|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
| |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
Трутнев и Литвиненко: полярные точки зрения на закон «О недрах»
|
|
|
11 марта 2005 г.
В самом начале заседания председатель Совета Федерации Сергей Миронов словно
почувствовал настроение участников слушаний. И во вступительном слове сделал
оговорку, которая, по-видимому, должна была смягчить возможную резкость
обсуждения законопроекта в части разграничения полномочий между федеральным
центром и регионами в сфере недропользования. Как известно, в законопроекте
устанавливается не государственная собственность на недра, а федеральная. С
отменой принципа "двух ключей", согласно которому выдача лицензии на
недропользование согласовывалась федеральными и региональными исполнительными
органами, исключается право субъекта Федерации выступать одной из сторон
договора пользования на участки недр. А ведь именно власти на местах, за редким
исключением, способствовали продвижению проектов в недропользовании, а не
федеральные. Сергей Миронов попросил учесть, что формирование законопроекта шло
в то время, когда был взят курс на резкую централизацию власти. Теперь ситуация
изменилась, вертикаль власти выстроена. Видимо, из этого следовало, что субъекты
опять могут получить слово в недропользовании.
Заместитель министра природных ресурсов Анатолий Темкин в своем выступлении
особый акцент сделал на положительных результатах, к которым приведет реализация
закона: через сквозные права на участки недр удастся привлечь немалые
инвестиции, аукционы обеспечат больший доход в бюджет от разовых платежей за
недра, повышенные требования к техническим регламентам усилят эффективность
разработки месторождений. Итогом преобразований в сфере природопользования
должно стать расширение рынка труда.
На вопрос, не нарушаем ли мы международные нормы, ограничивая доступ
нерезидентов к российским недрам, Юрий Трутнев ответил, что наше правительство
ориентируется прежде всего на экономические национальные интересы России.
Первым из выступавших, кто резко раскритиковал законопроект, был ректор
Санкт-Петербургского горного института Владимир Литвиненко. Он сравнил уровень
непродуманности, разрушительности, неприятия законопроекта в среде экспертов с
уровнем, которого "достиг" разве что закон о монетизации социальных льгот.
Главное, по его мнению, что законопроект «О недрах» не обеспечивает
воспроизводство запасов, рациональное использование добытого сырья, контроль и
регулирование отрасли. "Если государство не в состоянии регулировать, тогда уж
лучше не продавать [ресурсы]", - заключил он. Ориентация на национальные
интересы, о которой говорил Юрий Трутнев, тоже была поставлена под сомнение: "В
последние годы, да и сейчас многое делалось для того, чтобы пролоббировать
интересы иностранного капитала в России. А этот законопроект, если будет принят,
будет законом о доступе к российским недрам". Те ограничения для иностранцев,
которые вводятся, легко преодолимы, считает Литвиненко. Например, по его словам,
ничто не помешает нашим гражданам, приобретя лицензию на недропользование,
зарегистрировать позже с иностранцами совместное предприятие.
По поводу перехода на гражданско-правовые отношения в недропользовании
(например, на концессионные)однозначного мнения у участников парламентских
слушаний не выработалось. Одни считают их более прогрессивной формой по
сравнению с разрешительной системой, так как в специальном договоре государства
и инвестора будут детально прописаны права и обязанности каждой из сторон
применительно к конкретному месторождению, возможные санкции за неисполнение
обязательств. Другие уверены, что за гражданско-правовыми отношениями
маскируется основная идея закона – продолжение приватизации, передача недр,
принадлежащих государству, в частные руки.
Как прокомментировал статью 16 законопроекта о переходе участка недр во владение
(пользование) к недропользователю академик РАН Дмитрий Львов, она означает не
что иное, как передачу участка в собственность, то есть приватизацию.
Законопроектом предусмотрена торговля правом пользования, аренда и залог, то
есть оборот участков недр приравнивается к обороту недвижимого имущества. А
недра с недвижимым имуществом отождествлять нельзя. Статья 26 предусматривает
совмещенное пользование (на одном участке допускается геологическое изучение,
разведка, добыча). "Непонятно, зачем нужно такое совмещение?" - недоумевает
академик. Государству выгоднее передать участок сначала под геологическое
изучение на 2-3 года, в случае успеха – под поиски на 3-5 лет, потом под
разведку и добычу. На практике же статья 26 будет означать передачу любого
участка в бессрочное пользование, а при нашем уровне коррупции - бесплатную
раздачу впрок участков недр своим людям. "Законопроект – образец того, как
протащить скрытую идею приватизации недр и оставить будущие поколения россиян
без ресурсов", - заключил академик.
По мнению председателя совета Союза нефтегазопромышленников России Юрия
Шафраника и генерального директора АссоНефти Елены Корзун, законопроект с его
аукционной системой ставит крест на малых и средних компаниях, которые наверняка
проиграют "пухлым кошелькам" в соревновании денег, а не технологий. А без малого
и среднего бизнеса рыночную экономику не построишь, "иначе сфера
недропользования будет обречена на олигархическую структуру". Новый закон, по
мнению Юрия Шафраника, следует принимать только вместе с изменениями в Налоговый
кодекс РФ, в частности, с дифференциацией НДПИ.
Елена Корзун поддерживает идею передачи части запасов в региональное ведение.
"Только малые и средние компании могут стабилизировать добычу в регионах", -
считает она.
Вице-президент РАЕН Евгений Козловский вообще не видит смысла в распределении
недр, если не будет восстановлена система их изучения и разведки, которая
существовала в Советском Союзе и благодаря которой "до сих пор есть, что
делить".
Выслушав всех, Юрий Трутнев сказал, что участники больше спорили не о
законопроекте, а о том, по какому пути должна развиваться страна. Выбор
экономической модели уже сделан, и он отражен в законе. Далее последовали тезисы
и их аргументация, означавшие, что основные претензии участников слушаний к
закону министр не разделяет:
"Ключ" должен быть один, инвестор будет увереннее себя чувствовать, заключив
договор (это о целесообразности гражданско-правовых отношений), недрами в нашей
стране частные компании пользовались и будут пользоваться дальше под
государственным контролем, право пользования участками будет приобретаться на
аукционах, дифференциация НДПИ – не предмет этого законопроекта, и т.д. Министр
уверен, что закон надо принимать.
Участники, утвердив свои рекомендации по законопроекту, в кулуарах нисколько не
сомневались, что он будет принят в неизменном виде. За все время работы над ним
они не заметили ни одной концептуальной правки – только редакторскую.
17 марта законопроект будет внесен на рассмотрение в правительство, а до конца
года, как сказал журналистам после заседания Юрий Трутнев, может быть принят. |
|
|
Еще статьи на эту тему:
|
|
|
|
|