Журнал «Мировая энергетика»

Архив журналов

Январь 2005 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Реформа отложена - забудьте

Газпром и независимые производители газа страдают из-за одних проблем.

Михаил КЛАССОН

Правительству в очередной раз не удалось в декабре обсудить походы к преобразованиям в газовой отрасли. Кабинет министров разрабатывает план реформирования газового рынка и Газпрома уже более двух лет. Его рассмотрение несколько раз переносилось из-за разногласий между Минэкономразвития и Газпромом. В августе 2004 г. министр финансов Алексей Кудрин заявил, что правительство сорвало все планы по разработке концепции газовой отрасли, и призвал Михаила Фрадкова взять продвижение этой реформы под личный контроль. Но для властей более жгучим желанием в 2004 г. стало получение контроля над Газпромом, и они, наконец, нашли схему, позволяющую сделать это без отвлечения десятков миллиардов рублей бюджетных средств. В сентябре 2004 г. Владимир Путин одобрил предложение правительства передать Газпрому 100% акций государственной Роснефти в обмен на акции газовой монополии, находящиеся на балансах ее «дочек». По завершении такой операции государство получает контрольный пакет в Газпроме, что дает ему возможность либерализовать рынок акций газовой компании и в то же время сохранить свой решающий голос в совете директоров. А тут еще подоспела продажа на аукционе 19 декабря основной добывающей «дочки» ЮКОСа – Юганскнефтегаза.

Как считает начальник экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович, именно аукцион по Юганскнефтегазу вызвал очередной перенос сроков рассмотрения реформы газового рынка. После интеграции Роснефти и покупки Юганскнефтегаза Газпром становится, по его мнению, «больше чем газовой компанией». Наряду с ежегодной добычей 545–550 млрд м3 газа у него появляется мощное «нефтяное крыло» производительностью 88–90 млн тонн.

По словам Дворковича, работа по подготовке газовой реформы продолжается. Разработанная НП «Координатор рынка газа» модель развития рынка направлена Михаилу Фрадкову и главе Администрации президента, председателю совета директоров Газпрома Дмитрию Медведеву. Дворкович отметил, что с рамочной конструкцией модели КРГ согласны, в целом, как сам Газпром, так и основные потребители газа. По сведениям из Минпромэнерго, правительство может в очередной раз подступиться к рассмотрению реформы газовой отрасли в первой половине 2005 г. Возможно Фрадков все-таки подпишет постановление правительства, разрешающее продать Газпрому по свободным ценам внутри России 5 млрд м3, вместе с эквивалентным объемом независимых производителей. Этот первый шажок в реформе позволит, хотя бы приблизительно, узнать рыночную стоимость газа.

Пока же некое реформирование идет в самом Газпроме. Конечно, выделение непрофильных активов и видов деятельности из «дочек» сделает более прозрачными их издержки и доходы. Но не более того. «Дочки» сохранят организационную форму ООО, арендуя у материнской компании основные производственные фонды и ежегодно утверждая свои балансы доходов и расходов на правлении Газпрома. То есть все добычные и транспортные подразделения останутся на содержании материнской компании, в полном ее подчинении. Теперь, кстати, на такую же схему перейдет и ОАО «Роснефть», влившись в ООО «Газпромнефть». Поэтому говорить о каких-то стимулах, побуждающих менеджеров «дочек» снижать свои затраты и увеличивать доходы, почти бессмысленно. Все эти показатели утверждаются централизованно, а задача региональных менеджеров – грамотно раздуть затраты и запрятать доходы. Кроме того, по некоторым признакам, и центральный аппарат Газпрома остался таким же неповоротливым, как и прежде. Это касается долгого и мучительного согласования как внутренних инициатив (например, перевода привода перекачивающих агрегатов магистральных трубопроводов с газа на электроэнергию, что сулит немалую экономию), так и внешних (например, замены импортного оборудования отечественным, более эффективным и дешевым).

Тем не менее, еще летом 2004 г. председатель правления Алексей Миллер заявил об амбициозной цели, которую он ставит перед менеджерами: вывести Газпром в ряд глобальных компаний. По некоторым показателям, считает Миллер, компания уже соответствует этому гордому названию – вертикальная интеграция, огромный годовой оборот, немалые запасы, развитые производственные мощности, существенная доля на рынках, деятельность за рубежом. Осталось объединить внутренний и зарубежный рынок акций, выделить компанию по добыче нефти и зайти в электроэнергетику. «Газпром будет не просто заметным игроком на глобальном энергетическом рынке, а сможет определять правила игры», – подытожил Миллер.

