|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Сентябрь 2009 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Дальний Восток - лицо России в АТР.
|
|
|
Сегодня в условиях колебаний цен на энергоресурсы, значительной доли затрат на энергию в себестоимости промышленной продукции и отрицательном воздействии энергетических объектов на окружающую среду все большее значение приобретают энергоэффективность и энергосбережение.
|
|
|
Алексей ФЕДЧЕНКО, советник председателя Государственной Думы РФ
|
|
|
Конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и мировых рынках при
вступлении в ВТО будет в том числе определяться уровнем энергозатрат. В
настоящее время энергоемкость ВВП России в два раза выше энергоемкости ВВП
близкой по климатическим условиям Финляндии и в три раза Японии.
Указом президента России от 4 июня 2008 N 889 определено, что к 2020 г.
энергоемкость ВВП РФ должна быть снижена не менее чем на 40% по сравнению с 2007
г. за счет рационального и экологически ответственного использования энергии и
энергоресурсов.
На расширенном заседании президиума Госсовета в июле этого года в Архангельске
президент РФ Дмитрий Медведев отметил, что "повышение энергоэффективности - это
большая макроэкономическая задача, и ожидаемый эффект зависит не только от
сокращения потребления энергоресурсов, но и от запуска новых инновационных
процессов, от внедрения передовых технологических решений".
Для реализации указа президента России Госдумой РФ в первом чтении был принят
проект федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической
эффективности", который позволит регулировать отношения в области
энергосбережения и повышения энергоэффективности, для создания экономических и
организационных условий рационального использования энергетических ресурсов.
ЭНЕРГЕТИКА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Дальний Восток - лицо России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По потенциалу и
динамике своего развития, он может стать основным центром и локомотивом мирового
экономического роста, подобно тому, как в предшествующие эпохи таким центром
являлись Европа и США.
В настоящее время энергетика Дальнего Востока включает в себя объединенную
энергосистему (ОЭС) Востока и пять изолированных энергосистем. ОЭС Востока
работает раздельно с Единой энергетической системой России. Потребление
электроэнергии составляет 70% (27,3 млрд кВт-ч) от общего электропотребления
Дальневосточного федерального округа (ДФО). В структуре установленной мощности
ДФО 30% занимает гидрогенерация, остальное тепловые электростанции. В результате
реорганизации РАО "ЕЭС России", 1 июля 2008 г. было создано ОАО "РАО
Энергетические системы Востока" - холдинг, владеющий пакетами акций
дальневосточных энергокомпаний. По суммарной установленной мощности (8,73 ГВт)
ОАО "РАО ЭС Востока" занимает пятое место в России (после РусГидро, ТГК-3,
ОГК-1, ОГК-6). Из пяти неизолированных энергосистем - Амурэнерго,
Хабаровскэнерго, Дальэнерго, ОАО "ЛуТЭК" и южной энергозоны Якутскэнерго была
образована ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" и ее дочерние компании
- ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" и ОАО "Дальневосточная
распределительная сетевая компания".
Дальневосточная энергетическая компания - одна из крупнейших территориальных
энергетических компаний России.
Она работает в пяти субъектах Российской Федерации - Хабаровском и Приморском
краях, Амурской и Еврейской автономной областях, а также на юге Республики Саха
(Якутия). Установленная электрическая мощность всех электростанций компании -
5,8 ГВт, тепловая - 11,6 тыс. Гкал/ч. Кроме того, в ОАО "РАО ЭС Востока" входят
Камчатская, Магаданская, Сахалинская, Якутская (северная энергозона) и Чукотская
энергосистемы. Также на территории ДФО работают энергетические объекты РусГидро
- филиалы: Бурейская ГЭС (проектной установленной мощностью -2 000 МВт,
фактической - 1850 МВт), Зейская ГЭС (1330 МВт) и ДЗО - ОАО "Колымская ГЭС" (900
МВт).
НАСУЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Основным проблемами Дальневосточной энергетики являются:
большие расстояния между центрами генерации и электропотребления;
наличие значительного количества изолированных энергоузлов и зон децентрализованного энергоснабжения;
раздельная работа с ЕЭС России из-за слабой электрической связи с ОЭС Сибири;
избыточная генерация, коэффициент использования установленной мощности не превышает 36% и, как следствие, необходимость в избыточных резервных мощностях;
устаревшее генерирующее оборудование ТЭС с низким КПД до 34% и, как следствие, неэффективное использование дорогого топлива;
большая протяженность электрических сетей в одноцепном исполнении, что приводит к значительным потерям в сетях;
отсутствие реальной конкуренции между поставщиками электроэнергии;
большая доля угольной генерации при дефиците и высокой себестоимости местных углей;
потребление больших объемов дорогого мазута;
низкий уровень освоения собственной топливной базы;
отсутствие реальной конкуренции между поставщиками топлива.
Следствием этого являются высокие тарифы, трудности с присоединением к сетям,
низкая надежность энергообеспечения потребителей. Громоздкая и неэффективная
структура акционерного капитала и управления Холдинга РАО "ЭС Востока",
неудовлетворительное финансовое состояние генерирующих, сетевых и энергосбытовых
компаний сегодня не позволяют справиться с этими проблемами. В результате
экономические факторы регулирования рынка не действуют в полную силу. Например,
в акционерных обществах не ведется учет затрат на производство электроэнергии в
разных режимах, не определяются убытки от ограничений мощности, стоимость
разгрузки оборудования. Не используются внутренние резервы сокращения издержек и
оптимизации загрузки электростанций. Также наблюдается искажение ценовых
факторов - тарифы поставки электроэнергии с ОРЭМ искусственно занижены за счет
перекрестного субсидирования и существенно искажают экономически обоснованное
распределение выработки по станциям.
Олигопольное положение ОАО "СУЭК", которое одновременно является крупнейшим
акционером в генерации Дальнего Востока после государства, а также его ценовая
политика при реализации угля приводят к необоснованному росту затрат и занижению
прибыли, сокращению возможностей собственных инвестиций.
Серьезной проблемой является также несбалансированная инвестиционная программа.
Акционерные общества, в отсутствии должной координации планируют и направляют
значительные средства на финансирование собственных проектов, не обращая
внимания на отсутствие экономического смысла этих инвестиций для холдинга и
других электроэнергетических компаний региона.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Проблемы энергетики ДФО может решить широко обсуждаемая в настоящее время
"Стратегия развития электроэнергетики Дальнего Востока до 2020 года".
Однако, к сожалению, состоявшееся в мае этого года обсуждение проекта стратегии
показало, что основной разработчик- РАО "ЭС Востока", предложившее экстенсивный
вариант развития электроэнергетики ДФО исключительно за счет средств
федерального бюджета, не представляет тарифных, экономических и, как следствие,
социальных последствий принятия этой стратегии в предложенном варианте для
регионов ДФО.
Проектом стратегии предусматривается ввод в эксплуатацию в ДФО до 2020 г. 8,2
ГВт генерирующих мощностей, в том числе 4,9 ГВт- гидро и 3,3 ГВт - тепловых
электростанций. Таким образом, предполагается увеличить установленную мощность
энергосистемы Дальнего Востока почти в два раза, оставив в эксплуатации
существующие мощности! При том, что сегодня на электростанциях ДФО не
используется 3,5 ГВт мощностей и затраты на содержание этих мощностей несут
потребители электрической и тепловой энергии. Данные по динамике
энергопотребления также говорят о том, что всем субъектам ДФО, за исключением
Амурской области, достичь уровня потребления 2008 г. (после нынешнего спада
из-за кризиса) можно будет не ранее 2015 года.
Вызывает сомнение соответствие рассматриваемой стратегии курсу энергоэффективной
экономики. По словам вице-спикера Госдумы РФ, президента Российского газового
общества Валерия Язева - "следует отметить энергоизбыточность, в целом,
восточного региона России. Поэтому сегодня особенно важным является вопрос
доведения электроэнергии до каждого российского потребителя, а также организации
экспорта российской электроэнергии без какого-либо ущерба для собственных нужд".
Представляется более разумным сосредоточить финансовые и производственные
ресурсы на реконструкции, модернизации и замещении существующих теплофикационных
мощностей на основе современных высокоэффективных технологий (парогазовых
установок, угольных с внутрицикловой газификацией, котлов на
суперсверхкритических параметрах пара), нежели на строительстве новых объектов.
