Журнал «Мировая энергетика»

Архив журналов

Январь 2005 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Закон раздора

Новый законопроект «О недрах»:
- заменяет принцип «двух ключей» принципом принятия решений о пользовании недрами на федеральном уровне
- не соблюдает баланса прав и обязательств инвестора
- отменяет конкурсы и вводит торги только в виде денежных аукционов
- не обеспечивает контроль государства над использованием недр

Людмила Мещанинова

По заверениям разработчиков, законопроект обещает инвесторам большую правовую стабильность, защищенность от самоуправства чиновников. Главный контраргумент оппонентов – законопроект принципиально не меняет структуру управления недропользованием и контроля над ним. В сегодняшней ситуации для государства первоочередными стали меры, стимулирующие компании к геологоразведке.

Закон «О недрах», принятый в 1992 г., и все подзаконные акты исходят из того, что в стране природные ресурсы неисчерпаемы. По большому счету, конечно, это так – миллиарды тонн нефти и триллионы кубометров газа ждут разработчиков на Ямале, в Восточной Сибири, на шельфах морей. Но все новые участки надо разведывать.

Гражданско-правовые отношения в недропользовании, которые обсуждались в Госдуме еще десять лет назад, теперь преподносятся как революционные и даже спасительные, хотя на практике этот режим (в виде соглашений о разделе продукции, СРП) был во многом дискредитирован. Если учесть неоднократные заявления представителей Минприроды о том, что принудительного перехода на гражданско-правовые отношения не будет, и недропользователи, получившие лицензии на участки недр до вступления в силу нового закона, смогут работать по-прежнему, гражданско-правовые отношения будут касаться главным образом нераспределенного фонда недр.

Но делить из разведанного уже нечего. По словам председателя подкомитета ТЭК Торгово-промышленной палаты Валерия Гарипова, с 1999 г. не открыто ни одного крупного нового месторождения. В 2003 г. добыча нефти составила 420 млн т, что на 90 млн т больше, чем разрешено лицензиями. Это говорит только о том, что с помощью «новых технологий повышения нефтеотдачи» месторождения «пускаются под нож». В то же время предложение перейти на гражданско-правовые отношения не сопровождается вводом дифференцированной системы взимания рентных платежей, а также системы норм, регулирующих добычу. Выходит, в ближайшее время правительство и не надеется сформировать эти системы. Согласно новому закону предполагается договариваться в каждом отдельном случае, закрепляя все условия разработки месторождений в соглашении.

Однако действующий закон «О недрах», если бы государство эффективно контролировало выполнение его положений (прежде всего условий лицензионного соглашения), ничуть не хуже нового. Навредить же делу нетрудно, что и удалось Госдуме прошлого созыва, которая ликвидировала налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) в интересах двух–трех компаний, ввела НДПИ с плоской ставкой, большую часть доходов рентного характера переориентировала на федеральный бюджет, резко сузила применение закона «О СРП».

На парламентских слушаниях в Госдуме 30 ноября 2004 г. глава Минприроды Юрий Трутнев согласился с тем, что в рамках разработки законопроекта «О недрах» нельзя создать всех необходимых условий для воспроизводства минерально-сырьевой базы. Для этого необходим целый комплекс мер, в частности, реализация долгосрочной государственной программы воспроизводства МСБ (одобренной правительством в ноябре 2004 г.), кратное увеличение государственного финансирования геологоразведки.

Среди спорных вопросов законопроекта – отмена принципа «двух ключей» (практики совместного принятия решений в недропользовании федеральным центром и субъектами Федерации). Эксперты оспаривают положение законопроекта об отмене конкурсной системы доступа к недрам и замене ее на исключительно аукционную. Аукционы снижают коррупционность нашего чиновничества, но все-таки это сиюминутные деньги. Государство должно быть заинтересовано в предоставлении права пользования недрами компаниям, обладающим лучшими технологиями и опытом, чтобы как можно эффективнее разработать месторождение, особенно в сложных геологических условиях.

Прекрасным стимулом инвестиций в геологоразведку эксперты называют одно из положений законопроекта о сквозных лицензиях (право разрабатывать месторождение, отдается компании, которая его открыла). В этом особо заинтересован Газпром, открывший более десяти месторождений за счет собственных средств. До сих пор случаев подобной благодарности государства недропользователю в новейшей российской истории зафиксировано не было.

 

Еще статьи на эту тему:
— Спорный принцип «двух ключей»
— Тест на прочность еще предстоит выдержать
— Как нам распилить месторождение
— Эволюционное развитие
— Исключительное право - читай, частное
— Чиновник на раздаче


Журнал «Мировая энергетика»

Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
Все права защищены. При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru