Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Январь 2005 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Лицом на Запад, спиною - на Восток

По какому сценарию будут развиваться торгово-экономические связи Москвы и Киева? Будут ли изменены приоритеты двух стран во взаимной торговле и в первую очередь в товарообмене топливно-энергетическими ресурсами?

Юрий ГОДИН,
ведущий научный сотрудник Центра внешнеэкономических исследований РАН,
главный специалист Госдумы по экономическим отношениям России с Украиной и другими странами СНГ, д.э.н.

И после президентских выборов в российско-украинских вопросах продолжают оставаться актуальными проблемы погашения задолженности Украины за поставки нефти и газа из России, несанкционированного отбора украинской стороной российского природного газа из транзитных газопроводов.

Украина испытывает дефицит нефти и нефтепродуктов, крайне низки запасы угля на силовых электростанциях. В последние годы для собственных потребностей Украина импортировала ежегодно из России 40 млрд м3 природного газа, главными поставщиками которого являлись Газпром и ИТЕРА. Среди стран СНГ Украина является главным потребителем российского газа.

В связи с тем, что в ближайшие пять лет Украина, по оценкам Совета по изучению производительных сил Украины, будет покрывать за счет импорта из СНГ 85,4% своих потребностей в нефти, 45,7 – в нефтепродуктах, 61,7 – в природном газе, 8% – в угле (в основном все из России, лишь незначительная часть – из Туркменистана), она крайне заинтересована в расширении энергетического сотрудничества с Москвой.

Вместе с тем реализуемый в настоящее время стратегический курс Украины на вхождение в евроатлантические структуры уже набрал полный ход, и его не сможет поменять никакой, «хоть трижды пророссийски настроенный», украинский президент. Интеграция в «западный мир» стала генеральным направлением внешней политики Киева, но это не означает, что восточноевропейский вектор теряет роль ключевого (правда, подчиненного западноевропейскому вектору. – Ю.Г.) слагаемого украинской внешней политики. Уже давно всем ясно, что и СНГ, и Россия рассматриваются украинскими лидерами в данном контексте откровенно «по-украински», с позиции т.н. «прагматической многовекторности» во внешнеэкономической сфере.

На ее основе Киев стремится получать на Западе кредиты, прямые инвестиции, передовые технологии, новые поколения машин и оборудования, современный опыт управления производством и сбытом, подключаться к международной производственной кооперации, а на Востоке, в СНГ, сбывать свою слабоконкурентоспособную готовую продукцию, по возможности беспошлинно, – особенно в Россию. И взаимен получать оттуда дешевые энергоносители (по 50 долл. за 1 тыс.м3 против 130 долл. за 1 тыс.м3, которые платит России вся Европа), за которые, как показывает «практика по-украински», и не требуется своевременная оплата, а потом, как обычно, накопленные долги перед Россией «списываются» за какие-то туманные политические обещания того или иного украинского лидера.

Анализ внешнеэкономической политики показывает, что Украина стремится диверсифицировать свои внешние связи, ослабить энергетическую зависимость от рынка СНГ, особенно России, и переориентировать возрастающую часть экспортно-импортного потенциала на третьи страны. За период 1995–2000 гг. экспорт Украины в дальнее зарубежье вырос в 1,6 раза, тогда как в страны СНГ снизился на 37%. Если в 1996 г. доля России во внешней торговле Украины составляла 45%, то в 2000–2002 гг. – около 30%. В результате среди торговых партнеров Украины Россия отступила с 4-го на 7-е место.

Торговля Украины со странами СНГ и Россией имеет устойчивое отрицательное сальдо. Начиная с 2001 г., ежегодно дефицит торговли Украины с Россией превышает 4,5 млрд долл. Дефицит образуется, главным образом, за счет «критического» импорта газа, нефти и нефтепродуктов.

Поскольку Россия заинтересована в улучшении торгово-экономических отношений с Украиной, в том числе в транзите российского газа, она пошла в 2004 г. на создание Зоны свободной торговли (ЗСТ) с Украиной (последняя добивалась этого 10 лет – начиная с 1994 г. – Ю.Г.) в рамках ЕЭП «Большой четверки» (Россия, Белоруссия, Казахстан, Украина). При условии действия правил ЗСТ в полном объеме украинский импорт, главным образом энергоресурсов из России, освобождается от таможенных пошлин, а НДС будет перечисляться в Украинский бюджет. В то же время российскому бюджету такие изменения принципов торговли с Украиной могут нанести существенный урон в доходной его части: по экспертным оценкам Совета по изучению производительных сил России, в размерах до 2–3 млрд долл. в год.

Украина – единственная страна на постсоветском пространстве, которой Россия разрешила заниматься реэкспортом энергоресурсов, что, по имеющимся оценкам, дополнительно обеспечивает ежегодные поступления в украинский бюджет до 600 млн долл. К слову сказать, наш первый союзник и партнер Белоруссия такого «подарка» не имеет. Кроме того, Россия обязалась открыть транспортный коридор для поставок туркменского газа в обмен на пресечение несанкционированного забора транзитного российского газа и согласилась на десятилетнюю рассрочку платежей по газовым долгам. Следует особо подчеркнуть, что подобные дружественные жесты восточного соседа в немалой степени способствовали повышению темпов экономического роста в Украине в последнее время.

Президентские выборы в Украине не оставили никаких сомнений даже у скептиков, что киевская правящая элита связывает судьбу страны с евроатлантическими «ценностями» в ущерб интеграции с Востоком и, прежде всего, с Россией. Теперь уже стало окончательно ясно, что после запоздалых и малопродуктивных (якобы стимулирующих Украину в сторону Москвы) мер (в том числе предоставление ее гражданам льготного визового режима, введение нормы двойного гражданства и др.), направленных на ее удержание в российской орбите, верховной власти РФ пора бы, наконец, озаботиться проблемами обеспечения национальной экономической безопасности в сфере торговли с Украиной и транзита по украинской территории энергоносителей из России. Что для этого необходимо предпринять?

По оценкам международных экспертов, монополия никакой страны в транзите товара другой страны недопустима с точки зрения экономической безопасности. Однако, как и в советские времена, Россия по-прежнему получает более 80% валютной выручки от продажи нефти и газа, экспортируемых в Европу через коммуникации Украины. Половина газохранилищ бывшего Советского Союза также находится в Украине. Если учитывать критерии внешнеэкономической безопасности, принятые в мировой практике, подобное положение в рыночных условиях делает экспорт энергоносителей из России в Европу через украинскую территорию уязвимым местом в системе национальной безопасности нашей страны.

Как представляется, России следует стремиться к многовекторности транзитных экспортных путей и уменьшению украинского монополизма в реэкспорте, прежде всего, газа, в том числе за счет более активного использования белорусской газопередаточной инфраструктуры, чтобы существенно понизить экономические и политические риски, в том числе вызванные явной евроатлантической ориентацией правящей элиты Украины. Ликвидация или хотя бы понижение уровня подобных угроз должна стать одной из главных задач российской внешнеэкономической политики. К примеру, страны Евросоюза при постоянном росте газовых поставок из России в натуральном выражении никогда не превышают эти поставки в общем импорте газа в ЕС в объеме одной трети. Кстати, это одна из рекомендаций Всемирного банка с целью достижения оптимального уровня обеспечения национальной экономической безопасности.

Как мне представляется, альтернативным решением проблемы газового транзита могло бы стать увеличение доли Белоруссии в экспорте российских топливно-энергетических ресурсов – это следование мировым тенденциям рыночной экономики в условиях интенсификации процессов интернационализации хозяйственной жизни. По мнению Минска, через Белоруссию в Европу могло бы поступать до половины российского газового экспорта, причем без практики его подворовывания.

В настоящее время в Российской Федерации происходит серьезное переосмысление негативного опыта российской политики в Украине и украинской политики по отношению к России. На мой взгляд, не следует обольщаться возможностями и перспективами политической интеграции России с Украиной, увлекаться конъюнктурным обсуждением различных межгосударственных конструкций, в том числе в рамках ЕЭП «Большой четверки», предлагая в очередной раз альтруистское российское донорство взамен ничего не стоящих политических деклараций партнеров.

Развитие наших связей с Украиной потребует, очевидно, сохранения определенных экономических преференций нашему прагматичному партнеру. Но эти преференции можно распространять лишь на те области экономики и конкретные проекты, где российские и украинские экономические интересы совпадают и не наносят ущерб национальной безопасности России. Средством преодоления разногласий в торгово-экономических отношениях России и Украины должны стать не односторонние уступки или продолжение политики финансового и ресурсного донорства со стороны России, а разработка долгосрочной стратегии двустороннего сотрудничества, основанной на принципах усиления взаимодополняемости хозяйственных комплексов двух стран, на их участии в формировании общих рынков товаров и услуг. В противном случае России будет уготована судьба сырьевого придатка и места сброса некачественной продукции как со стороны Евросоюза, так и некогда дружественной Украины.

 

Еще статьи на эту тему:
— Три этапа реформ
— Пороги транзитного потока
— Одесса-Броды: временный реверс
— Многовекторная Украина на новом рубеже


Журнал «Мировая энергетика»

Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
Все права защищены. При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru