Журнал «Мировая энергетика»

Архив журналов

Январь 2005 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Эволюционное развитие

Государство пришло к осознанию необходимости контракта, который четко определил бы права и обязанности его и инвестора – пользователя недр.

Анатолий ТЕМКИН,
заместитель министра природных ресурсов РФ

Закон «О недрах» 1992 г. позволил стабилизировать, а затем увеличить добычу основных видов полезных ископаемых, привлечь в добывающие отрасли промышленности частный капитал, внедрить элементы рыночных отношений в систему недропользования. В то же время за более чем десять лет была накоплена правоприменительная практика, которая выявила ряд серьезных недостатков и пробелов в законодательстве о недрах. По поручению президента и правительства МПР совместно с МЭРТ подготовили проект нового федерального закона «О недрах», который уже неоднократно публично обсуждался. Одно из существенных замечаний – в нем содержится довольно много отсылочных норм.

Мы сейчас работаем над тем, чтобы некоторые ранее отсылочные нормы (связанные с предельными размерами участков недр, предоставляемых в пользование, с договорами пользования и другие) стали нормами прямого действия. В отличие от действующего закона «О недрах» в проекте предусматриваются специальные разделы, устанавливающие особенности пользования недрами при геологическом изучении, разработке месторождений. Недропользователям будут предоставлены гарантии на неизменность условий, на которых им были переданы в разработку месторождения.

Хотя в действующую систему недропользования вносятся существенные коррективы, прежде всего, в части регулирования отношений государства и инвесторов, предлагаемый проект не нацелен на слом действующей системы, а предполагает ее эволюционное развитие. Предлагается установить, что собственность на недра является федеральной. Такой подход позволит государству эффективно управлять ресурсами в соответствии с долгосрочной государственной стратегией, среднесрочной и краткосрочной программами геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы. Конституционный суд России неоднократно обращал внимание на то, что природные ресурсы являются федеральной собственностью особого рода и имеют специальный правовой режим. Принцип «двух ключей» заменен принципом принятия решения на федеральном уровне. Субъекты могут совместно с Федерацией распоряжаться единым государственным фондом недр на своих территориях, участвовать в разработке государственных программ геологического изучения, развития и освоения сырьевой базы России и т.д. Эти поправки послужат укреплению федеральной вертикали власти, повысят ответственность государственных органов за принятие экономических решений.

Нововведения уже начали позитивно сказываться на процессе недропользования, впервые за всю историю мы смогли опубликовать и начать реализацию программы лицензирования на два года.

Второй раздел, который я хотел бы прокомментировать – тот, который касается договорной системы предоставления права пользования и разрешительной. В настоящее время применяется и та, и другая. После вступления в силу нового закона «О недрах» участки будут предоставляться в пользование на основании специального договора государства и инвестора, который позволит детально прописать права и обязанности каждой из сторон, возможные санкции за неисполнение взятых на себя обязательств. Принудительного перехода от лицензионной на договорную систему не будет.

Следующий важный раздел законопроекта – предоставление права пользования участками недр. Предлагается в его порядок внести некоторые корректировки. Право пользования будет осуществляться с помощью двух механизмов: специализированных аукционов и решений государственного органа. После анализа практики проведения конкурсов на предоставление права пользования участками недр мы пришли к выводу, что этот механизм отягощен большим субъективным фактором, и решили от него отказаться. В новом законопроекте детально прописывается процедура проведения аукциона. Не требуется никаких дополнительных документов.

Одним из наиболее значимых вопросов является возможность получения права пользования недрами после открытия месторождения. Государство этим может стимулировать недропользователя к воспроизводству минерально-сырьевых ресурсов: тот, кто вкладывает в геологическое изучение собственные средства, в случае открытия месторождения должен получить право пользования в целях разведки и добычи.

В проекте определяются существенные условия пользования недрами и их дифференциация. Новой нормой является порядок ввода месторождения в промышленную разработку, который позволит обеспечить больший контроль рационального использования и охраны недр, позволит вовлекать в эксплуатацию только подготовленные месторождения. Определяется, что пользователь недр обязан вести учет добытых полезных ископаемых и залегающих попутно с ними компонентов.

Очень важная часть закона – существенно повышены требования к техническим проектам, детально прописана процедура их подготовки и утверждения.

 

Еще статьи на эту тему:
— Спорный принцип «двух ключей»
— Тест на прочность еще предстоит выдержать
— Закон раздора
— Как нам распилить месторождение
— Исключительное право - читай, частное
— Чиновник на раздаче


Журнал «Мировая энергетика»

Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
Все права защищены. При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru