Журнал «Мировая энергетика»

Архив журналов

Январь 2005 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Что было

Тушите свет

В Москве 14–15 декабря прошел семинар «Энергоэффективность», организованный Европейской академией при содействии Высшей школы социальных наук (Франция) и Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. А 14 декабря на парламентских слушаниях в Госдуме обсуждались изменения в закон «Об энергосбережении».

Наталья ТИМАКОВА

Интерес французов к энергосбережению в России вызван тем, что промышленный рост в нашей стране, при сохранении низкой энергоэффективности в народном хозяйстве, может свести к нулю экспорт нефти и природного газа (по некоторым прогнозам, это произойдет в 2015 г.). И в результате Европа останется без наших энергоносителей. Поэтому французы пытаются выйти на реализацию в России конкретных энергосберегающих проектов, чтобы обезопасить себя. Заинтересованность же наших политиков получила новый импульс после того, как президент поставил задачу удвоить ВВП к 2010 г. При нынешней энергоемкости выпускаемой в стране продукции выполнение президентской задачи потребует от отраслей ТЭК резкого увеличения производства энергоресурсов.

В 2004 г. энергоемкость российского ВВП составила 63 т условного топлива на 1 млн руб., что втрое–вчетверо превышает аналогичный показатель в Европе. За 2000–2020 гг. власти намерены сократить энергоемкость ВВП России вдвое. Замминистра промышленности и энергетики РФ Андрей Реус, выступая на российско-французском семинаре, заявил, что Россия обладает потенциалом для снижения энергоемкости, которая оценивается в 39–47% от существующего потребления энергии. Почти треть от этой цифры может обеспечить экономия в топливно-энергетических отраслях, 35–37% – в промышленности, 25–27% – в ЖКХ.

Основу энергосберегающей политики задает соответствующая нормативно-правовая база. Сейчас в РФ действуют 43 региональных закона об энергосбережении. Существует также федеральный закон, который был принят еще в 1996 г., однако из-за декларативности положений не принес ожидаемого результата. На декабрьских парламентских слушаниях чиновники обнаружили, что ст. 4 «Об основных принципах энергосберегающей политики государства» не работает, поскольку в законе отсутствуют четко определенные механизмы проведения этой самой политики, а также не определены полномочия госорганов по контролю над осуществлением соответствующих проектов и программ.

Посему в обновленный закон «Об энергосбережении» войдет положение о разграничении полномочий между федеральными и региональными властями, причем последним отдается приоритет в стимулировании энергосбережения на предприятиях и в жилищно-коммунальной сфере. Кроме того, энергосбережение будет поставлено на экономическую основу. «По мере развития конкурентных отношений в отрасли объем государственной финансовой поддержки энергоэффективных проектов будет сокращаться», – гласит концепция. Власти также собираются посодействовать созданию рынка услуг по энергосбережению и оборудования, отвечающего современным требованиям энергоэффективности.

Между тем крупнейшие компании – производители энергоресурсов, – понимая, что экономить выгодно в первую очередь им самим, уже разработали свои программы. Как рассказал представитель Газпрома Владимир Стативко, до 2010 г. компания планирует инвестировать в энергосбережение 336 млн долл., рассчитывая при этом сэкономить не менее 100 млрд м3. «Расходы на добычу такого объема газа, например, на Ямале составили бы около 2 млрд долл.» – заключил Стативко.

Еще одним методом, стимулирующим энергосбережение в стране, газовики считают увеличение тарифов на газ. По словам Стативко, газ в нашей стране недооценен более чем в 2,5 раза, а его потребление растет гораздо более высокими темпами, чем это предусмотрено Энергетической стратегией России, утвержденной в 2003 г. Так, объем сожженного газа уже в 2004-м достиг контрольных цифр на 2020-й. Вести "разумную ценовую политику" призывает и заместитель руководителя Федеральной службы по тарифам Евгений Яркин: «Очевидно, что задача энергосбережения не будет выполнена, если мы не увяжем ее с политикой ценообразования. Если от себестоимости продукции энергозатраты составляют меньше 2–3%, то ни один из предпринимателей не будет внедрять у себя на производстве энергосберегающие технологии». Однако установить высокую цену на газ – только полдела. Яркин считает необходимым ввести также льготы, перекрестное субсидирование и социальные нормы электропотребления.

Изменится ли в ближайшее время тарифная политика, сказать сложно. Однако очевидно, что нынешнее положение в сфере энергосбережения требует от правительства большего участия. Тот факт, что внесение законопроекта об изменениях в закон «Об энергосбережении» на обсуждение в Госдуму запланировано аж на декабрь 2005 г., неприятно удивил парламентариев. При самом оптимистичном варианте развития событий закон будет утвержден правительством к маю 2006 г. Таким образом, в бюджет обновленная статья «энергосбережение» войдет самое раннее в 2007 г. Участники парламентских слушаний в один голос заявили, что нельзя так долго принимать изменения, которые, как декларируется, напрямую завязаны с увеличением темпов роста экономики России и удвоением ВВП.

Мосэнерго обосновало повышение тарифов

23 декабря Мосэнерго обнародовало предварительные итоги финансово-хозяйственной деятельности компании за 2004 г. Чистая прибыль ожидается в размере 2,6 млрд руб., что на 53% больше аналогичного прошлогоднего показателя.

В 2005 г. компания намерена перейти ко второму этапу реформирования, который предполагает создание 14 новых компаний. Как заявил генеральный директор Мосэнерго Аркадий Евстафьев, на начало апреля запланирована их регистрация. При этом гендиректор исключил возможность того, что реформа затянется в связи с разногласиями в составе акционеров. «Общее решение обязательно будет найдено», – сказал Евстафьев.

Новая структура компании предполагает и новую тарифную политику. «Тарифы на 2004 г. принимались в сложной политической ситуации: мы шли навстречу выборам, – заявил первый заместитель гендиректора Дмитрий Васильев. – Но теперь мы будем повышать тарифы, что положительно скажется на прибыли». По словам Аркадия Евстафьева, с января 2005 г. электроэнергия в Москве подорожает на 14,57%: «Это больше, чем в среднем по стране, но поскольку и энергопотребление в столице растет гораздо более высокими темпами, мы считаем такое повышение обоснованным. Это было трудное решение, однако нам удалось получить одобрение на самом высоком уровне».

В целом же повышение тарифов решит сразу две проблемы. Во-первых, появится возможность обновить основные фонды, износ которых, например, в электросетях составляет 60–65%. Во-вторых, снизится риск сосредоточения компаний, которые будут созданы на базе Мосэнерго в результате реформы, в руках нескольких крупных собственников. «Тарифы должны соответствовать отдаче на капитал, – отметил Васильев. – Тогда бизнес будет прибыльным, что значительно повышает вероятность появления на рынке новых игроков, и, соответственно, снижает шансы монополизировать сферу».

Не по понятиям, а по закону

23 декабря в Госдуме прошли парламентские слушания «Законодательное обеспечение деятельности магистрального трубопроводного транспорта. Проблемы и перспективы развития» в рамках подготовки ко второму чтению законопроекта «О магистральном трубопроводном транспорте».

В своем выступлении председатель комитета ГД по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев отметил, что в первом чтении документ был принят еще в 1999 г. Сейчас члены рабочей группы при комитете подготовили существенно обновленный вариант законопроекта, который и был предложен для обсуждения участникам слушаний. По итогам обсуждения Язев с удовлетворением отметил, что сейчас в обществе сформировалось единодушное мнение – закон нужен. Чего, кстати, не было еще три года назад. А президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль выразился в поддержку принятия документа достаточно образно: до сих пор магистральный трубопроводный транспорт «работает не по закону, а по понятиям».

Документ регулирует особенности создания, функционирования и ликвидации магистральных трубопроводов, используемых для транспортировки нефти, природного газа, газового конденсата и других углеводородов. В нем прописаны основные принципы госрегулирования при создании и развитии инфраструктуры магистрального трубопроводного транспорта, а также принципы регулирования тарифов и обеспечения недискриминационного доступа. Документ определяет формы собственности на трубопроводные объекты. Предложено, что доля участия государства в уставном капитале собственников существующих магистральных газопроводов должна составлять не менее 50% плюс одна голосующая акция, для магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов – не менее 75% плюс одна голосующая акция. В новых проектах доля государства не должна быть ниже 50%. То есть законопроект допускает частную собственность и привлечение частных инвестиций.

Участники слушаний предложили большое число поправок в вариант законопроекта от 9 декабря 2004 г. В частности, представитель Нефтяного совещательного форума Валерий Филяев предложил более четко прописать понятия «магистральный трубопровод (субъект естественной монополии)» и «частный магистральный трубопровод для конкретных добычных объектов», перейти с учета прокачиваемой массы на объемы (легкая и тяжелая нефть), ввести «дедушкину оговорку» в отношении уже существующих проектов (Каспийский трубопроводный консорциум и месторождения, разрабатываемые на условиях СРП). Под занавес слушаний Валерий Язев сообщил, что все предложения будут внимательно рассмотрены, а доработанный документ в марте 2005 г. – вынесен на 2-е чтение.

Государство уйдет из электроэнергетики. Частично

24 декабря правительство рассмотрело ход реформирования электроэнергетики, а Совет директоров РАО «ЕЭС России» одобрил формирование Федеральной гидрогенерирующей компании (гидроОГК) и еще трех, тепловых ОГК.

По словам министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, правительство в I квартале 2005 г. определит способы снижения госдоли в генерирующих активах и увеличения ее в монопольных секторах электроэнергетики (магистральные сети и диспетчерское управление). Христенко отметил, что кабинет министров утвердил конец 2006 г. как срок завершения преобразований в отрасли по разделению РАО ЕЭС путем пропорционального распределения долей среди его акционеров в новых компаниях, начало работы Федеральной сетевой компании (ФСК) и Системного оператора (СО) как самостоятельных компаний. При этом к концу 2006 г. РАО ЕЭС, как уже ненужная структура, может быть ликвидировано. На этот период в гидроОГК доля государства будет оставаться контрольной, в атомной ОГК (Росэнергоатоме) она сохранится на уровне 100%, а в ОГК с тепловыми станциями доля государства будет снижаться от существующих 52%, с перспективой сокращения ее до нуля. Смысл у хода государства из тепловой генерации – привлечение в нее частных инвестиций, объем которых Христенко оценил в 48–60 млрд долл. на ближайшие десять лет.

По итогам заседания правительства премьер Михаил Фрадков поручил Виктору Христенко и председателю Правления РАО ЕЭС Анатолию Чубайсу подготовить в I квартале 2005 г. анализ и модель всех видов рисков при реформировании электроэнергетики. К таковому, в частности, относится субсидирование промышленностью пониженных тарифов для населения, объем которого достигает 60 млрд руб. в год. Рано или поздно это субсидирование придется отменить, правда государству необходимо будет ввести адресные субсидии для малоимущих. По оценке Чубайса их ежегодный объем не превысит 10–15 млрд рублей.

Совет директоров РАО ЕЭС своим решением 24 декабря о создании гидроОГК и трех тепловых ОГК завершил работу над формированием всех семи объединенных генкомпаний. Все они создаются как 100%-ные «дочки» РАО, а в дальнейшем станут самостоятельны ми, так же как ФСК и СО, с пропорциональным распределением акций среди нынешних акционеров ЕЭС России. Правда, правительство до сих пор так и не приняло схему продажи акций ОГК на аукционах (только за ценные бумаги РАО ЕЭС или с дополнительным привлечением денежных средств покупателей).

Нас ожидает подъем нефтехимической промышленности

102 предприятия из 44 регионов России стали победителями и лауреатами конкурса «Лучшие российские предприятия – 2004», который уже в восьмой раз совместно проводят Российский союз промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленная палата РФ.

В отраслевой подгруппе «ТЭК» предприятием-лидером признана дочка Газпрома ООО «Оренбурггазпром». По таким позициям, как рентабельность активов, затраты на рубль продукции, средний коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами, степень платежеспособности по текущим обязательствам и т.п. Оренбурггазпром обладает наиболее высокими показателями.

Главная награда – премия «Екатерина Великая» – ожидает также победителей в номинациях «За высокую финансовую эффективность», «За динамичное развитие», в новой номинации «За высокую социальную результативность» (присуждается предприятиям, отличившимся в благотворительности и социальной помощи своим сотрудникам). Самым высокоэффективным предприятием ТЭК признано ЗАО «ЛУКОЙЛПермь», самым динамично развивающимся – ЗАО Центральная обогатительная фабрика «Сибирь» (Кемеровская обл.), а одним из победителей в новой номинации стало Ярославское ОАО «Ярэнерго». В специальной номинации «За экономическую открытость» 1-е место присуждено РАО «ЕЭС России».

Как отметили устроители мероприятия, «зачастую в лидеры выходят предприятия небольшие, но очень эффективные». Спонсорами конкурса выступили банки, инвестиционные компании, финансовые группы, сами в состязании не участвующие, но заинтересованные в выявлении реальных лидеров рынка, наиболее эффективно работающих предприятий, а также получении объективной информации о развитии промышленности в России.

Как заявил на пресс-конференции об итогах деятельности российской промышленности в 2003–2004 гг. исполнительный директор Экспертного института Андрей Нещадин, две трети отечественной промышленности представляют негосударственные предприятия, поэтому удвоение ВВП – это в первую очередь задача бизнеса. «И задача выполнимая, при наличии взаимовыгодного частногосударственногопартнерства», – заверил Нещадин.

Анализ рынка, проведенный РСПП и ТПП, показал, что Россия сегодня имеет точки высокого экономического роста, которые, вопреки расхожему мнению, сосредоточены не только в сфере добычи и экспорта нефти и газа. Генеральный директор Консультационного центра «ИРБИС» Зинаида Горлова выразила уверенность, что в ближайшие пять лет мы сможем наблюдать высокие темпы роста в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. «Крупными нефтехимическими предприятиями в последнее время было заявлено очень много инвестиционных проектов, и в первую очередь в сфере производства синтетических смол и пластмасс, – рассказала «Мировой энергетике» Горлова. – Реализация этих проектов приведет к развитию нефтепереработки, что в конечном итоге качественно изменит структуру всего нефтяного рынка». Среди причин подъема нефтехимической промышленности Горлова назвала объективные – это постоянно растущий внутренний спрос на продукцию нефтехимии, и субъективные – появление у российского предпринимателя «вкуса к ведению цивилизованного бизнеса».

 

Еще статьи на эту тему:
— Что было (Ноябрь 2004 г.)
— Что было (Декабрь 2004 г.)


Журнал «Мировая энергетика»

Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
Все права защищены. При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru