 |
 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
| |
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Энергетическая стратегия России: преемственность и развитие в условиях мирового финансово-экономического кризиса
|
|
|
Доклад Министра энергетики Российской Федерации С.И.Шматко на заседании Правительства Российской Федерации - Москва, 27 августа 2009 г.
|
|
|
|
|
|
Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые члены Правительства!
При подготовке проекта Энергетической стратегии России на период до 2030 года
(ЭС-2030) мы исходили из того, что она является не просто пролонгацией
предыдущей стратегии – но формирует новые стратегические ориентиры развития
энергетического сектора в рамках перехода российской экономики на инновационный
путь развития, заявленный в Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации (КДР).
При этом, естественно, должна обеспечиваться преемственность Энергостратегии - в
частности, остаются неизменными цели и главные принципы государственной
энергетической политики.
Подготовка проекта ЭС-2030 осуществлялась Межведомственной рабочей группой,
насчитывающей около 100 специалистов – представляющих Российскую академию наук,
федеральные и региональные органы исполнительной власти, крупнейшие
энергетические компании и отраслевые институты.
Основные положения ЭС-2030 подлежат использованию при разработке и корректировке
стратегий и программ социально-экономического развития, энергетических стратегий
и программ субъектов Российской Федерации, Генеральных схем и программ развития
отраслей ТЭК, комплексных программ по энергетическому освоению новых регионов –
а также должны учитываться при подготовке и корректировке инвестиционных
программ и крупных проектов компаний энергетического сектора.
Таким образом, предусматривается, что реализация ЭС-2030, включая принятие
решений о привлечении государственных средств, будет осуществляться в рамках
утвержденных программных документов.
Преемственность ЭС-2030 базируется и на том факте, что в течение прошедшего с
момента принятия действующей Энергостратегии периода российский энергетический
сектор развивался, преимущественно, в рамках основных прогнозных тенденций,
заложенных в данном документе, несмотря на существенные отклонения базовых
экономических индикаторов развития страны и внешнеэкономических условий от
заложенных в ЭС-2020.
При этом главное в стратегии, конечно, не сами цифры, а приоритеты и ориентиры,
задающие долгосрочный курс развития энергетического сектора; ведь стратегия в
конечном счете – это не прогноз, а система утверждений.
За основу при разработке ЭС-2030 приняты следующие укрупненные прогнозные
гипотезы социально-экономического развития:
Гипотеза I – к концу первого этапа реализации ЭС-2030 и началу посткризисного
периода (ориентировочно, 2013-2015 гг.) начнет осуществляться выход на
предусмотренные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития (КДР)
темпы социально-экономического развития страны.
Гипотеза II – за счет более ускоренного развития в посткризисный период к концу
второго этапа реализации ЭС-2030 (ориентировочно, 2020-2022 гг.) будет обеспечен
выход на предусмотренные КДР уровни социально-экономического развития.
Таким образом, в рамках ЭС-2030 задаются не конкретные траектории, а модель
поэтапного перспективного развития энергетического сектора в базовом прогнозном
поле с учетом объективно существующих рисков. То есть, курс развития в базовом
прогнозном поле задается не условными сценариями, а системой поэтапных целевых
индикаторов, которых в ЭС-2030 насчитывается в общей сложности более 50.
Основное целевое содержание выделенных в ЭС-2030 этапов характеризуется
переходом от преодоления кризисных явлений к интенсивному посткризисному
развитию - включая развитие инфраструктуры, рост энергоэффективности,
инновационное обновление отраслей ТЭК; наконец (на последнем этапе) -
постепенный переход к энергетике будущего.
При этом неизменной остается система главных стратегических ориентиров, основных
составляющих государственной энергетической политики и важнейших механизмов ее
реализации.
Энергетическая безопасность является одной из важнейших составляющих
национальной безопасности страны. В данной сфере намечаются: обеспечение
гарантированной энергетической безопасности России и ее регионов; рост душевого
потребления различных энергоресурсов на 40-85% к уровню 2005 г. (с учетом мер по
повышению энергоэффективности); более чем полуторакратное снижение износа
производственных фондов; ликвидация дефицита и поддержание устойчивого резерва
электро- и теплогенерирующих мощностей.
Стратегической целью государственной энергетической политики в сфере повышения
энергетической эффективности экономики является максимально рациональное
использование энергетических ресурсов на основе обеспечения заинтересованности
производителей и потребителей энергии в энергосбережении, а также инвестировании
в эту сферу. Намеченные ориентиры: не менее чем двукратное снижение удельной
энергоемкости ВВП, кратный рост объема энергосервисных услуг, ежегодное снижение
удельных потерь и расходов на собственные нужды на предприятиях ТЭК, 10%-ное
снижение удельных расходов топлива на производство тепла котельными. Доведение
ежегодного объема экономии энергоресурсов по сравнению с современным уровнем до
не менее чем 300 млн т у.т./год (с использованием не менее 75% существующего
потенциала организационного и технологического энергосбережения).
Главной целью в сфере экономической (бюджетной) эффективности энергетики
является гармонизация соотношения вклада ТЭК в налоговые поступления в бюджетную
систему страны и в общий объем инвестиций в основной капитал, обеспечивающая
финансово-экономическую устойчивость предприятий ТЭК при выполнении ими своих
бюджетных обязательств.
Базовыми задачами в сфере обеспечения экологической безопасности энергетики
являются двукратное снижение удельной нагрузки ТЭК на окружающую среду (удельных
показателей выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сброса загрязненных
сточных вод в водоемы, образования отходов), и ограничение выбросов парниковых
газов к 2030 году на уровне 100-105% от 1990 г.
При подготовке новой Энергостратегии были разработаны проекты «дорожных карт»
развития по всем основным направлениям, предложены индикаторы их поэтапной
реализации – в частности, для политик недропользования и управления
государственным фондом недр; развития внутренних топливно-энергетических рынков;
а также формирования рационального топливно-энергетического баланса;
региональной, социальной, научно-технической и инновационной политики в
энергетическом секторе.
Глобальный характер энергетических проблем, их усиливающаяся политизация, а
также объективная значимость российского ТЭК в мировой энергетике предопределяют
важную роль внешней энергетической политики страны. Стратегической целью внешней
энергетической политики является максимально эффективное использование
энергетического потенциала России для полноценной интеграции в мировой
энергетический рынок, укрепления позиций на нем и получения наибольшей выгоды
для национальной экономики.
Представленные меры и механизмы государственной внешней энергетической политики
направлены на решение следующих задач: - отражения национальных интересов России в формируемой системе функционирования
мировых энергетических рынков, обеспечивающей их предсказуемость и стабильное
развитие; - диверсификации экспортных энергетических рынков и товарной структуры экспорта;
- обеспечения стабильных условий на энергетических рынках, включая
гарантированность спроса и обоснованные цены на основные продукты российского
экспорта энергоресурсов;
- укрепления позиций ведущих российских энергетических компаний за рубежом;
- обеспечения эффективной международной кооперации по рисковым и сложным
проектам в России (в т.ч. по шельфовым проектам в арктических условиях).
В рамках Энергостратегии, так же как и в отношении других политик, был
разработан проект «дорожной карты» развития внешней энергетической политики с
соответствующими индикаторами.
Диапазон прогнозных оценок ростак 2030 г. производства и внутреннего потребления
ТЭР по сравнению с существующим уровнем составляет:
для производства ТЭР – 26-36%;
для внутреннего потребления ТЭР – примерно в полтора раза больше (39-58%).
Соотношение объемов экспорта и внутреннего потребления ТЭР уменьшится при этом с 0,88 до 0,62-0,72.
Существенно изменится структура производства и потребления первичных
энергоресурсов: в производстве вырастет доля газа и уменьшится доля жидких
энергоресурсов (нефть и конденсат); в потреблении – напротив, уменьшится доля
газа и возрастет доля нефти. В обоих случаях (и в производстве, и в потреблении)
увеличится доля угля и, особенно, нетопливных энергоресурсов.
Развитие нетопливной энергетики – атомной, возобновляемой, включая
гидроэнергетику – является одной из важных стратегических инициатив ЭС-2030. Это
обусловлено необходимостью ограничения нагрузки на экологию со стороны
предприятий ТЭК, а также перспективной стабилизацией уровней добычи
углеводородов в условиях продолжающегося роста спроса на энергоресурсы. ЭС-2030
предусматривает развитие атомной энергетики и гидроэнергетики сообразно с
региональными особенностями спроса на электроэнергию, а также особенностями
регулирования графика нагрузок и размещения разных видов генерирующих мощностей.
Будут развиваться новые возобновляемые источники энергии (геотермальной,
солнечной, ветровой, приливной, биоэнергии и др.) – к концу периода годовой
объем производства электроэнергии на их базе составит не менее 80-100 млрд.
кВт.ч., т.е. вырастет более чем на порядок.
В целом, предусматривается увеличить к концу третьего этапа долю нетопливных
источников в производстве электроэнергии с примерно 32% (2008 г.) до не менее
чем 38%. При этом конкретные траектории и относительные темпы развития каждой из
указанных нетопливных составляющих на различных этапах реализации ЭС-2030
подлежат уточнению в рамках соответствующих программных документов – в первую
очередь, в рамках Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики.
Осуществляя поддержку данного важного для страны направления развития
энергетики, мы не должны забывать о повышении надежности и устойчивости
функционирования энергетических объектов. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС –
дополнительное и серьезное напоминание об этом.
Прогнозируемая динамика экспорта энергоресурсов будет постепенно замедлять свой
рост и, как ожидается, стабилизируется к концу рассматриваемого периода. Эта
тенденция согласуется с долгосрочной экономической политикой государства,
ориентированной на диверсификацию структуры экономики и снижение зависимости
страны от экспорта.
Уже на первом этапе реализации ЭС-2030 российский нефтяной комплекс должен будет
обеспечить необходимые объемы добычи и экспорта нефти в соответствии с динамикой
внутреннего и внешнего спроса в условиях выхода страны из экономического
кризиса, а также необходимый прирост пропускной способности магистральных
трубопроводов и экспортных терминалов.
На завершающем этапе реализации ЭС-2030 добыча нефти достигнет своего
технологического и экономического максимума; экспорт нефти и нефтепродуктов
будет устойчиво снижаться; значительно интенсифицируется развитие
высокотехнологичных нефтехимических производств и энергетического сервиса.
Российский нефтяной комплекс будет активно использовать свои мощности для
обеспечения транзита нефти, производства и экспорта продукции с высокой долей
добавленной стоимости.
Согласно полученным прогнозным оценкам, к 2030 г. добыча нефти сможет составить
530-535 млн. т (рост на 8,7% - 9,7% к уровню 2008 г.); ее переработка - 275-311
млн. т (рост на 16% - 31%); экспорт нефти и нефтепродуктов – 306-329 млн. т
(снижение на 0% - 6,4%).
В настоящее время активно осуществляется реализация установок действующей
Энергостратегии по вопросам развития газовой промышленности – в части ввода в
эксплуатацию новых месторождений, строительства новых газопроводных систем,
газификации российских регионов.
Уже на первом этапе реализации ЭС-2030 необходимо будет не только обеспечить
внутренние и экспортные потребности российской экономики в природном газе
(главным образом, за счет эксплуатации действующих и ввода новых месторождений
Надым-Пур-Тазовского района Тюменской области), но и выполнить активную работу
по подготовке и вовлечению в эксплуатацию новых газовых месторождений Ямала,
Восточной Сибири, Дальнего Востока и шельфа арктических морей, осуществить
управляемую либерализацию рынка и развить биржевую торговлю природным газом.
На завершающем этапе реализации Энергостратегии развитие российской газовой
промышленности будет направлено на расширение сферы использования газа в
экономике не только как энергоносителя, но и как ценного химического продукта.
Широкое развитие должны получить высокотехнологичная газохимия и производство
синтетического жидкого топлива на основе газа.
Внутри страны будет завершена газификация ее регионов, продолжатся работы по
расширению восточной газотранспортной системы с возможным, в случае
экономической эффективности, подключением к Единой системе газоснабжения (ЕСГ).
Более четверти объема добычи газа в стране будут давать независимые
производители газа. Начнется освоение месторождений восточных арктических морей.
Будут созданы технологические предпосылки для добычи и промышленного
использования газогидратов. Российская трубопроводная инфраструктура станет
составной частью энергомоста между Европой и Азией.
Согласно полученным прогнозным оценкам, к 2030 г. добыча газа сможет составить
885-940 млрд. куб.м (рост на 33% - 42%); его экспорт (с учетом транзита) -
349-368 млрд. куб.м (рост на 45% - 53%).
В ходе реализации действующей Энергостратегии в угольной промышленности
возобновился после длительного перерыва ввод новых добычных мощностей (80 млн. т
за пятилетие); в полтора раза возрос объем переработки углей на обогатительных
фабриках; в 1,6 раза увеличился объем экспорта угля, достигнув почти 100 млн. т.
Вместе с тем, перечень подлежащих решению проблем здесь по-прежнему широк.
На первом этапе реализации ЭС-2030 в угольной промышленности планируются:
реализация комплекса программных мер по стабилизации ситуации в отрасли в
условиях снижения объемов производства угля; завершение мероприятий по
реструктуризации отрасли; техническое перевооружение и интенсификация угольного
производства; дальнейшее увеличение объемов обогащения угля; снижение
аварийности и травматизма на угледобывающих предприятиях, развитие экспортного
потенциала отрасли.
На завершающем этапе реализации стратегии предусматривается обеспечить
кардинальное повышение производительности труда в угольной отрасли при
обеспечении мировых стандартов в области промышленной безопасности и охраны
труда, экологической безопасности при добыче и обогащении угля; промышленное
получение продуктов глубокой переработки угля (синтетическое жидкое топливо,
этанол и т.п.) и сопутствующих ресурсов (метан, подземные воды, строительные
материалы).
Согласно полученным прогнозным оценкам, к 2030 г. добыча угля сможет составить
425-470 млн. т (рост на 30% - 44%); охват обогащением каменных энергетических
углей – 65-70% (рост в 1,8 раза); экспорт угля, как ожидается, сохранится
примерно на существующем уровне.
В электроэнергетике завершается процесс реформирования отрасли, предусмотренного
действующей Энергостратегией.
ЭС-2030 предусматривает, что Единая энергосистема России будет развиваться как
путем присоединения к ней ныне изолированных энергосистем и энергообъединений,
так и путем развития межсистемных и внутрисистемных электрических сетей всех
классов напряжений, в том числе для экспорта электроэнергии. Будут созданы
межсистемные линии электропередач для транспорта электрической энергии и
мощности из энергоизбыточных в энергодефицитные регионы в объемах, не
превышающих требований надежности работы ЕЭС России.
Будет оптимизирована конфигурация системообразующих и распределительных
электрических сетей с целью обеспечения эффективного функционирования ЕЭС России
и систем распределённой генерации с высокими показателями надёжности их работы.
Будут обеспечены условия для привлечения частного капитала в распределительный
электросетевой комплекс и осуществлен переход от административных к
экономическим методам стимулирования эффективности сетевых компаний.
Главной задачей развития гидроэнергетики на весь период действия ЭС-2030 станет
дальнейшее освоение богатых гидроресурсов России в увязке со спросом на
электроэнергию и режимами ее потребления.
В сфере атомной энергетики предусматриваются увеличение объемов выработки
электроэнергии на АЭС; формирование и развитие инжиниринга основного
энергетического оборудования; развитие ядерного топливного цикла, сырьевой и
производственной базы атомной энергетики; создание инфраструктуры управления
жизненным циклом АЭС. На третьем этапе получит развитие использование малой
атомной энергетики (включая плавучие атомные электростанции) для районов
Крайнего Севера и Дальнего Востока, а также модульных высокотемпературных
газоохлаждаемых реакторов для производства электроэнергии, коммунального тепла
для жилищно-коммунального сектора и высокотемпературного тепла для
технологических целей, в том числе для производства водорода.
Будет завершено формирование оптового и розничного рынка электрической энергии
(мощности), обеспечены соответствующие нормативно-правовые и институциональные
условия деятельности сбытовых и энергосервисных компаний.
Будет проводиться предсказуемая государственная долгосрочная тарифная политика в
электроэнергетике, которая должна обеспечить ограниченный рост среднеотпускной
цены электроэнергии для конечных потребителей в течение всего периода реализации
стратегии.
Индикаторы стратегического развития электроэнергетики предусматривают в том
числе поэтапное повышение вероятности бездефицитной работы энергосистем России
(с 0,996 до 0,9997); изменение структуры топливообеспечения (снижение доли газа
с 70 до 60-62%, рост доли угля с 26 до 34-36%); снижение потерь в электрических
сетях (с 12 до 8%), значительный рост КПД электростанций.
Перспективные уровни производства электроэнергии будут определяться ожидаемой
динамикой внутреннего спроса на нее, соответствующей региональным стратегиям
социально-экономического развития и существенно опережающей рост спроса на
первичные ТЭР. При этом предусматривается поэтапное уточнение прогнозных объемов
потребления электроэнергии в увязке с ее ожидаемой стоимостью. По текущей
оценке, к 2030 г. производство электроэнергии сможет составить 1800-2210 млрд.
кВт.ч (рост в 1,7-2,1 раза); установленная мощность электростанций – 355-445
млн. кВт (рост в 1,6-2 раза).
Теплоснабжение является той сферой, работу которой в рамках реализации ЭС-2020
следует признать неудовлетворительной.
В связи с этим уже на первом этапе выполнения ЭС-2030 должны быть обеспечены:
- во-первых, повышение требований к действующим и разработка новых стандартов
предоставления услуг теплоснабжения;
- во-вторых, разработка и начало реализации комплекса программных мер по
коренной модернизации теплоснабжения.
На завершающем этапе реализации ЭС-2030 должны быть обеспечены высокий уровень
теплового комфорта населения, соответствующий уровню развития стран с
аналогичными природно-климатическими условиями (Канада, страны Скандинавии), а
также расширенное вовлечение в производство тепла новых нетопливных источников
энергии и использование высокоэффективных автоматизированных технологических
схем организации подачи тепла потребителям.
Индикаторы стратегического развития теплоснабжения предусматривают в том числе к
2030 г.: почти двукратное уменьшение частоты отключений теплоснабжения и более
чем пятикратное снижение частоты нарушений в подаче тепла по вине генерации;
90%-ное обновление тепловых сетей; двукратное снижение уровня тепловых потерь.
Согласно полученным прогнозным оценкам, к 2030 г.: производство тепла сможет
вырасти на 10-11%, а его потребление (с учетом снижения потерь) – на 21-22%.
Развитие отраслей ТЭК, возобновляемых источников энергии, централизованного
теплоснабжения, локальной энергетики и энергосбережения потребует крупных
инвестиций – согласно прогнозной оценке, в объеме не менее 60 трлн. руб. в ценах
2007 г. (из них непосредственно в отрасли ТЭК – не менее 45 трлн. руб.). При
этом более половины общего объема инвестиций приходится на третий этап
реализации Энергостратегии.
Преобладающими источниками инвестиций по-прежнему будут собственные средства,
прибыли акционерных компаний, как отечественных (в основном), так и зарубежных,
с привлечением кредитных ресурсов и средств от дополнительной эмиссии акций (в
настоящее время доля внебюджетных источников инвестиций в ТЭК составляет около
98%). При модернизации существующих и строительстве новых АЭС и ГЭС, а также в
случаях, когда в силу региональных особенностей энергокомпании не являются
самодостаточными и инвестиционно привлекательными, будут в соответствии с
утвержденными программными документами привлекаться государственные средства.
Как уже отмечалось, Энергостратегия задает главный курс развития российского
энергетического сектора до 2030 года. Дополнительная балансировка этого курса по
составу и срокам реализации важнейших мероприятий, финансовым ресурсам и
ограничениям должна осуществляться в рамках разрабатываемых на основе ЭС-2030
программных документов, а также в рамках систематического опережающего
мониторинга ЭС-2030, необходимого для сопоставления фактических результатов
осуществления государственной энергетической политики с индикаторами «дорожной
карты» и прогнозными показателями развития и функционирования ТЭК. Ежегодный
доклад Правительству Российской Федерации о мониторинге Энергостратегии будет
также включать предложения о первоочередных нормативных правовых актах,
необходимых для ее реализации.
В совокупности, предложенные меры позволят осуществлять адаптивную корректировку
текущих ориентиров государственной энергетической политики – при сохранении ее
главной целевой направленности: максимально эффективное использование природных
энергетических ресурсов и всего потенциала энергетического сектора для
устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и
содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.
Все это должно явиться одним из важнейших механизмов снижения рисков реализации
предложенного проекта ЭС-2030.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
|
|
|
|
|
|
Еще статьи на эту тему:
- Презентация выступления Министра энергетики РФ С.Шматко на заседании Правительства РФ 27.08.2009 г.
по рассмотрению проекта Энергетической стратегии на период до 2030 года.
- Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (PDF)
|
|
|
|
|