Лицом на Запад, спиною - на Восток
По какому сценарию будут развиваться торгово-экономические связи Москвы и Киева? Будут ли изменены приоритеты двух стран во взаимной
торговле и в первую очередь в товарообмене топливно-энергетическими ресурсами?
Юрий ГОДИН,
ведущий научный сотрудник Центра внешнеэкономических исследований РАН,
главный специалист Госдумы по экономическим отношениям России с Украиной и другими странами СНГ, д.э.н.
И после президентских выборов в российско-украинских вопросах продолжают
оставаться актуальными проблемы погашения задолженности Украины за поставки
нефти и газа из России, несанкционированного отбора украинской стороной
российского природного газа из транзитных газопроводов.
Украина испытывает дефицит нефти и нефтепродуктов, крайне низки запасы угля на
силовых электростанциях. В последние годы для собственных потребностей Украина
импортировала ежегодно из России 40 млрд м3 природного газа, главными
поставщиками которого являлись Газпром и ИТЕРА. Среди стран СНГ Украина является
главным потребителем российского газа.
В связи с тем, что в ближайшие пять лет Украина, по оценкам Совета по изучению
производительных сил Украины, будет покрывать за счет импорта из СНГ 85,4% своих
потребностей в нефти, 45,7 – в нефтепродуктах, 61,7 – в природном газе, 8% – в
угле (в основном все из России, лишь незначительная часть – из Туркменистана),
она крайне заинтересована в расширении энергетического сотрудничества с Москвой.
Вместе с тем реализуемый в настоящее время стратегический курс Украины на
вхождение в евроатлантические структуры уже набрал полный ход, и его не сможет
поменять никакой, «хоть трижды пророссийски настроенный», украинский президент.
Интеграция в «западный мир» стала генеральным направлением внешней политики
Киева, но это не означает, что восточноевропейский вектор теряет роль ключевого
(правда, подчиненного западноевропейскому вектору. – Ю.Г.) слагаемого украинской
внешней политики. Уже давно всем ясно, что и СНГ, и Россия рассматриваются
украинскими лидерами в данном контексте откровенно «по-украински», с позиции
т.н. «прагматической многовекторности» во внешнеэкономической сфере.
На ее основе Киев стремится получать на Западе кредиты, прямые инвестиции,
передовые технологии, новые поколения машин и оборудования, современный опыт
управления производством и сбытом, подключаться к международной производственной
кооперации, а на Востоке, в СНГ, сбывать свою слабоконкурентоспособную готовую
продукцию, по возможности беспошлинно, – особенно в Россию. И взаимен получать
оттуда дешевые энергоносители (по 50 долл. за 1 тыс.м3 против 130 долл. за 1
тыс.м3, которые платит России вся Европа), за которые, как показывает «практика
по-украински», и не требуется своевременная оплата, а потом, как обычно,
накопленные долги перед Россией «списываются» за какие-то туманные политические
обещания того или иного украинского лидера.
Анализ внешнеэкономической политики показывает, что Украина стремится
диверсифицировать свои внешние связи, ослабить энергетическую зависимость от
рынка СНГ, особенно России, и переориентировать возрастающую часть
экспортно-импортного потенциала на третьи страны. За период 1995–2000 гг.
экспорт Украины в дальнее зарубежье вырос в 1,6 раза, тогда как в страны СНГ
снизился на 37%. Если в 1996 г. доля России во внешней торговле Украины
составляла 45%, то в 2000–2002 гг. – около 30%. В результате среди торговых
партнеров Украины Россия отступила с 4-го на 7-е место.
Торговля Украины со странами СНГ и Россией имеет устойчивое отрицательное
сальдо. Начиная с 2001 г., ежегодно дефицит торговли Украины с Россией превышает
4,5 млрд долл. Дефицит образуется, главным образом, за счет «критического»
импорта газа, нефти и нефтепродуктов.
Поскольку Россия заинтересована в улучшении торгово-экономических отношений с
Украиной, в том числе в транзите российского газа, она пошла в 2004 г. на
создание Зоны свободной торговли (ЗСТ) с Украиной (последняя добивалась этого 10
лет – начиная с 1994 г. – Ю.Г.) в рамках ЕЭП «Большой четверки» (Россия,
Белоруссия, Казахстан, Украина). При условии действия правил ЗСТ в полном объеме
украинский импорт, главным образом энергоресурсов из России, освобождается от
таможенных пошлин, а НДС будет перечисляться в Украинский бюджет. В то же время
российскому бюджету такие изменения принципов торговли с Украиной могут нанести
существенный урон в доходной его части: по экспертным оценкам Совета по изучению
производительных сил России, в размерах до 2–3 млрд долл. в год.
