|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
| |
|
|
|
|
Новости Другие компании (Архив) |
|
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
В Госдуме рассмотрен вопрос эффективности работы бирж по нефтепродуктам
|
|
|
11 июня 2009 года Комитет Государственной Думы по энергетике провел Круглый стол
на тему: «Законодательное обеспечение биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами
в Российской Федерации», сообщает пресс-служба Комитета.
Участники «круглого стола», рассмотрев актуальные вопросы практики применения
законодательных и иных нормативно-правовых актов в вопросах развития биржевой
торговли нефтью и нефтепродуктами в Российской Федерации, механизмов
экономического стимулирования участников торгов в топливно-энергетическом
комплексе на примере деятельности ЗАО «Санкт-Петербургская Международная
Товарно-сырьевая биржа» и НП «Межрегиональная Биржа Нефтегазового комплекса»
отметили:
1. Российский рынок нефтепродуктов характеризуется исторически сложившейся
региональной монополизацией, отсутствием объективных ценовых индикаторов и
эталонов. В Российской Федерации созданы крупные вертикально-интегрированные
нефтяные компании, работающие как в сфере добычи, так и переработки нефти и
реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке России. Данная система создает
определенные сложности при выявлении объективной цены на нефтепродукты на
внутреннем рынке. Доходность от реализации нефтепродуктов в рознице на
внутреннем рынке Российской Федерации достигает сегодня 40%, что в несколько раз
превосходит сложившийся уровень доходности на рынках стран Европейского Союза.
Использование современных биржевых технологий, доказавших свою эффективность
даже в условиях различных чрезвычайных ситуаций на мировых энергетических
рынках, позволит успешно разрешить существующие проблемы в области
ценообразования и создаст механизм, стимулирующий конкуренцию на внутреннем
рынке нефти и нефтепродуктов в России.
2. Отсутствие единой концепции по организации биржевого товарного рынка и
определения его роли в экономике страны.
В рамках такой концепции целесообразно было бы рассмотреть вопросы становления и
развития всех секторов биржевого рынка: торговли нефтепродуктами в режиме
спот-рынка; торговли производными финансовыми инструментами на нефтепродукты
(срочный рынок); организации аукционов по закупкам товара для государственных и
муниципальных нужд с использованием биржевых технологий; перечень мероприятий,
необходимых для реализации задачи построения ликвидного товарного биржевого
рынка.
3. Необходимость в настоящее время создания фьючерсного рынка нефтепродуктов,
так как только такая форма торговли позволит выявить справедливые цены на товар
и создать прозрачный и надежный ценовой индикатор.
Для функционирования и развития фьючерсного рынка нефтепродуктов потребуется
участие в торгах нефтепроизводителей, нефтеперерабатывающих предприятий,
потребителей и финансовых институтов, что, в свою очередь, потребует от них
изменения сложившихся внутренних процессов и процедур маркетинга, логистики и
организации продаж нефтепродуктов и, соответственно, затрат на проведение такой
реорганизации.
По мере достижения ликвидности фьючерсных рынков на основные типы нефтепродуктов
(бензины, реактивное и дизельное топливо) биржевые котировки образуют прозрачные
ценовые эталоны, которые, в том числе, будут являться ценовыми индикаторами для
долгосрочных контрактов, а также для организации закупок нефтепродуктов для
государственных и муниципальных нужд.
4. Необходимость обеспечения и создания государством экономических стимулов
развития биржевой торговли на условиях, равноправных для всех действующих
торговых площадок. На рынке биржевых услуг также, как и на рынке любого товара,
должна обеспечиваться конкуренция между биржами, что в итоге приводит к
совершенствованию биржевых технологий и снижению стоимости услуг.
5. Необходимость осуществления надзора за деятельностью товарной биржи силами
Федеральной службы по финансовым рынкам посредством создания отдельного
специального подразделения по регулированию товарных биржевых рынков.
6. Наличие в настоящее время существенных законодательных ограничений для
кредитных организаций, которые не позволяют данным структурам участвовать в
работе создаваемого биржевого товарного рынка. Кредитные организации не могут
осуществлять операции непосредственно с товаром, допущенным к обращению на
бирже, и с производными финансовыми инструментами, базовым активом которых
являются товарные активы.
Отмена данной нормы может способствовать увеличению числа участников товарного
рынка и увеличению ликвидности товарного спотового рынка и рынка производных
финансовых инструментов, базовым активом которых являются товары (сорта нефти и
нефтепродукты).
7. Анализ мирового опыты организации рынка нефти и нефтепродуктов, прежде всего
в США и Великобритании, где расположены основные центры формирования цены на
нефть, убедительно доказал эффективность функционирования системы, включающая
несколько элементов: спотовый внебиржевой рынок, организованный биржевой рынок,
на котором осуществляются операции как с поставочными инструментами, так и
производными финансовыми инструментами, информационные консалтинговые агентства
(Platts, Argus), осуществляющие мониторинг всех сегментов рынка и формирующие на
основе мониторинга котировки в ежедневном режиме. Совместная работа данных
элементов рынка позволяет получать объективную ценовую информацию.
В настоящее время в России начал формироваться организованной биржевой рынок
нефтепродуктов на базе Санкт-Петербургской Международной товарно-сырьевой биржи
и Межрегиональной биржи нефтегазового комплекса. Данные площадки в еженедельном
режиме представляют котировки на основные виде нефтепродуктов по всей территории
страны.. Следует отметить, что в связи с географическими особенностями России, а
также расположением основных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) представляется
затруднительным сформировать единый ценовой индикатор нефтепродуктов для России.
В этом случае целесообразно рассматривать возможности формирования региональных
индикаторов на базе конкретных НПЗ, которые используются в качестве базисов
поставки на биржах.
Кроме того, учитывая, что биржевая торговля составляет сегодня не более 1% от
объема внутреннего рынка нефтепродуктов, в качестве второй составляющей
необходимо использовать данные информационно-консалтинговых агентств Кортес,
Reuters, Argus и Platts.
Таким образом, учитывая специфику внутреннего рынка нефтепродуктов, государству
необходимо ориентироваться на цены нефтепродуктов, складывающиеся на товарных
биржах, торгующих нефтепродуктами, а также на ценовую информацию, формируемую
информационно-консалтинговыми агентствами. Множественность институтов позволит
достичь большей объективности ценовой информации и избежать злоупотреблений и
манипулирования.
8. Основные проблемы действующего законодательства, препятствующие развитию
биржевого товарного рынка:
необходимость законодательного закрепления клиринговой деятельности, в том
числе, клиринговых операций по учету обязательств, связанных с обязательствами
по поставке товара;
отсутствие полноценного регулирования срочного рынка (рынка производных
финансовых инструментов) и системы налогообложения операций, совершаемых на этом
рынке (взимание НДС только в момент завершения обращения фьючерсного контракта и
начала периода его исполнения);
необходимость совершенствования регулирования выпуска, учета и порядка обращения
двойных складских свидетельств (без уплаты НДС) на стандартные товары,
позволяющих их использование в биржевой торговле;
отсутствие законодательно закрепленных мер по борьбе с манипулированием ценами и
совершению сделок и использованием инсайдерской информации;
установление возможности организации аукционов по закупке товаров для
государственных и муниципальных нужд с использованием бирж в качестве операторов электронных торгов.
9. Для решения вопросов, связанных с законодательной базой, регулирующей
товарные биржевые рынки, необходима совместная работа Федеральной службы по
финансовым рынкам с представителями бирж и потенциальных участников торгов по
выработке предложений к разработке изменений действующего законодательства, а
также необходимо создание рабочей группы при Комитете ГД по энергетике.
|
|
|
Еще статьи на эту тему:
|
|
|
|
|