По мнению многих экспертов, строительство 1,47 ГВт мощностей (в том числе 0,7 -
гидро и 0,75-тепловых) в Амурской области и отдельных регионах (Владивосток,
Совгаванский район Хабаровского края, Благовещенск) позволило бы в полной мере
покрыть прогнозный спрос на электроэнергию в среднесрочной перспективе.
Также не выдерживает критики проект газификации угольных электростанций
Дальневосточного региона с КПД, равным 36%, в то время как современные
технологии сжигания газа обеспечивают КПД 52-59%, а угля - 42-46 процентов.
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Основной проблемой энергетики Дальнего Востока являются источники финансирования
проектов развития. В существующей системе госкомпании и прочие субъекты
экономики разрабатывают бюджеты и перспективные программы развития, открыто
признавая их экономически неэффективными, исключительно за счет средств
федерального бюджета. Примером может служить один из объектов РАО "ЭС Востока" и
его ДЗО ОАО "ДВЭУК" - создание источников генерации с хранилищами топлива и
сетей теплоснабжения объектов делового центра саммита и первой очереди
Дальневосточного федерального университета. Этот объект - один из ключевых в
программе подготовки г. Владивостока к проведению саммита АТЭС в 2012 г.
Согласно ФЦП и инвестиционной программе РАО "ЭС Востока" мощность ТЭЦ на
полуострове Саперный и острове Русский составляет 20 МВт, ее стоимость - около
3,9 млрд руб.
Себестоимость 1 кВт установленной мощности со всеми инфраструктурными объектами
составляет более 6,5 тыс. долл. Это в 5 раз превышает среднерыночную стоимость
строительства на Дальнем Востоке, и в 6 раз в Европейской части России.
Естественно, что не нашлось частного инвестора для строительства столь
"финансово привлекательного" энергообъекта. Сегодня 1 очередь готова и должна
быть введена в эксплуатацию по временной схеме с 15 ноября т.г. Однако тепловые
и электрические сети к станции не присоединены и пусковые испытания под
нагрузкой до настоящего времени не производились.
Между тем, по опыту многих стран, наиболее перспективной формой финансирования
развития регионов является государственно-частное партнерство, так как
инновационное, энергоэффективное развитие уже не может быть всецело связано с
государственным бюджетом. Партнерство государства с частным сектором является
ключевым компонентом новой инновационной политики России, поскольку, при
правильной организации, оно обеспечивает получение более широких преимуществ от
капиталовложений, создавая благоприятные предпосылки для устойчивого
инновационного развития, являющего стратегическим фактором экономического роста.
Руководством страны неоднократно отмечалось, что в ДФО государство должно
финансировать исключительно развитие инфраструктуры. Учитывая географические и
климатические особенности региона, определяющими перспективы развития ДФО
являются морские порты, электрические сети и тепловые генерирующие станции.
В своем докладе, представленном на Дальневосточном международном энергетическом
форуме, председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике Юрий Липатов отметил, что
"базовой основой для развития электроэнергетики ДФО является создание
энергопромышленных кластеров, в которых новые объекты гидрогенерации могут быть
оптимальным источником энергоснабжения для крупных потребителей. Одна из
основных задач государства в создании энергопромышленных кластеров -
формирование инфраструктурных условий, при которых бизнесу будет выгодно
развивать экономику, обеспечивая баланс социального, технологического и
экономического развития, и здесь государство, как инвестор, выступает активным
партнером бизнеса, формируя там один из важнейших механизмов инвестиционной
деятельности - государственно-частное партнерство".
Анализ предложений в проект "Стратегии развития электроэнергетики Дальнего
Востока до 2020 года" по объемам прогнозируемого электропотребления позволяет
сделать вывод, что инвестиционно-привлекательными регионами являются Амурская
область, Приморский и Хабаровский края, Южная Якутия. Что касается
инфраструктурных объектов, то финансирование развития предусмотрено ФЦП
"Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до
2013 года". Общая стоимость программы - 566 млрд рублей, в том числе на
подготовку саммита АТЭС - 146 млрд рублей. При этом основной объем
финансирования, кроме Владивостока, предусматривается на развитие Республики
Саха - Якутия, Камчатского края, Магаданской и Сахалинской областей.
Президиум правительства РФ, учитывая более высокую эффективность частного
бизнеса по сравнению с государственным управлением при реализации проектов,
принял решение о передаче на аутсорсинг частным управляющим компаниям реализацию
данной ФЦП. Однако до настоящего времени данное решение не выполнено. Логично
ожидать, что частные управляющие компании предложат более эффективные планы
реализации ФЦП, например, вывести из эксплуатации старые мощности и заменить их
строительством новых, используя современные эффективные технологии, а также
увеличить объемы электросетевого строительства для повышения использования
существующих мощностей и вновь построенных в экономических кластерах.
Сегодня Российская Федерация имеет в собственности контрольные пакеты акций
таких инфраструктурных объектов на Дальнем Востоке, как морской порт Ванино и
РАО "ЭС Востока". Применяя эффективные схемы развития этих объектов,
подразумевающие синхронизацию инвестиционных программ по объемам и срокам
вводов, использование различных форм государственно-частного партнерства, можно
добиться минимизации затрат финансирования из федерального бюджета, без потерь
объемов необходимого строительства в ДФО.
Одним из возможных способов реализации этого проекта является создание на
принципах государственно-частного партнерства организации, в управлении которой
находились бы принадлежащие Российской Федерации пакеты акций ОАО "Морской порт
Ванино" и РАО "ЭС Востока". При этом управляющая компания, при поддержке
государственных банков, могла бы организовать проектное финансирование
энергоэффективных инвестиционных программ и осуществлять управление этими
проектами. Подобная схема позволила бы оперативно и с минимальными затратами
решить вопросы капитализации соответствующих компаний, создать для проектного
финансирования SPV (проектную компанию) в соответствии с российским
законодательством об акционерных обществах. Возможен также вариант передачи этой
управляющей компании не государственного пакета акций ОАО "РАО ЭС Востока", а
пакета акций, принадлежащего РАО "ЭС Востока" в ОАО "Дальневосточная
энергетическая компания" - компании, осуществляющей со своими дочерними
компаниями ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" и "Дальневосточная
распределительная сетевая компания" операционную и инвестиционную деятельность
на юге ДФО.
ЕЩЕ ОДИН СТИМУЛ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ
Процесс оптимизации структуры управления изолированными энергосистемами ДФО в
Камчатском крае, Магаданской и Сахалинской областях мог бы стать еще одним
стимулом повышения энергоэффективности и энергобезопасности ДФО. Энергетика в
этих субъектах в настоящее время и в перспективе будет обеспечивать
исключительно потребности регионов, а доля коммунально-бытовых потребителей
близка к 50%. Целесообразно передать пакеты этих компании от РАО "ЭС Востока" в
управление или собственность соответствующих субъектов Федерации.
В этом случае оставшиеся у РАО "ЭС Востока" пакеты акций ОАО "Мосэнергосбыт" и
"Петербургской сбытовой компании" можно было бы передать в управление ОАО
"ТГК-3" и "ТГК-1" соответственно. Мировая практика подтверждает эффективность
синергии сбыта и генерации. Эти меры позволили бы, помимо всего прочего,
исключить из тарифов на электро- и теплоэнергию затраты на финансирование
содержания аппарата РАО "ЭС Востока".
Оплату услуг управляющих компаний необходимо производить в виде процента от
экономического эффекта, полученного ими при условии обеспечения надежного,
бесперебойного энергоснабжения потребителей, повышения энергоэффективности
объектов, исполнения инвестиционных программ и оптимизации операционной прибыли
управляемых Обществ.
В заключение можно сделать вывод о том, что оптимизация структуры управления
энергетическими объектами ДФО, использование формы государственно-частного
партнерства и проектного финансирования как наиболее перспективной схемы
финансирования регионального развития, в совокупности с принятием ряда мер
государственной регулятивной политики, позволит сделать мощный рывок в сторону
инновационной, энергоэффективной модели развития Дальневосточного региона.
Реализация скорректированной инвестиционной программы электроэнергетики,
направленной в первую очередь, на реконструкцию и модернизацию существующих
мощностей, сетевое строительство, расширение зон централизованного
энергоснабжения, а не на строительство новых объектов, позволит сформировать
мощные энергоэффективные кластеры с конкурентной стоимостью продукции, развитой
сетевой инфраструктурой и в конечном итоге, мультипликативным эффектом в других
отраслях экономики регионов. Именно это позволит сделать Дальний Восток
"привлекательным для бизнеса и для жизни людей". |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|