Что уж говорить о правилах игры внутри России, где добыча компании составляет около 90% от суммарного показателя в отрасли, и Газпрому принадлежит газотранспортная система (ГТС). Похоже, независимым производителям газа остается лишь принимать эти правила и заявлять о готовности сотрудничать с Газпромом. Что делает, например, НОВАТЭК. В то же время они периодически отлучаются от свободного доступа в ГТС (в которую напрямую инвестирует только Газпром, но взимая одновременно с «независимых» плату за транспортировку).

В декабре 2004 г. Газпром восстановил прием в ГТС продукции Нортгаза с Северо-Уренгойского месторождения. Доступ к «трубе» Нортгазу, как и другим независимым – Роспану и НОВАТЭК, – был перекрыт еще летом. Тогда Газпром обвинил их в том, что они используют «трубу» как хранилище своего, невыбранного потребителями газа. Тем не менее, Федеральная антимонопольная служба в октябре выдала Газпрому предписание прекратить необоснованные ограничения в отношении «независимых». В нем также говорилось: если ограничения вводятся из-за переполнения ГТС, то они должны быть распространены на все компании, в том числе входящие и в Газпром. Под ограничение, кстати, попала и нефтехимическая «дочка» Газпрома – СИБУР. Подобные конфликты будут неизбежно возникать и в будущем: ведь пропускная способность «трубы» является служебной информацией – Газпрома.

Как считает президент Нортгаза Фархад Ахмедов, данные о наличии или отсутствии технических возможностей оказания транспортной услуги должны быть открытыми и доступными для клиентов газотранспортного предприятия в любой момент. Так же как цены – публичными, а работа ГТС – прозрачной. Но это станет возможным лишь в случае функционирования ГТС как самостоятельного предприятия (100%-ной дочки Газпрома или отдельного юридического лица – решать государству), со своими доходами и расходами, возможностью привлекать кредиты. Ахмедов указывает на такой факт: «независимые» ежегодно выплачивают Газпрому за транспортные услуги не менее 0,5 млрд долларов. Цифра немаленькая, поэтому пока неизвестно, кто тратит больше на транспортировку единицы продукции на единицу расстояния – Газпром или «независимые». По крайней мере, сам Газпром говорит о том, что платит своим транспортным «дочкам» за прокачку 1 тыс. м3 на 100 км больше, чем это делают «независимые» по утвержденным Федеральной службой по тарифам (ФСТ) расценкам. Последние же утверждают, что их удельные затраты в 2–3 раза выше. По-видимому потому, что Газпром, ссылаясь на загруженность наиболее короткого маршрута (например, протяженностью в 1 тыс. км), отправляет продукцию «независимых» по более длинному (1,5-2 тыс. км).

Еще одна «ахиллесова пята» отрасли – отсутствие рынка газа и деформированность системы ценообразования, считает Фархад Ахмедов. Как власти, так и Газпром зачастую сводят формирование рынка лишь к повышению цен на газ. Несмотря на то, что регулируемые цены на газ утверждаются ФСТ, их реальное формирование происходит в Газпроме, которому из-за отсутствия конкуренции снижать свои издержки нет смысла. Поэтому система формирования регулируемых цен может быть только затратной. А ФСТ, несмотря на присылаемые службе кипы обосновывающих материалов, оценить реальные затраты Газпрома не способна. Сам же Нортгаз вынужден продавать потребителям свою продукцию «на скважине». И она стоит не дороже чем на 20% газпромовского, регулируемого газа (последний своей массой попросту задавливает продукцию «независимых»). Аналогичная схема заложена и в подписанном Газпромом и ЛУКОЙЛом соглашении, касающемся Находкинского месторождения в ЯНАО (первый газ нефтяники планируют получить на нем в 2007 г.).

Наконец, еще одним поводом для недовольства «независимых» является монополия Газпрома на экспорт. Они готовы работать в едином экспортном канале, ни в коем случае не покушаясь при этом на полномочия Газэкспорта. И даже просили власти предоставить им 20%-ную квоту на экспорт, либо снизить ставку налога на добычу газа с нынешних 135 руб. до 90 руб. за 1 тыс. м3. Но власти пока не сделали ни того, ни другого, ни третьего, ни четвертого...

Мнение эксперта


Пора менять структуру

Александр АНАНЕНКОВ,
заместитель председателя Правления Газпрома

Мировая энергетика Развитие газовой промышленности и рынков потребления газа становится все более динамичным процессом во всем мире. Увеличивается число компаний и стран, участвующих в газовом бизнесе, наблюдается тенденция к глобализации газового рынка. Растет потребление газа в Европе, США, странах АТР. Например, в Китае к 2020 г. оно увеличится, по разным прогнозам, на 100 или даже на 200 млрд м3.

