Закон раздора
Новый законопроект «О недрах»:
- заменяет принцип «двух ключей» принципом принятия решений о пользовании недрами на федеральном уровне
- не соблюдает баланса прав и обязательств инвестора
- отменяет конкурсы и вводит торги только в виде денежных аукционов
- не обеспечивает контроль государства над использованием недр
Людмила Мещанинова
По заверениям разработчиков, законопроект обещает инвесторам большую правовую
стабильность, защищенность от самоуправства чиновников. Главный контраргумент
оппонентов – законопроект принципиально не меняет структуру управления
недропользованием и контроля над ним. В сегодняшней ситуации для государства
первоочередными стали меры, стимулирующие компании к геологоразведке.
Закон «О недрах», принятый в 1992 г., и все подзаконные акты исходят из того,
что в стране природные ресурсы неисчерпаемы. По большому счету, конечно, это так
– миллиарды тонн нефти и триллионы кубометров газа ждут разработчиков на Ямале,
в Восточной Сибири, на шельфах морей. Но все новые участки надо разведывать.
Гражданско-правовые отношения в недропользовании, которые обсуждались в Госдуме
еще десять лет назад, теперь преподносятся как революционные и даже
спасительные, хотя на практике этот режим (в виде соглашений о разделе
продукции, СРП) был во многом дискредитирован. Если учесть неоднократные
заявления представителей Минприроды о том, что принудительного перехода на
гражданско-правовые отношения не будет, и недропользователи, получившие лицензии
на участки недр до вступления в силу нового закона, смогут работать по-прежнему,
гражданско-правовые отношения будут касаться главным образом нераспределенного
фонда недр.
Но делить из разведанного уже нечего. По словам председателя подкомитета ТЭК
Торгово-промышленной палаты Валерия Гарипова, с 1999 г. не открыто ни одного
крупного нового месторождения. В 2003 г. добыча нефти составила 420 млн т, что
на 90 млн т больше, чем разрешено лицензиями. Это говорит только о том, что с
помощью «новых технологий повышения нефтеотдачи» месторождения «пускаются под
нож». В то же время предложение перейти на гражданско-правовые отношения не
сопровождается вводом дифференцированной системы взимания рентных платежей, а
также системы норм, регулирующих добычу. Выходит, в ближайшее время
правительство и не надеется сформировать эти системы. Согласно новому закону
предполагается договариваться в каждом отдельном случае, закрепляя все условия
разработки месторождений в соглашении.
Однако действующий закон «О недрах», если бы государство эффективно
контролировало выполнение его положений (прежде всего условий лицензионного
соглашения), ничуть не хуже нового. Навредить же делу нетрудно, что и удалось
Госдуме прошлого созыва, которая ликвидировала налог на воспроизводство
минерально-сырьевой базы (ВМСБ) в интересах двух–трех компаний, ввела НДПИ с
плоской ставкой, большую часть доходов рентного характера переориентировала на
федеральный бюджет, резко сузила применение закона «О СРП».
На парламентских слушаниях в Госдуме 30 ноября 2004 г. глава Минприроды Юрий
Трутнев согласился с тем, что в рамках разработки законопроекта «О недрах»
нельзя создать всех необходимых условий для воспроизводства минерально-сырьевой
базы. Для этого необходим целый комплекс мер, в частности, реализация
долгосрочной государственной программы воспроизводства МСБ (одобренной
правительством в ноябре 2004 г.), кратное увеличение государственного
финансирования геологоразведки.
Среди спорных вопросов законопроекта – отмена принципа «двух ключей» (практики
совместного принятия решений в недропользовании федеральным центром и субъектами
Федерации). Эксперты оспаривают положение законопроекта об отмене конкурсной
системы доступа к недрам и замене ее на исключительно аукционную. Аукционы
снижают коррупционность нашего чиновничества, но все-таки это сиюминутные
деньги. Государство должно быть заинтересовано в предоставлении права
пользования недрами компаниям, обладающим лучшими технологиями и опытом, чтобы
как можно эффективнее разработать месторождение, особенно в сложных
геологических условиях.
Прекрасным стимулом инвестиций в геологоразведку эксперты называют одно из
положений законопроекта о сквозных лицензиях (право разрабатывать месторождение,
отдается компании, которая его открыла). В этом особо заинтересован Газпром,
открывший более десяти месторождений за счет собственных средств. До сих пор
случаев подобной благодарности государства недропользователю в новейшей
российской истории зафиксировано не было.