Реформа отложена - забудьте
Газпром и независимые производители газа страдают из-за одних проблем.
Михаил КЛАССОН
Правительству в очередной раз не удалось в декабре обсудить походы к
преобразованиям в газовой отрасли. Кабинет министров разрабатывает план
реформирования газового рынка и Газпрома уже более двух лет. Его рассмотрение
несколько раз переносилось из-за разногласий между Минэкономразвития и
Газпромом. В августе 2004 г. министр финансов Алексей Кудрин заявил, что
правительство сорвало все планы по разработке концепции газовой отрасли, и
призвал Михаила Фрадкова взять продвижение этой реформы под личный контроль. Но
для властей более жгучим желанием в 2004 г. стало получение контроля над
Газпромом, и они, наконец, нашли схему, позволяющую сделать это без отвлечения
десятков миллиардов рублей бюджетных средств. В сентябре 2004 г. Владимир Путин
одобрил предложение правительства передать Газпрому 100% акций государственной
Роснефти в обмен на акции газовой монополии, находящиеся на балансах ее «дочек».
По завершении такой операции государство получает контрольный пакет в Газпроме,
что дает ему возможность либерализовать рынок акций газовой компании и в то же
время сохранить свой решающий голос в совете директоров. А тут еще подоспела
продажа на аукционе 19 декабря основной добывающей «дочки» ЮКОСа –
Юганскнефтегаза.
Как считает начальник экспертного управления администрации президента Аркадий
Дворкович, именно аукцион по Юганскнефтегазу вызвал очередной перенос сроков
рассмотрения реформы газового рынка. После интеграции Роснефти и покупки
Юганскнефтегаза Газпром становится, по его мнению, «больше чем газовой
компанией». Наряду с ежегодной добычей 545–550 млрд м3 газа у него появляется
мощное «нефтяное крыло» производительностью 88–90 млн тонн.
По словам Дворковича, работа по подготовке газовой реформы продолжается.
Разработанная НП «Координатор рынка газа» модель развития рынка направлена
Михаилу Фрадкову и главе Администрации президента, председателю совета
директоров Газпрома Дмитрию Медведеву. Дворкович отметил, что с рамочной
конструкцией модели КРГ согласны, в целом, как сам Газпром, так и основные
потребители газа. По сведениям из Минпромэнерго, правительство может в очередной
раз подступиться к рассмотрению реформы газовой отрасли в первой половине 2005
г. Возможно Фрадков все-таки подпишет постановление правительства, разрешающее
продать Газпрому по свободным ценам внутри России 5 млрд м3, вместе с
эквивалентным объемом независимых производителей. Этот первый шажок в реформе
позволит, хотя бы приблизительно, узнать рыночную стоимость газа.
Пока же некое реформирование идет в самом Газпроме. Конечно, выделение
непрофильных активов и видов деятельности из «дочек» сделает более прозрачными
их издержки и доходы. Но не более того. «Дочки» сохранят организационную форму
ООО, арендуя у материнской компании основные производственные фонды и ежегодно
утверждая свои балансы доходов и расходов на правлении Газпрома. То есть все
добычные и транспортные подразделения останутся на содержании материнской
компании, в полном ее подчинении. Теперь, кстати, на такую же схему перейдет и
ОАО «Роснефть», влившись в ООО «Газпромнефть». Поэтому говорить о каких-то
стимулах, побуждающих менеджеров «дочек» снижать свои затраты и увеличивать
доходы, почти бессмысленно. Все эти показатели утверждаются централизованно, а
задача региональных менеджеров – грамотно раздуть затраты и запрятать доходы.
Кроме того, по некоторым признакам, и центральный аппарат Газпрома остался таким
же неповоротливым, как и прежде. Это касается долгого и мучительного
согласования как внутренних инициатив (например, перевода привода перекачивающих
агрегатов магистральных трубопроводов с газа на электроэнергию, что сулит
немалую экономию), так и внешних (например, замены импортного оборудования
отечественным, более эффективным и дешевым).
Тем не менее, еще летом 2004 г. председатель правления Алексей Миллер заявил об
амбициозной цели, которую он ставит перед менеджерами: вывести Газпром в ряд
глобальных компаний. По некоторым показателям, считает Миллер, компания уже
соответствует этому гордому названию – вертикальная интеграция, огромный годовой
оборот, немалые запасы, развитые производственные мощности, существенная доля на
рынках, деятельность за рубежом. Осталось объединить внутренний и зарубежный
рынок акций, выделить компанию по добыче нефти и зайти в электроэнергетику.
«Газпром будет не просто заметным игроком на глобальном энергетическом рынке, а
сможет определять правила игры», – подытожил Миллер.
Что уж говорить о правилах игры внутри России, где добыча компании составляет
около 90% от суммарного показателя в отрасли, и Газпрому принадлежит
газотранспортная система (ГТС). Похоже, независимым производителям газа остается
лишь принимать эти правила и заявлять о готовности сотрудничать с Газпромом. Что
делает, например, НОВАТЭК. В то же время они периодически отлучаются от
свободного доступа в ГТС (в которую напрямую инвестирует только Газпром, но
взимая одновременно с «независимых» плату за транспортировку).
В декабре 2004 г. Газпром восстановил прием в ГТС продукции Нортгаза с
Северо-Уренгойского месторождения. Доступ к «трубе» Нортгазу, как и другим
независимым – Роспану и НОВАТЭК, – был перекрыт еще летом. Тогда Газпром обвинил
их в том, что они используют «трубу» как хранилище своего, невыбранного
потребителями газа. Тем не менее, Федеральная антимонопольная служба в октябре
выдала Газпрому предписание прекратить необоснованные ограничения в отношении
«независимых». В нем также говорилось: если ограничения вводятся из-за
переполнения ГТС, то они должны быть распространены на все компании, в том числе
входящие и в Газпром. Под ограничение, кстати, попала и нефтехимическая «дочка»
Газпрома – СИБУР. Подобные конфликты будут неизбежно возникать и в будущем: ведь
пропускная способность «трубы» является служебной информацией – Газпрома.
Как считает президент Нортгаза Фархад Ахмедов, данные о наличии или отсутствии
технических возможностей оказания транспортной услуги должны быть открытыми и
доступными для клиентов газотранспортного предприятия в любой момент. Так же как
цены – публичными, а работа ГТС – прозрачной. Но это станет возможным лишь в
случае функционирования ГТС как самостоятельного предприятия (100%-ной дочки
Газпрома или отдельного юридического лица – решать государству), со своими
доходами и расходами, возможностью привлекать кредиты. Ахмедов указывает на
такой факт: «независимые» ежегодно выплачивают Газпрому за транспортные услуги
не менее 0,5 млрд долларов. Цифра немаленькая, поэтому пока неизвестно, кто
тратит больше на транспортировку единицы продукции на единицу расстояния –
Газпром или «независимые». По крайней мере, сам Газпром говорит о том, что
платит своим транспортным «дочкам» за прокачку 1 тыс. м3 на 100 км больше, чем
это делают «независимые» по утвержденным Федеральной службой по тарифам (ФСТ)
расценкам. Последние же утверждают, что их удельные затраты в 2–3 раза выше.
По-видимому потому, что Газпром, ссылаясь на загруженность наиболее короткого
маршрута (например, протяженностью в 1 тыс. км), отправляет продукцию
«независимых» по более длинному (1,5-2 тыс. км).
Еще одна «ахиллесова пята» отрасли – отсутствие рынка газа и деформированность
системы ценообразования, считает Фархад Ахмедов. Как власти, так и Газпром
зачастую сводят формирование рынка лишь к повышению цен на газ. Несмотря на то,
что регулируемые цены на газ утверждаются ФСТ, их реальное формирование
происходит в Газпроме, которому из-за отсутствия конкуренции снижать свои
издержки нет смысла. Поэтому система формирования регулируемых цен может быть
только затратной. А ФСТ, несмотря на присылаемые службе кипы обосновывающих
материалов, оценить реальные затраты Газпрома не способна. Сам же Нортгаз
вынужден продавать потребителям свою продукцию «на скважине». И она стоит не
дороже чем на 20% газпромовского, регулируемого газа (последний своей массой
попросту задавливает продукцию «независимых»). Аналогичная схема заложена и в
подписанном Газпромом и ЛУКОЙЛом соглашении, касающемся Находкинского
месторождения в ЯНАО (первый газ нефтяники планируют получить на нем в 2007 г.).
Наконец, еще одним поводом для недовольства «независимых» является монополия
Газпрома на экспорт. Они готовы работать в едином экспортном канале, ни в коем
случае не покушаясь при этом на полномочия Газэкспорта. И даже просили власти
предоставить им 20%-ную квоту на экспорт, либо снизить ставку налога на добычу
газа с нынешних 135 руб. до 90 руб. за 1 тыс. м3. Но власти пока не сделали ни
того, ни другого, ни третьего, ни четвертого...
Мнение эксперта
Пора менять структуру
Александр АНАНЕНКОВ,
заместитель председателя Правления Газпрома
Развитие газовой промышленности и рынков потребления газа становится все более динамичным
процессом во всем мире. Увеличивается число компаний и стран, участвующих в
газовом бизнесе, наблюдается тенденция к глобализации газового рынка. Растет
потребление газа в Европе, США, странах АТР. Например, в Китае к 2020 г. оно
увеличится, по разным прогнозам, на 100 или даже на 200 млрд м3.
Газпром активно участвует в процессах, происходящих на мировом газовом рынке.
Наша компания обладает огромными запасами газа – 28 трлн м3. Последние годы мы
работаем над расширенным воспроизводством газа. Ожидается, что в 2004 г. Газпром
добудет 545 млрд м3. В 2020 г. планируется выйти на 580–590, а в 2030 г. – на
630 млрд м3. Газпром разработал программу освоения Ямала и прилегающей
акватории. Разведанные запасы газа региона составляют 10,4 трлн м3, ресурсы
оцениваются в 50 трлн м3. Мы скоро закончим обоснование инвестиций в эту
программу и в 2006 г. начнем интенсивно работать на Ямале. По поручению
правительства Минпромэнерго и Газпром подготовили программу развития системы
газоснабжения Восточной Сибири и Дальнего Востока (здесь ресурсы, включая шельф,
оцениваются в 59 трлн м3). Программа в целом одобрена. В настоящее время
завершается ее доработка, и в I полугодии 2005 г. мы ее внесем в кабинет
министров. Надеемся, что после рассмотрения программы на заседании правительства
она будет утверждена окончательно. Газпром разрабатывает генеральную схему
развития отрасли до 2030 г., включая прогнозы по внутренним и внешним рынкам,
планы реконструкции и нового строительства на объектах Единой системы
газоснабжения России – крупнейшей газотранспортной системы мира.
Компания ведет большую работу по реформированию своей структуры и системы
управления. В ходе первого этапа, который длился около трех лет, мы
усовершенствовали систему управления головной компанией. Провели инвентаризацию
имущественного комплекса, ресурсной базы. Разработали новые методики,
инструкции, положения и регламенты в подсистемах управления, финансах,
бухгалтерском учете и других. Это значительно повысило эффективность управления
нашим акционерным обществом. В 2004 г. начался второй этап реформы, который
заключается в повышении эффективности работы Газпрома как вертикально
интегрированной компании, объединяющей все циклы: разведку, добычу,
транспортировку, переработку и сбыт. Его важнейшая задача – оптимизация
структуры управления основными видами деятельности на уровне дочерних обществ.
