Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
   
   
КАРТА САЙТА
   
 
 return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Новости (архив)

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
 

Заработала новая структура ЕврАзЭС


 
  6 октября свое первое заседание провела в Москве Группа высокого уровня (ГВУ) по вопросам выработки согласованного механизма водно-энергетического регулирования в бассейнах рек Сырдарья и Амударья.

И сразу попала в цейтнот: к заседанию Межгоссовета ЕврАзЭС 27 октября на уровне премьер-министров группа должна представить согласованную со всеми участниками сообщества (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан) Концепцию эффективного использования водно-энергетических ресурсов Центрально-Азиатского региона. После жаркого обсуждения было решено собраться в том же составе 23 октября и довести таки до ума этот непростой документ. На заседании 6 октября был также утвержден состав ГВУ и ее председатель на один год – глава комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Белоруссии Анатолий Рябцев. Правда, он по каким-то причинам отсутствовал. Так же как и делегация Киргизии.

Прежде чем перейти к проекту отмеченной выше концепции, ГВУ пришлось рассмотреть вопрос о мерах по реализации решения Межгоссовета в части адаптации в рамках ЕврАзЭС международных договоров, заключенных государствами-членами организации «Центрально-Азиатское сотрудничество» (ОЦАС). Дело в том, что ОЦАС (в составе 4 членов) влился в ЕврАзЭС (в составе 6 государств, включая Россию и Белоруссию). Представитель Узбекистана предложил, помимо учета в деятельности ГВУ положений 18 документов ОЦАС, касающихся водно-энергетического регулирования, учитывать также Соглашение об экологическом оздоровлении Аральского моря и Приаралья и обеспечении социально-экономического развития этого региона от 1998 г. и Соглашение о статусе Международного фонда спасения Арала от 1999 г. Но эти документы, как оказалось, упоминаются в другом месте – в самой Концепции эффективного использования водно-энергетических ресурсов Центрально-Азиатского региона.

Итак, что же собой представляет проект этой концепции? Документ был разработан Минпромэнерго РФ и получил замечания казахской стороны. Остальные члены сослались на то, что поздно получили его и вносили свои замечания по ходу. Принципиальное замечание казахской стороны касалось того, что ГВУ не может быть управляющим органом, поскольку у него не хватит полномочий для согласованного водно-энергетического регулирования (чем занимаются сейчас национальные структуры). И таким органом может стать лишь совет вице-премьеров. На это генсек ЕврАзЭС Григорий Рапота ответил, что последняя структура уже существует – в виде интеграционного комитета Сообщества. Кроме того, структуры ЕврАзЭС должны заниматься гармонизацией национальных законодательств, в том числе и в рамках деятельности ГВУ и создания Евразийского водно-энергетического консорциума (ЕВЭК) – в соответствии с решениями Межгоссовета Сообщества.

В результате члены ГВУ договорились о своих функциях:
• выработка и утверждение текущего и перспективного балансов водных и энергетических ресурсов Центрально-Азиатского региона;
• определение водохозяйственной политики в регионе в увязке с развитием гидроэнергетики в бассейнах Сырдарьи и Амударьи и интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС;
• выработка предложений по совершенствованию институциональной структуры управления водно-энергетическим ресурсами, формированию правовых и экономических механизмов сотрудничества в водно-энергетической сфере;
• принятие мер по адаптации вышеупомянутых документов ОЦАС.

Наибольшие споры вызвали положения по созданию ЕВЭК и его функциям. Российская сторона предложила зарегистрировать его на территории РФ в форме ОАО, обосновывая это предложение тем, что это нейтральная территория по отношению к Средней Азии и она наилучшим образом подходит для урегулирования возможных конфликтов между государствами, которые расположены в бассейнах Амударьи и Сырдарьи. Казахская сторона предложила зарегистрировать ЕВЭК в бассейне Аральского моря, в частности на территории Казахстана. Этот вопрос будет повторно рассмотрен 23 октября, если же участники ГВУ не придут к консенсусу, то он будет вынесен на заседание Межгоссовета ЕврАзЭС 27 октября.

Члены ГВУ спорили и по принципам формирования в составе ЕВЭК подразделений и по вхождению в консорциум уже действующих структур, например, бассейновых водохозяйственных объединений «Сырдарья» и «Амурдарья», координационно-диспетчерского центра. Давно существует Электроэнергетический совет СНГ, с которым ГВУ и будущему ЕВЭК не грех установить тесные связи.

Эти вопросы также будут рассмотрены 23 октября и, возможно, 27 октября. Пока же до полной интеграции и взаимовыгодного сотрудничества далеко. Так, РАО ЕЭС не может получить дешевую электроэнергию с таджикских гидростанций из-за того, что этому препятствует узбекская сторона. А Таджикистан вынужден весной-летом идти на холостые сбросы воды на своих гидростанциях, а зимой испытывать дефицит электроэнергии. С другой стороны, Белоруссия хотела бы получать дешевую электроэнергию из Средней Азии, но этому препятствует уже РАО ЕЭС, ссылаясь на то, что в РФ не принято законодательство по транзиту через ее территорию электроэнергии. Поэтому поставки из Средней Азии в Белоруссию возможны только в форме ее покупки на границе с Казахстаном и продажи на границе с Белоруссией.
 
 
Еще статьи на эту тему:

 
 

Журнал "Мировая Энергетика""

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru