|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
| |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
Заработала новая структура ЕврАзЭС
|
|
|
6 октября свое первое заседание провела в Москве Группа высокого уровня (ГВУ) по
вопросам выработки согласованного механизма водно-энергетического регулирования
в бассейнах рек Сырдарья и Амударья.
И сразу попала в цейтнот: к заседанию Межгоссовета ЕврАзЭС 27 октября на уровне
премьер-министров группа должна представить согласованную со всеми участниками
сообщества (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан)
Концепцию эффективного использования водно-энергетических ресурсов
Центрально-Азиатского региона. После жаркого обсуждения было решено собраться в
том же составе 23 октября и довести таки до ума этот непростой документ. На
заседании 6 октября был также утвержден состав ГВУ и ее председатель на один год
– глава комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Белоруссии
Анатолий Рябцев. Правда, он по каким-то причинам отсутствовал. Так же как и
делегация Киргизии.
Прежде чем перейти к проекту отмеченной выше концепции, ГВУ пришлось рассмотреть
вопрос о мерах по реализации решения Межгоссовета в части адаптации в рамках
ЕврАзЭС международных договоров, заключенных государствами-членами организации
«Центрально-Азиатское сотрудничество» (ОЦАС). Дело в том, что ОЦАС (в составе 4
членов) влился в ЕврАзЭС (в составе 6 государств, включая Россию и Белоруссию).
Представитель Узбекистана предложил, помимо учета в деятельности ГВУ положений
18 документов ОЦАС, касающихся водно-энергетического регулирования, учитывать
также Соглашение об экологическом оздоровлении Аральского моря и Приаралья и
обеспечении социально-экономического развития этого региона от 1998 г. и
Соглашение о статусе Международного фонда спасения Арала от 1999 г. Но эти
документы, как оказалось, упоминаются в другом месте – в самой Концепции
эффективного использования водно-энергетических ресурсов Центрально-Азиатского
региона.
Итак, что же собой представляет проект этой концепции? Документ был разработан
Минпромэнерго РФ и получил замечания казахской стороны. Остальные члены
сослались на то, что поздно получили его и вносили свои замечания по ходу.
Принципиальное замечание казахской стороны касалось того, что ГВУ не может быть
управляющим органом, поскольку у него не хватит полномочий для согласованного
водно-энергетического регулирования (чем занимаются сейчас национальные
структуры). И таким органом может стать лишь совет вице-премьеров. На это генсек
ЕврАзЭС Григорий Рапота ответил, что последняя структура уже существует – в виде
интеграционного комитета Сообщества. Кроме того, структуры ЕврАзЭС должны
заниматься гармонизацией национальных законодательств, в том числе и в рамках
деятельности ГВУ и создания Евразийского водно-энергетического консорциума
(ЕВЭК) – в соответствии с решениями Межгоссовета Сообщества.
В результате члены ГВУ договорились о своих функциях:
• выработка и утверждение текущего и перспективного балансов водных и
энергетических ресурсов Центрально-Азиатского региона;
• определение водохозяйственной политики в регионе в увязке с развитием
гидроэнергетики в бассейнах Сырдарьи и Амударьи и интеграционных процессов в
рамках ЕврАзЭС;
• выработка предложений по совершенствованию институциональной структуры
управления водно-энергетическим ресурсами, формированию правовых и экономических
механизмов сотрудничества в водно-энергетической сфере;
• принятие мер по адаптации вышеупомянутых документов ОЦАС.
Наибольшие споры вызвали положения по созданию ЕВЭК и его функциям. Российская
сторона предложила зарегистрировать его на территории РФ в форме ОАО,
обосновывая это предложение тем, что это нейтральная территория по отношению к
Средней Азии и она наилучшим образом подходит для урегулирования возможных
конфликтов между государствами, которые расположены в бассейнах Амударьи и
Сырдарьи. Казахская сторона предложила зарегистрировать ЕВЭК в бассейне
Аральского моря, в частности на территории Казахстана. Этот вопрос будет
повторно рассмотрен 23 октября, если же участники ГВУ не придут к консенсусу, то
он будет вынесен на заседание Межгоссовета ЕврАзЭС 27 октября.
Члены ГВУ спорили и по принципам формирования в составе ЕВЭК подразделений и по
вхождению в консорциум уже действующих структур, например, бассейновых
водохозяйственных объединений «Сырдарья» и «Амурдарья»,
координационно-диспетчерского центра. Давно существует Электроэнергетический
совет СНГ, с которым ГВУ и будущему ЕВЭК не грех установить тесные связи.
Эти вопросы также будут рассмотрены 23 октября и, возможно, 27 октября. Пока же
до полной интеграции и взаимовыгодного сотрудничества далеко. Так, РАО ЕЭС не
может получить дешевую электроэнергию с таджикских гидростанций из-за того, что
этому препятствует узбекская сторона. А Таджикистан вынужден весной-летом идти
на холостые сбросы воды на своих гидростанциях, а зимой испытывать дефицит
электроэнергии. С другой стороны, Белоруссия хотела бы получать дешевую
электроэнергию из Средней Азии, но этому препятствует уже РАО ЕЭС, ссылаясь на
то, что в РФ не принято законодательство по транзиту через ее территорию
электроэнергии. Поэтому поставки из Средней Азии в Белоруссию возможны только в
форме ее покупки на границе с Казахстаном и продажи на границе с Белоруссией.
|
|
|
Еще статьи на эту тему:
|
|
|
|
|