|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
| |
|
|
|
|
Новости Минпромэнерго РФ (Архив) |
|
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
Министерство энергетики РФ выступает за развитие сотрудничества с Францией в области повышения энергоэффективности
|
|
|
Уважаемые коллеги!
Рад приветствовать Вас на очередном Всероссийском энергетическом форуме «ТЭК
России в XXI веке».
Данный форум обладает позитивной динамикой развития, а не проходящий интерес
деловых и общественных кругов к участию в нем свидетельствует о том, что
тематика обсуждений из года в год остается актуальной и востребованной.
Преемственность и развитие долгосрочной государственной энергетической политики
и задающей основы этой политики Энергетической стратегии России – это те
характеристики, значение которых еще более возрастает в современном мире,
характеризующемся финансово-экономическим кризисом.
Во время кризиса нужно определить точки опоры, которые в будущем должны стать
основой для формирования реалистичной и отвечающей на главные вызовы модели
перспективного развития страны и роста экономики.
Одной из таких опорных площадок призвана стать, на наш взгляд, Энергетическая
стратегия России на период до 2030 года (ЭС-2030), проект которой подготовлен
Минэнерго России и в настоящее время находится в стадии доработки.
В переживаемый нами сложный временной период необходимы как минимизация
последствий кризиса для населения и экономики, так и создание платформы для
посткризисного развития. Кризис не отменяет долгосрочных стратегических целей и
качественных ориентиров социально-экономического развития страны, содержащихся в
принятой Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации до 2020 года. Следовательно, и в энергетическом секторе антикризисные
меры должны быть направлены: во-первых, на предсказуемость долгосрочных
стратегических приоритетов и ориентиров развития ТЭК; во-вторых, на необходимую
корректировку с учетом кризиса базового комплекса программных документов по
среднесрочному развитию энергетического сектора; и, в-третьих, на принятие
необходимых в связи с кризисом оперативных решений. Именно эти положения стали
базовыми при подготовке проекта ЭС-2030.
Отмечу, что в текущем году планируется, наряду с ЭС-2030, завершить подготовку
Генеральных схем развития газовой промышленности и нефтяной отрасли, разработать
Государственную программу энергосбережения, скорректировать Генеральную схему
размещения объектов электроэнергетики. При условии адекватного учета возможных
последствий экономического кризиса и мер по их минимизации, а также взаимной
согласованности указанных документов, их принятие и последующее использование
может стать серьезной антикризисной мерой.
В чем преемственность Энергостратегии-2030 по отношению к Энергостратегии-2020?
Прежде всего, в неизменности цели и главных принципов государственной
энергетической политики.
Цель: максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и
всего потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики и
качества жизни населения страны, а также содействия укреплению ее
внешнеэкономических позиций.
Принципы:
- последовательность действий государства по реализации важнейших стратегических
ориентиров развития энергетики;
- заинтересованность в создании сильных, устойчиво развивающихся и готовых к
конструктивному диалогу с государством энергетических компаний;
- обоснованность и предсказуемость государственного регулирования, направленного
на стимулирование частной предпринимательской инициативы в области реализации
целей государственной политики, в том числе в инвестиционной сфере.
Далее, это преемственность в структуризации ЭС-2030, в системе главных
стратегических ориентиров, основных составляющих государственной энергетической
политики и важнейших механизмов ее реализации.
И, наконец, связь двух Энергостратегий заключается в том, что за прошедший с
момента принятия действующей Энергостратегии (ЭС-2020) период российский
энергетический сектор развивался, преимущественно, в рамках основных прогнозных тенденций, заложенных в данном документе, несмотря
на существенные отклонения базовых экономических индикаторов развития страны и
внешнеэкономических условий от их прогнозировавшихся в рамках ЭС-2020 значений.
Так, при росте мировых цен на нефть с 27 долл. США за баррель в 2000 г. до 94
долл. США в 2008 г., и почти четырехкратном превышении данным показателем
прогнозных оценок ЭС-2020, фактический объем экспорта топливно-энергетических
ресурсов за тот же период вырос в 1,5 раза при отклонении от прогнозов экспорта
по ЭС-2020 менее чем на 10%; прогноз добычи и производства первичных ТЭР
отклонился от факта всего на 2,9%; прогноз потребления электроэнергии – на 4%, и
т.д.
Каковы главные отличия проекта новой стратегии от ЭС-2020?
Во-первых, это дополнительный учет фактора неопределенности (назовем его уроком
кризиса). В частности,
- целевые приоритеты и ориентиры ЭС-2030 задаются в привязке не к конкретным
годам, а к качественно различным этапам стратегического развития, характеристика
содержания и параметров которых дается во всех основных разделах настоящего
документа;
- в качестве главных прогнозных ориентиров ЭС-2030 используются диапазоны
ожидаемых значений показателей развития энергетического сектора по состоянию на
конец каждого этапа;
- предусматривается возможность сдвига сроков реализации отдельных этапов (в том
числе, в результате кризисных явлений) - при сохранении их основного
качественного содержания. Во-вторых, это новые экономические вводные, касающиеся внешних и внутренних
макроэкономических условий (конечно, с учетом возможных последствий мирового
финансово-экономического кризиса).
В-третьих, и это главное – изменившееся содержание и количественные ориентиры
представленных в стратегии проектов развития – в терминах отдельных политик и
отраслей, параметров разрабатывавшихся при подготовке ЭС-2030 «дорожных карт»
развития по всем основным направлениям.
Энергостратегия – достаточно объемный и комплексный документ, поэтому ниже я
остановлюсь лишь на базовых принципах, составляющих ее основу.
Начнем с ожидаемых результатов реализации ЭС-2030. Это:
- полноценное участие России в формировании системы глобальной энергетической
безопасности, в том числе за счет диверсификации направлений экспортных поставок
углеводородов;
- снижение зависимости экономического благосостояния страны от нефтегазового
сектора с уменьшением доли ТЭК в структуре ВВП с 30 до 18%;
- снижение удельной энергоемкости ВВП в 2,1-2,3 раза;
- оптимизация структуры топливно-энергетического баланса страны со снижением
доли газа в структуре внутреннего потребления ТЭР с 52 до 44-48% и увеличением
доли нетопливной энергетики с 11 до 13-15%;
- освоение новых нефтегазоносных районов;
- развитие социального партнерства энергетического бизнеса и общества;
- достижение устойчивой инвестиционной обеспеченности хозяйствующих субъектов
ТЭК;
- инновационное обновление производственных фондов и энергетической
инфраструктуры, создание и развитие новых видов энергии и энергетических
технологий;
- экологическая безопасность и эффективность развития и функционирования ТЭК с
ограничением выбросов парниковых газов за счет реализации потенциала
энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Достижение намеченных результатов предполагается осуществлять поэтапно.
Для первого этапа характерны следующие основные задачи:
- скорейшее преодоление кризисных явлений в экономике и энергетике;
- выход к концу этапа на темпы экономического развития, заложенные в Концепции
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020
года;
- использование экономического кризиса для качественного обновления и
модернизации ТЭК.
Их решение будет происходить на фоне:
- анализа последствий мирового финансово-экономического кризиса;
- возможного посткризисного роста мировой экономики;
- нестабильности мировых финансовых, фондовых и энергетических рынков;
- повышения роли государства, как регулятора экономических отношений в
энергетике и партнера в энергетическом бизнесе.
Окончание этапа: 2013-2015 гг.
Задачи второго этапа:
- резкое повышение энергоэффективности экономики и энергетики;
- ускоренная реализация энергетических проектов в Восточной Сибири, на Дальнем
Востоке, п-ове Ямал и на шельфе арктических морей;
- инновационное обновление отраслей ТЭК.
Внешние условия реализации задач второго этапа:
- стабилизация мирового энергетического рынка;
- уменьшение зависимости российской экономики от деятельности ТЭК;
- ослабление роли государственного участия в энергетике;
- развитие частно-государственного партнерства.
Окончание этапа: 2020-2022 гг.
Задачи третьего этапа:
высокоэффективное использование традиционных энергоресурсов;
постепенный переход к энергетике будущего.
Внешние условия:
- значительное снижение роли ТЭК в экономике России;
- повышение роли государства в создании инновационных направлений развития ТЭК.
Окончание этапа: 2030 г.
К числу важнейших стратегических инициатив Энергостраегии-2030 относятся:
• освоение нефтегазового потенциала комплексов Восточных регионов страны;
• освоение углеводородного потенциала шельфа арктических морей и Северных территорий России;
• развитие и территориальная диверсификация энергетической инфраструктуры;
• развитие нетопливной энергетики;
• реализация потенциала энергосбережения и повышение энергоэффективности.
Отдельно остановлюсь на последнем направлении.
Энергосбережение и повышение энергоэффективности занимают особое место среди
стратегических инициатив ЭС-2030, поскольку без масштабной реализации потенциала
энергосбережения невозможно поступательное развитие экономики страны.
Использование имеющегося технологического и структурного потенциала
энергосбережения позволит обеспечить сбалансированность производства и спроса на
энергоресурсы, а также существенно ограничить выбросы парниковых газов при
поддержании высоких темпов экономического роста. Достижение этих целей потребует
формирования адекватных механизмов заинтересованности потребителей и
производителей энергоресурсов в энергосбережении.
В настоящее время активно продолжается процесс актуализации законодательной и
нормативной правовой базы в области энергосбережения, энергоэффективности и
возобновляемых источников энергии, а также формирование структуры управления
энергосбережением в стране.
Важным шагом в сфере повышения энергоэффективности станет внесение изменений в
законодательство Российской Федерации о техническом регулировании,
ориентированных на повышение энергетической и экологической эффективности таких
отраслей промышленности, как электроэнергетика, строительство,
жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, и предусматривающих использование
показателей энергоэффективности в качестве обязательных требований к объектам
технического регулирования.
Крайне необходима государственная программа энергосбережения, реализуемая на
основе частно-государственного партнерства, над формированием которой работает
Минэнерго России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной
власти. Скорейшая разработка и принятие такой программы предусмотрены Основными
направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012
года.
Мы предполагаем, что эта программа должна состоять из ряда приоритетных в
масштабах страны проектов, а в ее составе должны быть отражены:
- задания субъектам Российской Федерации по сокращению энергоемкости;
- меры, включая государственную поддержку, направленные на массовую реализацию в
ряде регионов типовых инвестиционных проектов с максимальным энергосберегающим и
экономическим эффектом, прежде всего таких, как внедрение энергосберегающего
осветительного оборудования, использование местных топливно-энергетических
ресурсов на основе современных энергосберегающих технологий, модернизация
технологического оборудования объектов коммунальной сферы и др.;
- организационные и технические мероприятия по энергосбережению в бюджетной
сфере, включая оснащение современными средствами учета потребления
энергоресурсов и организацию энергосервисного обслуживания;
- реализация типовых инновационных проектов на основе возобновляемых источников
энергии и комплекс мер по стимулированию создания производственной базы и
инфраструктуры сервисного обслуживания возобновляемой энергетики;
- разработка и реализация энергосберегающих проектов в энергоемких отраслях
промышленности, функционирующих с участием государства, в первую очередь в
естественных монополиях.
Наконец, не могу не остановиться на проблемах внешней энергетической политики.
Важнейшие задачи для нас на этом стратегическом направлении:
- отражение национальных интересов России в рамках формируемой системы
функционирования мировых энергетических рынков, обеспечивающей их
предсказуемость и стабильное развитие;
- диверсификация экспортных энергетических рынков и товарной структуры экспорта;
- обеспечение стабильных условий на энергетических рынках, включая безопасность
спроса и обоснованные цены на основные продукты российского экспорта;
- укрепление позиций ведущих российских энергетических компаний за рубежом;
- обеспечение эффективной международной кооперации по рисковым и сложным
проектам в России (в т.ч. по шельфовым проектам в арктических условиях).
В заключение хочу подчеркнуть, что чем реалистичнее будет наша долгосрочная
энергетическая стратегия, чем активнее будет осуществляться процесс формирования
и использования системы стратегических и программных ориентиров в сфере ТЭК -
тем с меньшими потерями мы сможем преодолеть последствия мирового
финансово-экономического кризиса и перейти к этапу энергоэффективного развития
экономики страны.
Благодарю за внимание!
Доклад Министра энергетики Российской Федерации С.И.Шматко на Всероссийском энергетическом форуме «ТЭК России в XXI веке»
|
|
|
Еще статьи на эту тему:
|
|
|
|
|