Каждая «дочка» должна заниматься своим основным делом, иметь одну главную
функцию, не распылять производственные ресурсы на смежные, а иногда непрофильные
виды деятельности. При этом непрофильная функция одной компании может быть
передана другой, для которой данная функция является профильной, какие-то
компании будут объединены, появятся новые компании. Мы хотим консолидировать все
основные направления бизнеса в отдельных компаниях и за счет этого добиться
полной прозрачности финансовых потоков.
Специально созданная рабочая группа практически закончила подготовку предложений
по структурным изменениям в системе Газпрома. В первую очередь изменения
коснутся добывающих и транспортных предприятий, а также предприятий по хранению
и переработке углеводородов. Реализация отдельных элементов второго этапа
реформы системы управления Газпромом уже началась – с создания в октябре 2004 г.
ОАО «Газпромрегионгаз». В 2005 г., после утверждения предложений рабочей группы,
мы приступим к их полномасштабной реализации.
Цель – сохранить достигнутое
Станислав ЦЫГАНКОВ,
начальник департамента зарубежных связей Газпрома
Экспортный портфель долгосрочных контрактов (на условиях «take or pay») компании
составляет сегодня 2 трлн м3 или 270 млрд долл. по нынешним ценам. За историю
российской газовой промышленности на внешние рынки было поставлено 2,3 трлн м3,
из них в 2004 г. – более 140 млрд м3 (имеется в виду дальнее зарубежье.– Ред.).
Объем годовых поставок возрастет до 180 млрд м3 к 2010 году. Сейчас 26%
европейского потребления природного газа обеспечивает Газпром. Наша задача –
сохранить данную долю. Но для этого необходимо будет продлить существующие
контракты и сохранить максимальную загрузку уже созданных транспортных мощностей
и тех, что еще предстоит ввести под растущие объемы внешних поставок. В 2007 г.
газовый рынок Европы, на который приходится 80% нашего экспорта, будет полностью
либерализован. Мы конечно к этому готовились, создана разветвленная
инфраструктура – это множество дочерних компаний Газпрома в разных странах
(торговля и транспорт). Они накопили уже серьезный опыт по торговле в новых
условиях. СП с Wintershall – Wingas создало солидную транспортную систему в
Германии с подземным хранилищем в Редене. Имеются договоры и на использование
сети подземных хранилищ на Украине. Это позволяет нам с оптимизмом смотреть на
перспективы работы на либерализованном газовом рынке Европы. Создание новых
транспортных мощностей и диверсификация экспортных маршрутов должны быть увязаны
с потребностями развивающегося мирового газового рынка. Нет смысла создавать
новые транспортные мощности без адекватной потребности в газе у потребителей.
Одним из приоритетных направлений экспортной стратегии является выход на рынок
Великобритании. На первом этапе – к 2010 г. мы собираемся нарастить поставки до
10-12 млрд м3 . На втором этапе, после ввода Северо-Европейского газопровода, мы
добавим еще 8-10 млрд. В целом наша маркетинговая политика предусматривает
комбинацию краткосрочных контрактов (20-30% от объемов поставок конечному
потребителю) и долгосрочных (70-80%). Конечно же, усилит экспортные позиции
Газпрома намеченное производство и сбыт сжиженного природного газа
(СПГ).Возможно, первым шагом в этом направлении станет сооружение завода по
производству СПГ в Ленинградской области. В перспективе – производство СПГ на
базе Штокманского месторождения. Не стоит забывать и о рынке АТР, который сулит
огромные возможности поставок как по трубопроводам, так и через производство СПГ.
«Независимые» готовы помочь Газпрому
Александр ФРИДМАН,
первый зампредседателя правления НОВАТЭК
Энергетическая стратегия России предусматривает увеличение добычи газа к 2020 г.