Газпром активно участвует в процессах, происходящих на мировом газовом рынке. Наша компания обладает огромными запасами газа – 28 трлн м3. Последние годы мы работаем над расширенным воспроизводством газа. Ожидается, что в 2004 г. Газпром добудет 545 млрд м3. В 2020 г. планируется выйти на 580–590, а в 2030 г. – на 630 млрд м3. Газпром разработал программу освоения Ямала и прилегающей акватории. Разведанные запасы газа региона составляют 10,4 трлн м3, ресурсы оцениваются в 50 трлн м3. Мы скоро закончим обоснование инвестиций в эту программу и в 2006 г. начнем интенсивно работать на Ямале. По поручению правительства Минпромэнерго и Газпром подготовили программу развития системы газоснабжения Восточной Сибири и Дальнего Востока (здесь ресурсы, включая шельф, оцениваются в 59 трлн м3). Программа в целом одобрена. В настоящее время завершается ее доработка, и в I полугодии 2005 г. мы ее внесем в кабинет министров. Надеемся, что после рассмотрения программы на заседании правительства она будет утверждена окончательно. Газпром разрабатывает генеральную схему развития отрасли до 2030 г., включая прогнозы по внутренним и внешним рынкам, планы реконструкции и нового строительства на объектах Единой системы газоснабжения России – крупнейшей газотранспортной системы мира.

Компания ведет большую работу по реформированию своей структуры и системы управления. В ходе первого этапа, который длился около трех лет, мы усовершенствовали систему управления головной компанией. Провели инвентаризацию имущественного комплекса, ресурсной базы. Разработали новые методики, инструкции, положения и регламенты в подсистемах управления, финансах, бухгалтерском учете и других. Это значительно повысило эффективность управления нашим акционерным обществом. В 2004 г. начался второй этап реформы, который заключается в повышении эффективности работы Газпрома как вертикально интегрированной компании, объединяющей все циклы: разведку, добычу, транспортировку, переработку и сбыт. Его важнейшая задача – оптимизация структуры управления основными видами деятельности на уровне дочерних обществ. Каждая «дочка» должна заниматься своим основным делом, иметь одну главную функцию, не распылять производственные ресурсы на смежные, а иногда непрофильные виды деятельности. При этом непрофильная функция одной компании может быть передана другой, для которой данная функция является профильной, какие-то компании будут объединены, появятся новые компании. Мы хотим консолидировать все основные направления бизнеса в отдельных компаниях и за счет этого добиться полной прозрачности финансовых потоков.

Специально созданная рабочая группа практически закончила подготовку предложений по структурным изменениям в системе Газпрома. В первую очередь изменения коснутся добывающих и транспортных предприятий, а также предприятий по хранению и переработке углеводородов. Реализация отдельных элементов второго этапа реформы системы управления Газпромом уже началась – с создания в октябре 2004 г. ОАО «Газпромрегионгаз». В 2005 г., после утверждения предложений рабочей группы, мы приступим к их полномасштабной реализации.


Цель – сохранить достигнутое

Станислав ЦЫГАНКОВ,
начальник департамента зарубежных связей Газпрома

Экспортный портфель долгосрочных контрактов (на условиях «take or pay») компании составляет сегодня 2 трлн м3 или 270 млрд долл. по нынешним ценам. За историю российской газовой промышленности на внешние рынки было поставлено 2,3 трлн м3, из них в 2004 г. – более 140 млрд м3 (имеется в виду дальнее зарубежье.– Ред.). Объем годовых поставок возрастет до 180 млрд м3 к 2010 году. Сейчас 26% европейского потребления природного газа обеспечивает Газпром. Наша задача – сохранить данную долю. Но для этого необходимо будет продлить существующие контракты и сохранить максимальную загрузку уже созданных транспортных мощностей и тех, что еще предстоит ввести под растущие объемы внешних поставок. В 2007 г. газовый рынок Европы, на который приходится 80% нашего экспорта, будет полностью либерализован. Мы конечно к этому готовились, создана разветвленная инфраструктура – это множество дочерних компаний Газпрома в разных странах (торговля и транспорт). Они накопили уже серьезный опыт по торговле в новых условиях. СП с Wintershall – Wingas создало солидную транспортную систему в Германии с подземным хранилищем в Редене. Имеются договоры и на использование сети подземных хранилищ на Украине. Это позволяет нам с оптимизмом смотреть на перспективы работы на либерализованном газовом рынке Европы. Создание новых транспортных мощностей и диверсификация экспортных маршрутов должны быть увязаны с потребностями развивающегося мирового газового рынка. Нет смысла создавать новые транспортные мощности без адекватной потребности в газе у потребителей. Одним из приоритетных направлений экспортной стратегии является выход на рынок Великобритании. На первом этапе – к 2010 г. мы собираемся нарастить поставки до 10-12 млрд м3 . На втором этапе, после ввода Северо-Европейского газопровода, мы добавим еще 8-10 млрд. В целом наша маркетинговая политика предусматривает комбинацию краткосрочных контрактов (20-30% от объемов поставок конечному потребителю) и долгосрочных (70-80%). Конечно же, усилит экспортные позиции Газпрома намеченное производство и сбыт сжиженного природного газа (СПГ).Возможно, первым шагом в этом направлении станет сооружение завода по производству СПГ в Ленинградской области. В перспективе – производство СПГ на базе Штокманского месторождения. Не стоит забывать и о рынке АТР, который сулит огромные возможности поставок как по трубопроводам, так и через производство СПГ.