Украина – единственная страна на постсоветском пространстве, которой Россия
разрешила заниматься реэкспортом энергоресурсов, что, по имеющимся оценкам,
дополнительно обеспечивает ежегодные поступления в украинский бюджет до 600 млн
долл. К слову сказать, наш первый союзник и партнер Белоруссия такого «подарка»
не имеет. Кроме того, Россия обязалась открыть транспортный коридор для поставок
туркменского газа в обмен на пресечение несанкционированного забора транзитного
российского газа и согласилась на десятилетнюю рассрочку платежей по газовым
долгам. Следует особо подчеркнуть, что подобные дружественные жесты восточного
соседа в немалой степени способствовали повышению темпов экономического роста в
Украине в последнее время.
Президентские выборы в Украине не оставили никаких сомнений даже у скептиков,
что киевская правящая элита связывает судьбу страны с евроатлантическими
«ценностями» в ущерб интеграции с Востоком и, прежде всего, с Россией. Теперь
уже стало окончательно ясно, что после запоздалых и малопродуктивных (якобы
стимулирующих Украину в сторону Москвы) мер (в том числе предоставление ее
гражданам льготного визового режима, введение нормы двойного гражданства и др.),
направленных на ее удержание в российской орбите, верховной власти РФ пора бы,
наконец, озаботиться проблемами обеспечения национальной экономической
безопасности в сфере торговли с Украиной и транзита по украинской территории
энергоносителей из России. Что для этого необходимо предпринять?
По оценкам международных экспертов, монополия никакой страны в транзите товара
другой страны недопустима с точки зрения экономической безопасности. Однако, как
и в советские времена, Россия по-прежнему получает более 80% валютной выручки от
продажи нефти и газа, экспортируемых в Европу через коммуникации Украины.
Половина газохранилищ бывшего Советского Союза также находится в Украине. Если
учитывать критерии внешнеэкономической безопасности, принятые в мировой
практике, подобное положение в рыночных условиях делает экспорт энергоносителей
из России в Европу через украинскую территорию уязвимым местом в системе
национальной безопасности нашей страны.
Как представляется, России следует стремиться к многовекторности транзитных
экспортных путей и уменьшению украинского монополизма в реэкспорте, прежде
всего, газа, в том числе за счет более активного использования белорусской
газопередаточной инфраструктуры, чтобы существенно понизить экономические и
политические риски, в том числе вызванные явной евроатлантической ориентацией
правящей элиты Украины. Ликвидация или хотя бы понижение уровня подобных угроз
должна стать одной из главных задач российской внешнеэкономической политики. К
примеру, страны Евросоюза при постоянном росте газовых поставок из России в
натуральном выражении никогда не превышают эти поставки в общем импорте газа в
ЕС в объеме одной трети. Кстати, это одна из рекомендаций Всемирного банка с
целью достижения оптимального уровня обеспечения национальной экономической
безопасности.
Как мне представляется, альтернативным решением проблемы газового транзита могло
бы стать увеличение доли Белоруссии в экспорте российских
топливно-энергетических ресурсов – это следование мировым тенденциям рыночной
экономики в условиях интенсификации процессов интернационализации хозяйственной
жизни. По мнению Минска, через Белоруссию в Европу могло бы поступать до
половины российского газового экспорта, причем без практики его подворовывания.
В настоящее время в Российской Федерации происходит серьезное переосмысление
негативного опыта российской политики в Украине и украинской политики по
отношению к России. На мой взгляд, не следует обольщаться возможностями и
перспективами политической интеграции России с Украиной, увлекаться
конъюнктурным обсуждением различных межгосударственных конструкций, в том числе
в рамках ЕЭП «Большой четверки», предлагая в очередной раз альтруистское
российское донорство взамен ничего не стоящих политических деклараций партнеров.
Развитие наших связей с Украиной потребует, очевидно, сохранения определенных
экономических преференций нашему прагматичному партнеру. Но эти преференции
можно распространять лишь на те области экономики и конкретные проекты, где
российские и украинские экономические интересы совпадают и не наносят ущерб
национальной безопасности России. Средством преодоления разногласий в
торгово-экономических отношениях России и Украины должны стать не односторонние
уступки или продолжение политики финансового и ресурсного донорства со стороны
России, а разработка долгосрочной стратегии двустороннего сотрудничества,
основанной на принципах усиления взаимодополняемости хозяйственных комплексов
двух стран, на их участии в формировании общих рынков товаров и услуг. В
противном случае России будет уготована судьба сырьевого придатка и места сброса
некачественной продукции как со стороны Евросоюза, так и некогда дружественной Украины.