должны быть изменены национальные законодательства по энергетике стран-участниц.

Намечены также меры по упрощению таможенного оформления перемещаемой через границы стран Сообщества электрической энергии. Экспертными группами энергетических и таможенных ведомств разработаны «Протокол об условиях перемещения электроэнергии между государствами-членами ЕвразЭС» и «Протокол по таможенному оформлению электрической энергии, перемещаемой между государствами-членами ЕврАзЭС». Принятие этих документов позволит в значительной степени унифицировать и упростить процедуры таможенного оформления электроэнергии, перемещаемой между государствами-членами ЕврАзЭС.

Ведутся работы по унификации транзита электроэнергии через сети государств ЕврАзЭС. С этой целью разрабатывается методика расчета величины тарифа. Транзит – один из важнейших элементов развивающегося межгосударственного рынка электроэнергии, без которого невозможна торговля между странами, не имеющими общей границы. Продолжительное время он уже осуществляется в странах Сообщества, хотя и в ограниченных масштабах.

Так, в Европейской его части по электросетям Белоруссии подается литовская электроэнергия в Россию, осуществляются внутрироссийские ее поставки. В Центрально-Азиатском регионе осуществляется транзит киргизской электроэнергии (маршруты: «Киргизия – Киргизия», «Киргизия – Россия»). Таджикская электроэнергия из Таджикистана в Киргизию, Узбекистан, Казахстан и Россию, а российской – через территорию Казахстана по различным внутрироссийским маршрутам.

Практика показывает, что объем межгосударственных транзитов электроэнергии резко увеличивается с развитием конкурентного межгосударственного рынка электроэнергии. Необходимость разработки упомянутой «Методики расчета…» обусловлена тем, что на января 2004 г. не во всех странах Сообщества понятие передачи электроэнергии и тарифа распространялось на передачу электроэнергии внутренним потребителям, что не позволяло назначать обоснованную величину транзитного тарифа.

В планах ЕврАзЭС – организационные меры по совместному освоению гидроэнергетического потенциала Киргизии и Таджикистана и водно-энергетическому регулированию режимов рек. Связано это с тем, что в конце 80-х годов прошлого столетия в этих республиках началось строительство ряда гидроэлектростанций. В Киргизии это каскад Камбаратинских ГЭС-1 и ГЭС-2 суммарной мощностью около 1600 МВт. В Таджикистане – мощнейшая (3600 МВт) Рогунская ГЭС, а также Сангтудинская ГЭС-1 (670 МВт). Эти станции смогут создать такой режим работы каскадов ГЭС на притоках рек Сырдарья и Амударья, при котором потребность названных республик в электроэнергии будет бездефицитной в зимний период, а в летний может быть осуществлен пуск воды для орошения в необходимом объеме. И все это – не говоря о выработке значительных объемов электроэнергии с целью ее реализации на межгосударственных рынках электроэнергии как государств-членов ЕврАзЭС, так и других стран Центральной Азии (Китай, Иран, Афганистан).

Благодаря усилиям органов интеграции стран Сообщества, достигнут некоторый прогресс в вопросах финансирования завершающегося строительства этих объектов за счет привлечения бюджетных средств, инвестиций зарубежных банков и международных финансовых организаций. С этой целью подготовлено прединвестиционное техникоэкономическое обоснование (ТЭО) и заключено межгосударственное (Россия–Таджикистан) Соглашение о порядке и условиях долевого участия РФ в строительстве Сангтудинской ГЭС-1. С привлечением частного капитала начаты работы по завершению Рогунской ГЭС. Готовится прединвестиционное ТЭО завершающегося строительства Камбаратинских ГЭС и Соглашение между правительством Киргизии и РАО «ЕЭС России» об основных принципах сотрудничества по завершению строительства Камбаратинских ГЭС. Принимаемые соглашения не препятствуют участию в проектах других сторон, и в настоящее время Казахстан и Иран с интересом рассматривают такую возможность.

Таким образом, создается крупная совместная собственность государств-членов ЕврАзЭС в гидроэнергетике, и эти практические действия неизбежно приведут к формированию общего энергетического рынка ЕврАзЭС.

В продолжение темы публикуем материал министра энергетики Республики Таджикистан – одного из государств-членов ЕврАзЭС.

    Основные этапы организации формирования единого энергетического рынка:
  • Равноправие, взаимная выгода и невмешательство в вопросы внутреннего управления электроэнергетическими системами.
  • Самостоятельная организация и функционирование внутренних рынков электроэнергии.
  • Соблюдение баланса экономических интересов производителей и потребителей.
  • Общность критериев и правил, не допускающих дискриминации отдельных потребителей, производителей и торговых организаций при выходе на ОЭР ЕврАзЭС.
  • Ответственность сторон за обеспечение в пределах своей электроэнергетической системы баланса производства и потребления электроэнергии с учетом ее импорта, экспорта и транзита.

 

Еще статьи на эту тему:
— Энергетика объединит бывшие республики СССР
— Игра - есть, правил - нет
— Кто наполнит общий котел
— Жизнь - это вода
— Судьба ЕЭП в руках компаний


Журнал «Мировая энергетика»

Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
Все права защищены. При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru