To be or not to be...
В СНГ действуют более 65 координирующих органов, включая Совет глав государств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП), Совет министров иностранных дел (СМИД),
Экономический совет СНГ и созданную при нем Комиссию по экономическим вопросам, Экономический суд, Межпарламентскую Ассамблею (МПА), Исполнительный комитет СНГ,
более 55 органов отраслевого сотрудничества – межгосударственных и межправительственных советов (комитетов, комиссий) в области торгово-экономических отношений
(Совет руководителей внешнеэкономических ведомств, Совет руководителей таможенных служб и др.), промышленности, строительства, сельского хозяйства, энергетики,
транспорта и связи, электроэнергетики, экологии и гидрометеорологии, здравоохранения, социальной защиты населения и др.
Эдуард ИВАНОВ,
ведущий научный сотрудник отдела международных экономических отношений
Российского института стратегических исследований, проф.
Экономические отношения России с государствами ближнего зарубежья развиваются
непросто. Это следствие разрыва ранее единого экономического пространства и
противоречий между национально-государственными интересами новых независимых
государств. Прояснить эти проблемы позволяет анализ интеграционных образований
на всем пространстве ближнего зарубежья.
На обломках СССР
Содружество независимых государств (СНГ) находится в сложном положении. За 13
лет с момента создания не реализовано большинство из принятых соглашений, в том
числе основных условий Договора об экономическом союзе стран-членов СНГ (1993
г.). А он предусматривал создание равных возможностей и гарантий для
хозяйствующих субъектов стран-участниц, обеспечение свободного перемещения
товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Однако вместо общего рынка, открытых
границ и единого таможенного пространства появились разнообразные препятствия и
барьеры.
В то же время сам факт создания СНГ, несмотря на серьезные просчеты и крупные
неудачи, был конкретным способом выхода из сложнейшей ситуации после распада
СССР. Он позволил России поддерживать политические, экономические, социальные
отношения с новыми независимыми государствами. Прежде всего, стало возможным
создание Таможенного, а затем на его базе и Евро-Азиатского экономического союза
(ЕврАзЭС), в состав которого вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и
Таджикистан. Параллельно шло создание Сообщества, а затем – Союзного государства
России и Белоруссии, Организации центральноазиатского сотрудничества (ЦАС). Не
так давно Белоруссия, Россия, Украина и Казахстан приняли решение о создании
Единого экономического пространства (ЕЭП). Идею сохранения и совершенствования
СНГ поддерживают пока все страны Содружества.
Содружество Независимых Государств, занимая половину евроазиатского материка,
обладает практически всеми стратегически важными природными ресурсами, крупным
научно-техническим потенциалом, квалифицированными специалистами и большими
трудовыми ресурсами. Промышленный потенциал СНГ составляет примерно 10% мировой
индустрии, а запасы основных видов полезных ископаемых – около 25 процентов.
Территориальные, природные, промышленные, сельскохозяйственные, людские и другие
ресурсы России, ее рынок и инфраструктура позволяют во многом устранять
недостатки, узкие места в экономическом потенциале европейских и азиатских стран
СНГ, возникшие после дезинтеграции СССР. В свою очередь ресурсы этих стран дают
возможность уменьшить такие же негативы в хозяйственном потенциале России. Более
того, совместное проживание в республиках бывшего СССР коренного населения,
русскоязычных и других национальных обществ сформировало специфические
социальные отношения, особый менталитет населения, быт, обычаи, нравы. Они
оказывают воздействие на экономические и политические процессы в странах СНГ и
во многом определяют центростремительные силы, направленные на объединение новых
независимых государств друг с другом.
ЕврАзЭС – другим наука
Опыт сотрудничества России в рамках СНГ показал, что очень важные для России
экономические, социальные и гуманитарные проблемы невозможно одинаково успешно
решать сразу со всеми государствами-участниками СНГ. Поэтому на
правительственном уровне было принято принципиальное политическое решение – не
теряя времени, решать вопросы по мере возникновения взаимных договоренностей с
отдельными партнерами, т.е. двигаться по пути интеграции с ними на разных
скоростях и на разных уровнях.
Именно эти мотивы послужили толчком к созданию Таможенного союза (ТС) четырех
стран СНГ – Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России, к которым позднее
присоединился Таджикистан. Было ясно, что состояние дел в странах-участницах ТС
окажет влияние не только на подъем их собственной экономики, но и будет
стимулировать формирование общего рынка и зоны свободной торговли СНГ в целом.
Общий экономический потенциал государств ТС составлял к моменту его создания 87%
ВВП, 88% – продукции промышленности и 67% – товарооборота СНГ.
Проблем хватало с самого начала. Несмотря на общие интересы, долго не удавалось
договориться о принципах консенсусных решений, общем таможенном тарифе,
нетарифном регулировании, косвенном налогообложении. Практика показала, что
создание единой таможенной территории требует от участников не только желания,
но и значительных усилий, времени, умения понимать интересы друг друга.
В 1996 г. к ТС присоединилась Киргизия. По своим экономическим показателям (ВВП,
промышленный потенциал, природные, людские и другие ресурсы) она не сравнима ни
с Россией, ни с Белоруссией и Казахстаном. Тем не менее в рамках ТС она получила
равные права, в том числе на консенсусное принятие решений. В связи с этим
российские официальные лица предложили отменить принцип консенсусных решений,
поскольку нередко он служил тормозом в выполнении договоренностей.
Вместе с тем, взяв на себя обязательства, которые ранее были согласованы в
рамках ТС, Киргизия не торопилась их выполнять. Ее таможенные тарифы,
установленые по рекомендациям западных консультантов, имели очень упрощенную
базу – 10% по импорту на всю номенклатуру товаров. Вследствие этого ставки
таможенных пошлин между Россией и Киргизией совпадали не более чем на 10–15%. По
условиям ТС последняя должна была в течение 1996 г. адаптировать свой упрощенный
таможенный тариф к более эффективному таможенному тарифу России. Но она этого не
сделала ни в 1996 г., ни в 1997–1998 гг. В то же время, проведенный в 1997 г.
Интеграционным комитетом анализ показал, что в значительной мере таможенные
пошлины совпадали только между Россией и Белоруссией (за несколькими десятками
исключений), тогда как у Казахстана имелось порядка 600 изъятий из ранее
согласованного таможенного тарифа.
Такого рода противоречия и трудности при формировании единой таможенной
территории были обусловлены не только тяжелой экономической ситуацией,
сложившейся в странах-членах ТС. Мешало различие национальных экономических
интересов, что отражалось в несогласованных (без учета мнения партнеров)
действиях правительств, различном понимании целей и методов построения
Таможенного союза.
Тем не менее удалось разработать меры по согласованию единого порядка
регулирования внешнеторговой деятельности, сближению таможенных тарифов и отмене
таможенных пошлин. Был упрощен таможенный контроль на межгосударственных
границах стран-членов ТС. Наибольшего прогресса достигли в формировании единой
таможенной территории между Россией и Белоруссией.
За первые пять лет существования ТС (1995–1999 гг.) взаимный товарооборот стран
Союза возрос более чем на одну треть и составил в 1999 г. 20,3 млрд долл, тогда
как объем взаимной торговли в целом в СНГ в этот же период сократился на 15%.
Участники ТС несколько легче перенесли последствия финансового кризиса в России,
разразившегося в августе 1998 г. Так, их взаимный товарооборот в 1999 г. по
отношению к наиболее благоприятному 1997 г. составил 65%. В государствах СНГ, не
входящих в ТС, немного меньше – 63%. (В 2002 г. объем взаимной торговли пяти
стран ЕврАзЭС составил 29,6 млрд долл., в 2003 г. – 38,2 млрд).
В интересах более тесной интеграции пять стран ТС 10 октября 2000 г. подписали
договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
В практическом плане идея евразийства была предложена президентом Казахстана
Нурсултаном Назарбаевым в качестве специфической формы интеграции государств на
постсоветском пространстве. «Евразийское экономическое сообщество, – отмечал Н.
Назарбаев, – это идеальная возможность смягчить тяготы глобализации для наших
хозяйств. Вместе мы хоть как-то сможем сопротивляться. По отдельности – нет».
В 1994 г. он выдвинул конкретный проект формирования Евразийского союза
государств на базе СНГ. В нем предлагалось ввести единый визовый режим,
обеспечить свободное перемещение граждан, сделать расчетной денежной единицей
переводный рубль, создать общую систему обороны, парламент и законодательство,
один исполком как государственный орган и т.д. В то время этот план не нашел
должной поддержки в правительственных кругах России и других стран СНГ.
Его главными задачами провозгласили гармонизацию национальных законодательств
странучредителей, согласование структурных реформ экономик пяти стран, создание
единой транспортной структуры и единого транспортного рынка, введение единого
таможенного тарифа, сближение систем образования и выработку общего
политического курса по отношению к международным экономическим организациям.
Центральным органом Сообщества служит Интеграционный комитет, штаб-квартиры
которого находятся в Москве и АлмаАте. В отличие от системы принятия решений в
СНГ и бывшем Таможенном союзе в учредительных документах ЕврАзЭС четко
определены квоты каждой страны в распределении голосов, которые соответствуют их
доле в финансировании межгосударственных структур Сообщества. Россия получила
40%, Казахстан и Белоруссия – по 20, Киргизия и Таджикистан – по 10 процентов.
На заседаниях Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества
в 2002–2004 гг. в практической плоскости решались вопросы согласования единой
политики на переговорах по вступлению в ВТО, формирования единого таможенного
пространства, единого энергетического баланса, возможности введения общей валюты
пяти стран ЕврАзЭС. Российская сторона предложила обсудить проблему введения
единой валюты на пространстве ЕврАзЭС – российского рубля, вначале в качестве
расчетной, а затем и в виде платежной единицы.
Несмотря на явные достижения, интеграционные процессы в ЕврАзЭС развиваются
непросто. Рабочие группы, например, сталкиваются с серьезными трудностями при
формировании единых тарифов в таможенной зоне и транспортных тарифов.
Различаются позиции стран и относительно согласования единой политики при
вступлении в ВТО.
Союз – это по-нашему, по-славянски
В силу исторических обстоятельств и взаимодополняемости национальных хозяйств
наиболее продвинутая интеграция в экономической и политической сфере была
достигнута между Россией и Белоруссией. Она обусловлена не только общими корнями
в развитии славянско-православной цивилизации, формировании единой
государственности. Но и высокой степенью производственной кооперации,
хозяйственных и технологических связей, сформировавшихся на базе единого
экономического комплекса еще в бытность СССР. В те времена экономически
слаборазвитая Белоруссия сумела создать мощный индустриальный,
научно-технический и сельскохозяйственный потенциал, спецификой которого была
высокая степень концентрации и специализации производства, развитые
кооперационные связи с другими республиками, особенно с Россией. На многих
предприятиях Белоруссии заканчивался производственный цикл и выпускались готовые
изделия, связанные технологическими цепочками с большим количеством российских
заводов и фабрик. Белоруссию даже называли «сборочным цехом» СССР. Кроме того, в
республике действовал и крупный комплекс нефтеперерабатывающей промышленности.
Только производственное объединение «Нафтан» было способно переработать до 30
млн т нефти в год.
Эти преимущества превратились в противоположность. При разделе собственности
бывшего СССР Белоруссия, как и Россия, получила предприятия, технологии и
элементы производственного цикла, большинство из которых не могли существовать
автономно и действовать без смежных сопряженных технологий. Вместе с тем
Белоруссия получала из республик бывшего СССР, главным образом из России, около
70% необходимого топлива и промышленного сырья.
Несмотря на тяжесть системного кризиса после распада СССР и вынужденную
переориентацию экспорта товаров, главным торговым партнером Белорусии оставалась
Россия. Большинство высокотехнологичных производств республики по-прежнему
зависели от поставок оборудования, комплектующих изделий, сырья и полуфабрикатов
из России. При этом и самой России было крайне выгодно сохранить за Белоруссией
место «сборочного цеха», включая производство машин, электробытовой,
вычислительной техники и т.п.
Другой важный для России момент – более выгодный транзитный выход через
территорию Белорусии на рынки Центральной Европы, совместная эксплуатация ее
развитой транспортной и трубопроводной сетей (нефтепроводы, магистральные
нефтепродуктоводы, газопроводы), которые обеспечивают экспортные потребности
России на европейском направлении.
Главным образом по этим причинам Россия и Белоруссия заключили 6 января 1995 г.
Соглашение о Таможенном союзе, 2 апреля 1996 г. – Договор о Сообществе Белорусии
и России, а 2 апреля 1997 г. – Договор о Союзе Белорусии и России. Их главная
цель – подготовка условий для создания союзного государства с единой системой
хозяйствования и законодательства. В политической области – выработка общих
позиций по международным вопросам, содействие развитию демократии, защите прав и
свобод человека. В экономической сфере – обеспечение динамичного развития,
создание основ для единой системы хозяйствования, стимулирование взаимовыгодной
торговли.
В конечном итоге 8 декабря 1999 г. был подписан, а 26 января 2000 г. вступил в
силу Договор о создании Союзного государства Белорусии и России, органами
которого являются Высший государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Суд
и Счетная палата.
Похоже, претворение договора в реальное Союзное государство займет немало
времени. Причин тому несколько – переходный характер экономик России и
Белоруссии, неравномерный, а порой и неадекватный ход хозяйственных и
политических реформ в двух странах, разногласия между политическими элитами. В
частности, поэтому не оправдала себя на практике идея быстрого объединения
денежных систем двух стран.
Чего нам ждать от ближнего зарубежья
Будущее СНГ достаточно сложно спрогнозировать. Экономические и политические
системы окончательно не сформированы. Более того, некоторые находятся в
состоянии кризиса и трансформации (Грузия, Украина, Молдавия и др.), из-за чего
нарастает беспорядочность, а развитие ситуации определяется случайными
факторами. Не развиты внутригосударственные и межгосударственные политические
отношения, не сформированы национальные властные структуры, элиты, низок уровень
консолидации социальных групп, их партий и объединений.
Тем не менее нельзя утверждать, что негативные для Содружества факторы дают
основание только для мрачных прогнозов. Хотя налицо активная деятельность
разного рода официальных и полуофициальных зарубежных и местных организаций,
групп и лиц, пропагандирующих национальную исключительность, необходимость
дистанцирования от России и в целом от СНГ (пример – последние события в
Украине).
Невозможно закрыть глаза на такие определяющие интеграционные факторы, как
наличие в странах СНГ взаимодополняемых природных и других ресурсов, крупных
рынков самой разнообразной продукции, во многом сходных задач и перспектив в
формировании и совершенствовании национальных и наднациональных рыночных
структур и механизмов, межгосударственных экономических отношений. Налицо и
потенциал взаимообогащающих научно-технических и культурных связей, общих
интересов в развитии образования и науки, опыта дружественных межэтнических
отношений и многих других факторов, определяющих и развивающих объединительную
тенденцию в СНГ. У народов стран Содружества сохранилось и стремление к
хозяйственному и политическому объединению, которое основано на общих
экономических и исторических традициях.
Однако реализация этих возможностей во многом связана с расстановкой
политических сил в странах СНГ, деятельностью законодательной и исполнительной
власти в интеграционном направлении, умением соизмерять национальные интересы с
общими задачами развития. Важно видеть перспективу и не поддаваться искушению
извлекать сиюминутную выгоду за счет крупных потерь в будущем.
К сожалению, правящие элиты ряда стран СНГ в достаточной степени не осознали,
что экономическое пространство Содружества – особый регион, имеющий систему
собственных национальных экономических интересов и приоритетов стран-участниц,
связанных между собой, в то время как соседние страны и центры силы стремятся
«растащить» эту территорию. Поэтому наряду с поддержкой идеи сохранения СНГ
России необходимо продолжать движение по пути разноскоростной и разноуровневой
интеграции – ЕврАзЭС, ЕЭП, ЦАС, Союзное государство Белорусии и России, другие
возможные варианты сотрудничества в Центральной Азии, Закавказье, в отношениях с
Украиной, Молдавией и другими странами СНГ.