до 730 млрд м3. Газпром планирует выйти на 580–590 млрд, соответственно другим
компаниям останется произвести 140–150 млрд м3. Отечественная ресурсная база
позволяет добывать около 900 млрд м3, в то же время без решения ряда ключевых
проблем в отрасли, без объединения усилий добывающих компаний выйти даже на
отмеченные в стратегии цифры невозможно. Прежде всего, нарастает диспропорция
между структурой запасов (где преобладает глубокозалегающий валанжинский газ,
доля которого составляет 53%) и структурой добычи (где преобладает дешевый
сеноманский газ – 80%).
Запасы дешевого сеноманского газа истощаются. Деваться некуда: рано или поздно
придется увеличить добычу высокозатратного валанжинского газа. НОВАТЭК
изначально начал заниматься извлечением «жирного» газа (сейчас его доля
составляет 60%, при доле валанжина в запасах – в 75%). В ближайшем будущем эти
цифры сравняются. У Роспана и Нортгаза все 100% газа добываются из
глубокозалегающих пластов. У Газпрома, напротив, 90% добычи – сеноманский газ.
Но ему тоже деваться некуда: в 2004 г. введено Ен-Яхинское месторождение,
готовятся к разработке ачимовские, глубокозалегающие пласты Уренгоя и, в
перспективе – валанжин Заполярного. По оценке специалистов, в 2020 г. доля
«жирных» газов в добыче составит 45–50%, или 330–370 млрд м3. К сожалению,
нынешняя налоговая база не стимулирует их добычу. Ставка налога на добычу
полезных ископаемых (НДПИ) не учитывает повышенные затраты при добыче
валанжинского и ачимовского газа. Хотелось бы надеяться на то, что НДПИ по газу
будет все-таки дифференцирован. Вторая ключевая проблема – снизившаяся
пропускная способность транспортной системы (износ металла труб, устаревшее
перекачивающее оборудование, снижение пластового давления на месторождениях).
Сколько бы мы ни говорили и ни обсуждали направления и перспективы увеличения
добычи газа как силами Газпрома, так и силами независимых производителей газа,
но никакого роста добычи не будет, если не решить принципиальный вопрос –
расширение мощностей магистральных газопроводов. Сегодня подключение новых
месторождений полностью зависит от пропускной способности газотранспортной
системы (ГТС).
Поэтому всем, и Газпрому, и «независимым» необходимо полноценно инвестировать в
транспортную систему. НОВАТЭК готово в этом участвовать. Первый опыт нашей
совместной работы с Газпромом уже имеется при освоении Юрхаровского
месторождения. Построив лупинг (параллельный трубопровод. – Ред.) к межсистемной
перемычке, НОВАТЭК, первым из независимых производителей газа, принял участие в
расширении ГТС. Мы также надеемся, что в законе «О магистральном трубопроводном
транспорте» будут четко прописаны механизмы участия заинтересованных сторон в
развитии ГТС. НОВАТЭК уже дал свои предложения по этим механизмам, в том числе
по применению лизинговой схемы.
Гарантированное снабжение населения, социальных, градообразующих объектов газом
и газификация регионов РФ возложены на Газпром государством. Компания, по сути,
обеспечивает энергетическую безопасность страны. НОВАТЭК готов разделить с
Газпромом ответственность в обеспечении внутренних потребностей в этом важнейшем
виде энергоносителя, в том числе по ценам, установленным государством. В
принципе это уже происходит, с 2004 г. мы поставляем газ населению Тюменской и
Курганской областей по регулируемым ценам, на что уходит 10% от общего объема
продаж. К сожалению, пока поставки газа дальше Волги убыточны из-за низких
оптовых цен и высоких тарифов на транспортировку газа.
Помимо повышения цен на газ и уменьшения доли транспортных тарифов в цене газа
действенной мерой расширения географии внутренних поставок был бы, конечно,
выход газа независимых производителей на высокодоходный экспорт, естественно,
при сохранении единого канала – Газэкспорта. Сейчас Газпром занимает 25%-ную
долю на европейском рынке. Однако в 2020 г. из-за роста потребления газа в
Европе эта доля может снизиться до 15–16%. Наша общая задача – не допустить
этого.