«Независимые» готовы помочь Газпрому

Александр ФРИДМАН,
первый зампредседателя правления НОВАТЭК

Энергетическая стратегия России предусматривает увеличение добычи газа к 2020 г. до 730 млрд м3. Газпром планирует выйти на 580–590 млрд, соответственно другим компаниям останется произвести 140–150 млрд м3. Отечественная ресурсная база позволяет добывать около 900 млрд м3, в то же время без решения ряда ключевых проблем в отрасли, без объединения усилий добывающих компаний выйти даже на отмеченные в стратегии цифры невозможно. Прежде всего, нарастает диспропорция между структурой запасов (где преобладает глубокозалегающий валанжинский газ, доля которого составляет 53%) и структурой добычи (где преобладает дешевый сеноманский газ – 80%).

Запасы дешевого сеноманского газа истощаются. Деваться некуда: рано или поздно придется увеличить добычу высокозатратного валанжинского газа. НОВАТЭК изначально начал заниматься извлечением «жирного» газа (сейчас его доля составляет 60%, при доле валанжина в запасах – в 75%). В ближайшем будущем эти цифры сравняются. У Роспана и Нортгаза все 100% газа добываются из глубокозалегающих пластов. У Газпрома, напротив, 90% добычи – сеноманский газ. Но ему тоже деваться некуда: в 2004 г. введено Ен-Яхинское месторождение, готовятся к разработке ачимовские, глубокозалегающие пласты Уренгоя и, в перспективе – валанжин Заполярного. По оценке специалистов, в 2020 г. доля «жирных» газов в добыче составит 45–50%, или 330–370 млрд м3. К сожалению, нынешняя налоговая база не стимулирует их добычу. Ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) не учитывает повышенные затраты при добыче валанжинского и ачимовского газа. Хотелось бы надеяться на то, что НДПИ по газу будет все-таки дифференцирован. Вторая ключевая проблема – снизившаяся пропускная способность транспортной системы (износ металла труб, устаревшее перекачивающее оборудование, снижение пластового давления на месторождениях). Сколько бы мы ни говорили и ни обсуждали направления и перспективы увеличения добычи газа как силами Газпрома, так и силами независимых производителей газа, но никакого роста добычи не будет, если не решить принципиальный вопрос – расширение мощностей магистральных газопроводов. Сегодня подключение новых месторождений полностью зависит от пропускной способности газотранспортной системы (ГТС).

Поэтому всем, и Газпрому, и «независимым» необходимо полноценно инвестировать в транспортную систему. НОВАТЭК готово в этом участвовать. Первый опыт нашей совместной работы с Газпромом уже имеется при освоении Юрхаровского месторождения. Построив лупинг (параллельный трубопровод. – Ред.) к межсистемной перемычке, НОВАТЭК, первым из независимых производителей газа, принял участие в расширении ГТС. Мы также надеемся, что в законе «О магистральном трубопроводном транспорте» будут четко прописаны механизмы участия заинтересованных сторон в развитии ГТС. НОВАТЭК уже дал свои предложения по этим механизмам, в том числе по применению лизинговой схемы.

Гарантированное снабжение населения, социальных, градообразующих объектов газом и газификация регионов РФ возложены на Газпром государством. Компания, по сути, обеспечивает энергетическую безопасность страны. НОВАТЭК готов разделить с Газпромом ответственность в обеспечении внутренних потребностей в этом важнейшем виде энергоносителя, в том числе по ценам, установленным государством. В принципе это уже происходит, с 2004 г. мы поставляем газ населению Тюменской и Курганской областей по регулируемым ценам, на что уходит 10% от общего объема продаж. К сожалению, пока поставки газа дальше Волги убыточны из-за низких оптовых цен и высоких тарифов на транспортировку газа.

Помимо повышения цен на газ и уменьшения доли транспортных тарифов в цене газа действенной мерой расширения географии внутренних поставок был бы, конечно, выход газа независимых производителей на высокодоходный экспорт, естественно, при сохранении единого канала – Газэкспорта. Сейчас Газпром занимает 25%-ную долю на европейском рынке. Однако в 2020 г. из-за роста потребления газа в Европе эта доля может снизиться до 15–16%. Наша общая задача – не допустить этого.

 

Еще статьи на эту тему:
— Газовый бизнес: риски и дивиденды


Журнал «Мировая энергетика»

Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
Все права защищены. При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru