|
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?>
|
|
|
| |
|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(1); ?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Эффективный ТЭК России – важнейший элемент национальной конкурентоспособности
|
|
|
Доклад заместителя Министра промышленности и энергетики РФ Андрея Реуса на форуме "ТЭК России в XXI веке"
|
|
|
|
|
|
Уважаемый Сергей Михайлович! Уважаемые коллеги!
Всё более насущным становится требование расширения горизонта формирования
устойчивой перспективы развития экономики страны и российского ТЭК как ее
важнейшей составной части. Именно обсуждение подходов к формированию ориентиров
долгосрочного экономического развития (в его преломлении в сферу ТЭК) могло бы,
на наш взгляд, стать одной из сквозных тем данного представительного форума.
Мы наблюдаем в последние годы не только устойчивый рост российской экономики,
хорошие темпы увеличения ВВП, но и появление новых, я бы сказал, амбициозных
проектов развития в промышленности. Здесь можно упомянуть и о ряде перспективных
авиационных проектов, которые стали значительно более реалистичными после
создания ОАК, о подходах в автомобилестроении, проектах в электронной
промышленности, химии и нефтехимии, о начинающемся процессе создания российских
центров судостроения и о многом другом.
Эти проекты реализуются в рамках отраслевых стратегий развития. Мы уже приняли
стратегии или планы действий в авиастроении, судостроении, автомобилестроении,
металлургии, в отдельных подотраслях машиностроения. Еще по ряду направлений
продолжается работа. Одна из главных перспективных задач – максимально
скоординировать сложные взаимосвязи планируемых и осуществляемых стратегий,
программ и проектов.
Набирают темп и аналогичные региональные проекты. Буквально на днях состоялось
первое заседание Государственной комиссии по вопросам социально-экономического
развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей –
региона, имеющего огромное стратегическое значение для развития России.
ТЭК не может не ощущать эти процессы и не участвовать в них – и в плане
возрастающих требований к объемам и устойчивости энергоснабжения, и в рамках
встречных направлений экономически обоснованного использования потенциала
отраслей российской промышленности для развития ТЭК – и потенциала ТЭК для
развития промышленных отраслей.
Все, что делается в ТЭК, делается в рамках реализации действующей Энергетической
стратегии России. Хочу напомнить, что Энергетическая стратегия – это, во-первых,
идеология, и, во-вторых – цифры. Цифры, которые существенно зависят от внешних
макроэкономических условий, являются ориентировочными и могут пересматриваться,
а вот идеология, предусматривающая постепенную либерализацию рынков – должна
отличаться долгосрочной устойчивостью. Хотя озвучиваются – не исключаю, что это
будет и на данном форуме – замечания по прогнозным оценкам Стратегии (которые
объективно не могли учесть резкие изменения внешней и внутреннй экономической
конъюнктуры), фактом остается следующее: Энергетическая стратегия России была и
остается базой как энергетической политики внутри страны, так и устойчивых
взаимоотношений с нашими зарубежными партнерами.
Каковы же главные вектора перспективного развития отраслей ТЭК? По-крупному,
это:
изменение структуры и масштабов производства;
создание конкурентной рыночной среды;
переход на путь инновационного развития;
интеграция в мировую энергетическую систему.
Структурные и масштабные изменения происходят практически во всех отраслях и
сферах деятельности ТЭК. Кратко я бы остановился на следующем.
В ближайшее время должны быть рассмотрены подготовленные Генеральные схемы
развития нефтепроводного и нефтепродуктопроводного транспорта, развития и
размещения газовой промышленности. Завершается разработка Генеральной схемы
размещения объектов электроэнергетики, в рамках которой, естественно, будут
содержаться и рекомендации по рациональному развитию различных видов генерации
(включая угольную).
Одним из существенных отклонений от намеченного хода реализации Энергостратегии
является недостаточная доля атомной энергетики в энергобалансе страны, ниже
ориентиров Энергостратегии. С учетом этого, в 2006 г. постановлением
Правительства Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа
«Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на
перспективу до 2015 года» - реализация которой, как ожидается, обеспечит выход
отрасли в диапазон прогнозов Энергостратегии к 2015 г., и их превышение в 2020
г.
В соответствии с Энергостратегией все большая роль отводится восточным регионам
страны как новой крупной базе развития нефтегазового комплекса. С учетом этого,
подготовлен проект Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке
единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного
экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР. В результате реализации
Программы должны быть не только сформированы и развиты новые центры газодобычи –
Сахалинский, Якутский, Иркутский, Красноярский – но и резко нарастить
производство нефтехимической и газохимической продукции (суммарно к 2030 г. до
более, чем 13 млн. тонн). Все это должно создать условия для динамичного
социально-экономического развития и качественного повышения уровня жизни
населения этого крупнейшего региона
Энергетическая стратегия России предусматривает создание Восточно-Сибирского
направления экспорта нефти, которое бы обеспечило формирование в Восточной
Сибири и Республике Саха (Якутия) новых центров добычи нефти и выход России на
энергетический рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. В рамках реализации этих
установок Энергостратегии в декабре 2005 г. Правительство Российской Федерации
приняло решение о строительстве трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий
океан» (ВСТО), который в настоящее время осуществляется.
По состоянию на конец марта 2007 г. на объекты первого пускового комплекса ВСТО
построено порядка 700 км трубы. Кроме того, ОАО «АК «Транснефть» завершена
разработка ТЭО (проекта) специализированного морского нефтеналивного порта
Козьмино.
Этот проект также может и должен оказать огромное влияние на развитие экономики
региона – сравнимое, как утверждается, с крупнейшими региональными проектами,
осуществлявшимися во времена Советского Союза (в частности, по развитию
Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции).
Нетрудно видеть, что данный проект – лишь часть усилий, направленных на
последовательное развитие системы магистрального нефтепроводного транспорта. И
произведенное расширение Балтийской трубопроводной системы (БТС) до мощности 74
млн. т в год, и планируемое строительство нефтепровода БТС-2 проектной мощностью
до 75 млн. т (из Унечи в Приморск), и проект строительства нефтепровода
Харьяга-Индига мощностью 12 млн. т, и подписанное межправительственное
соглашение по проекту нефтепровода Бургас-Александруполис мощностью 35 млн. т и
с возможностью расширения до 50 млн. т будут способствовать как развитию
экспортного потенциала отрасли, так и снижению рисков, связанных с транзитом
нефти по территории других стран. Отмечу, что в последнем из названных случаев
(Бургас-Александруполис) российские компании впервые в истории будут
осуществлять строительство нефтепровода на зарубежной территории.
За последнее время был осуществлен, а также находится в стадии реализации ряд
крупных инфраструктурных проектов в газовой отрасли – в частности:
выход на проектную мощность газопровода Голубой поток (16 млрд. м3) позволил России поставлять газ в центральную часть Турции, а также открыл перспективу увеличения поставок газа в южную часть Европы;
строительство газопровода Ямал-Европа проектной производительностью 33 млрд. м3 в год обеспечило рост поставок российского газа на европейский рынок и диверсификацию маршрутов экспорта российского газа;
Северо-Европейский газопровод («Северный поток») мощностью 27,5 млрд. м3 на первом этапе и 55,0 млрд. м3 при полном развитии позволит удовлетворить рост спроса на газ на традиционных для России рынках Центральной Европы и обеспечит выход российского газа на новые рынки Скандинавии и Великобритании.
Одним из стратегических направлений развития нефтегазового комплекса является
освоение континентального шельфа Российской Федерации. Уже к 2020 г. доля шельфа
в общероссийской добыче нефти, согласно оценке, сможет составить 13% ; газа -
18%.
Масштабные изменения намечаются и в нефтепереработке. В период до 2015 года
намечается увеличение глубины переработки нефти с 71,3 до 76,8%, объема
переработки – не менее чем до 230 млн. т. Существенно, что данные ориентиры
подкрепляются планами компаний по модернизации действующих и строительству новых
нефтеперерабатывающих заводов в период до 2015 - с общим объемом производства
около 80 млн. т в год. В 2006 г. для финансирования из средств инвестиционного
фонда был отобран, в частности, проект строительства комплекса
нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в г. Нижнекамск. Реализация
этого проекта позволит к тому же повысить качество отечественной нефти марки
«Urals» - за счет направления высокосернистой нефти месторождений данного
региона не в трубу, а на переработку.
Поступательно развивается угольная отрасль. Завершается процесс ликвидации
негативных социальных и экологических последствий ликвидации неэффективных
угольных шахт. При этом разрабатываются и реализуются как проекты развития
экспортной инфраструктуры, так и освоения новых месторождений. В частности, в
соответствии с Энергостратегией продолжается развитие Кузбасса и месторождений
Восточной Сибири, намечено начало освоения к 2015 году крупнейшего на Дальнем
Востоке Эльгинского месторождения высококачественных коксующихся и
энергетических углей для обеспечения электростанций Дальневосточного региона
России, а также прогнозируемого увеличения экспорта угля на рынок
Азиатско-Тихоокеанского региона.
Эффективная реализация структурных и масштабных преобразований в ТЭК,
осуществляемых, прежде всего, на принципах частно-государственного партнерства,
невозможна без создания конкурентной рыночной среды и перехода на путь
инновационногог развития.
Меры по формированию рациональной рыночной среды наиболее активно осуществлялись
в 2006 г. в электроэнергетике. Успешно проводится реализация Плана мероприятий
по реформированию отрасли, продолжаются работы по формированию субъектов рынка,
переходу к новым правилам работы на оптовом и розничных рынках электроэнергии;
начата инвестиционная фаза реформирования электроэнергетики (в частности, в
результате конкурентного публичного размещения акций дополнительной эмиссии
компаний ОГК-3 и ОГК-5 было привлечено более 100 млрд. руб. средств инвесторов).
На оптовом рынке электроэнергии (мощности) в результате введения с 1 сентября
прошлого года новых правил работы осуществлен переход к регулируемым договорам
между покупателями и генерирующими компаниями, запущен спотовый рынок – "рынок
на сутки вперед" (РСВ). Правилами функционирования оптового рынка
предусматривается постепенное снижение с 2007 года доли регулируемых договоров с
заменой их на свободные (нерегулируемые) договоры. Правила функционирования
розничных рынков предполагают постепенную либерализацию розничных рынков
электроэнергии параллельно с либерализацией оптового рынка, при сохранении на
переходный период обеспечения населения электроэнергией по регулируемым тарифам.
Свой комплекс мер по созданию рациональной рыночной среды выполнялся и в других
отраслях ТЭК – вот лишь некоторые из них:
начато проведение эксперимента по спотовой торговле газом по не регулируемым государством ценам;
обеспечена стабильность и предсказуемость таможенно-тарифной политики при осуществлении экспортных поставок нефти и нефтепродуктов;
освобождено от уплаты ввозных таможенных пошлин оборудование, не производимое в Российской Федерации, в том числе для нефтегазового и угольного комплекса;
установлена нулевая ставка НДПИ при добыче газа горючего природного из нефтяных месторождений и попутного (нефтяного) газа из нефтяных месторождений;
осуществляются меры по созданию биржи нефтепродуктов с перспективой выхода на нее нефти.
Важным для создания рациональной рыночной среды и, отмечу, вполне
соответствующим выработанным на Санкт-Петербургском саммите «Группы восьми»
принципам, является также принятое Правительством Российской Федерации решение о
переходе на поставки газа с заключением долгосрочных пятилетних договоров с
организациями электроэнергетики по ценам на газ, ориентированным на достижение
равной доходности от продажи газа на внутреннем рынке и на экспорт в 2011 году.
Широк спектр реализуемых и намечаемых мер в сфере инновационного развития ТЭК. В
контексте данного краткого доклада, упомяну лишь о двух направлениях. Во-первых,
о развитии производства качественной продукции нового поколения для ТЭК на
основе отечественных машиностроительных предприятий, с привлечением к решению
этой проблемы потенциала оборонно-промышленного комплекса (в том числе,
требуются уникальные наукоемкие технологии для эффективной и безопасной
разработки находящихся в северных широтах шельфовых месторождений). Во-вторых, о
необходимых инновациях (и требуемых организационно-экономических мерах) в сфере
энергоэффективности. Энергоемкость российской экономики остается недопустимо
высокой, и никого не должен «убаюкивать» тот факт, что пока она снижается даже
более высокими темпами, чем намечалось Энергостратегией. Новый рост внутреннего
энергопотребления без значительного снижения энергоемкости может существенно
снизить конкурентоспособность как развивающейся промышленности, так и самих
предприятий ТЭК. Реализация организационно-технологического потенциала
энергосбережения требует и соответствующего нормативно-правового обеспечения, и
целенаправленного комплекса программных мер.
В рамках процесса интеграции в мировую энергетическую систему реализуется
долгосрочная стратегическая инициатива ЭС-2020 по диверсификации экспортных
поставок, что сможет, как ожидается, уже в период до 2015 г. привести к
серьезным изменениям перспективной структуры экспорта российских
топливно-энергетических ресурсов, в том числе к расширению доли экспорта в
восточном направлении – к 2015 году ориентировочно по нефти до 15%, по газу – до
25%. Здесь необходимо отметить и масштабный проект перспективного экспорта
электроэнергии в Китай.
Важное значение в международном плане имеет также осуществляемая разработка
совместного технико-экономического обоснования проекта синхронного объединения
электроэнергетических систем стран СНГ и Балтии с энергообъединением UCTE (Союз
по координации распределения электроэнергии в Европе), а также реализация
совместной инициативы по разработке Стратегии развития топливно-энергетических
комплексов государств – членов ЕврАзЭС на период до 2020 года и созданию единого
энергетического пространства ЕврАзЭС.
Все усилия России в плане интеграции в мировую энергетическую систему находятся
в русле решений Санкт-Петербургского саммита «Группы восьми», направленных на
устойчивое развитие и глобальную энергетическую безопасность в целях надежного
обеспечения мировой экономики и населения всевозможными видами энергии по
приемлемым ценам и с минимальным ущербом для окружающей среды. Такая трактовка
была предложена Россией с учетом собственного позиционирования на глобальном
рынке, понимания проблемы энергетической безопасности не только как своей
собственной, внутригосударственной, а, в первую очередь, как общей проблемы
надежного обеспечения стран и населения планеты энергоресурсами. Впервые в
истории «Восьмерки» Россия отметила необходимость формирования согласованной
позиции ведущих стран мира в принятии мер по борьбе с энергетической бедностью –
недостаточным доступом населения беднейших стран к современным источникам
энергии.
Возвращаясь к теме долгосрочного экономического развития и вклада в этот процесс
ТЭК, хочу сообщить, что Минпромэнерго России начат комплекс работ по уточнению
Энергетической стратегии с пролонгацией ее на период до 2030 года (ЭС-2030) – в
полном соответствии с зафиксированным в действующей стратегии положением о
необходимости ее корректировки не реже, чем раз в 5 лет.
С этой целью образована соответствующая Межведомственная рабочая группа, в
состав которой входит около 90 специалистов, представляющих Российскую академию
наук, федеральные органы исполнительной власти, федеральные округа, крупнейшие
энергетические компании и отраслевые институты. Утвержден соответствующий план
работ, предусматривающий в качестве главного результата подготовку уже в 2007 г.
проекта Энергетической стратегии России на период до 2030 года. Надеюсь, что и
на данном представительном форуме прозвучат те предложения, которые могли бы
найти свое обоснованное отражение в тексте будущей Энергетической стратегии.
В заключении хочу отметить: Россия занимает первое место в мире по добыче нефти,
первое место в мире по добыче газа. И хотя мы не гонимся за количественными
показателями, для нас это теперь слишком простая задача, но сами эти факты
делают нас ведущими игроками в сфере энергетики, заставляют размышлять о мировой
энергетической стратегии и нашем месте в системе обеспечения мировой
энергетической безопасности.
|
|
|
|
|
|
Еще статьи на эту тему:
- Презентация А.Реуса на форуме ТЭК Росии в XXI веке
|
|
|
|
|