Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Сентябрь 2009 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Серьезные неурядицы


 
 

Глобальный финансово-экономический кризис вызвал ряд неординарных событий на мировом энергетическом рынке

 
 

Александр ИВАНОВ,
к.э.н.,
Игорь МАТВЕЕВ,
Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт (ВНИКИ)

 
 
ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ВНЕШНИХ ПОСТАВОК

Относительно небольшой круг стран располагает избыточными природными энергоресурсами, поставляя их на международный рынок. В 2008 г. среди 10 крупнейших нетто-экспортеров углеводородов (34% мирового производства и 16% потребления, табл. 3.) выделялись Россия (570 млн т н. э.), Саудовская Аравия (более 400 млн т н.э.), Норвегия (190 млн тн. э.) и Австралия (160 млн тн.э.). При этом за последнее десятилетие больше всех расширили свой экспортный ресурс Россия (на 65%), Австралия (на 57%) и Индонезия (на 47%).

В период с 1998 по 2008 гг. при сохраняющемся во многих странах дефиците внутренних энергоресурсов по мере их экономического роста происходит усиление зависимости от внешних поставок: в США - с 23 до 27%, Германии - с 65 до 68%, Испании - с 79 до 84%, Индии - с 24 до 33%. Характерна весьма высокая зависимость от импорта (около 85% - см. табл. 3) таких стран, как Япония, Республика Корея, Тайвань, Италия, Испания. Несколько меньше зависит от внешних поставок Франция (56%), опирающаяся на атомную энергетику.

В 2008 г. в десятку крупнейших нетто-импортеров энергоресурсов (37% мирового производства и 57% потребления) входили США (600-700 млн т н.э.), Япония (более 430 млн т н.э.), Германия (около 210 млн т н.э.), Республика Корея (200 млн т н.э.).

В табл. 4 приведена структура энергобалансов в странах нетто-экспортерах и нетто-импортерах в 2008 г. Обращает на себя внимание полное отсутствие собственных ресурсов нефти и газа в таких промышленно развитых странах, как Япония, Франция и Испания, а также в Республике Корея и на Тайване; Германия обеспечена собственными ресурсами лишь на 1/3. Следует отметить, что Япония, пережив в прошлом трудности энергетических дефицитов, в настоящее время содержит почти полугодовой запас нефти в прибрежных хранилищах и более чем в двух десятках стоящих на приколе крупных морских танкерах (дедвейтом 150-300 тыс. т). В других странах-членах МЭА так же создан стратегический запас энергоносителей.

Данные о фактической торговле основными видами топлива свидетельствуют о возросшей значимости международных поставок в обеспечении мирового энергорынка. По данным ВР, с 1996 по 2008 г. доля добываемой нефти, идущей через каналы международной торговли, повысилась с 56 до 69%, а природного газа - с 19 до 29%.

Весьма показателен прогресс в качественном составе поставляемой продукции: за указанный период доля нефтепродуктов в суммарных поставках нефтяных товаров выросла с 23 до 27%, а доля СПГ в поставках природного газа - с 24 до 28%. Основные покупатели нефти и нефтепродуктов - США, Япония и Китай (примерно 40% межрегиональных поставок), а природного газа - США, Япония и ФРГ (около 36% суммарных международных поставок газа).

Соотношение мировых цен на нефть и газ (включая СПГ) за длительный период показало устойчивое превышение цен нефти над ценами природного газа. Приводимое ВР сопоставление ценового уровня 1 млн. БТЕ (британских тепловых единиц) в указанных видах топлива показало, что с 2003 г. нефть заключает в себе наиболее дорогостоящую теплотворность, тогда как СПГ (поставляемый в основном по долгосрочным контрактам), бывший до 2002 г. самым дорогим, с 2006 г. является наиболее дешевым из сопоставляемых видов топлива, хотя в 2008 г. его цена и сблизилась с газообразным продуктом.

Необходимо отметить структурное различие в цене реализации нефти и природного газа, поскольку, в отличие от жидкого продукта, весь его долгий путь от пласта до потребителя требует герметичных газопроводов (или сжижения). Вследствие этого, по оценке специалистов, транспортные издержки в цене газа составляют до 2/3 его стоимости, тогда как для нефти данный показатель находится на уровне примерно 1/4.

ДИНАМИКА МЯТЕЖНЫХ ЦЕН

Развитие ситуации с ценами на энергоносители в 2008 г. - трех кварталах 2009 г. проходило по контурам беспрецедентно размашистой амплитуды цены на нефть, круто взлетевшей до рекордных высот к середине 2008 г. и обрушившейся в IV квартале. Все же в целом за 2008 г. она осталась на 36% выше аналогичного показателя 2007 г., однако, открыв 2009 год на крайне низком уровне, в I полугодии установилась на уровне 47% ниже предыдущего года. А в III квартале зыбко колебалась в пределах 60-70 долл./барр..

Цены на уголь, возраставшие в 2005-2008 гг. более высокими темпами, чем аналогичный показатель для других энергоносителей, в I полугодии 2009 г. понизились на 45%.

Средняя цена на природный газ, отражающая в основном долгосрочные контракты и возросшая в 2008 г. почти на 56% по сравнению с 2007 г., в первой половине 2009 г. также снизилась, хотя и несколько более плавно, на 25%.

Примечательным феноменом последних нескольких лет явился значительный рост цен на урановое сырье. Так, с 2003 по 2007 г. среднегодовая цена уранового концентрата U3O8 выросла с 11,2 до 99,2 долл./фунт. Однако в 2008 г. данный показатель снизился почти на 35% против 2007 г. и еще на 26% в I полугодии 2009 г. (до 47,3 долл./фунт). В настоящее время лидирующим производителем уранового концентрата является Канада (25% мировой добычи). В ближайшие несколько лет ожидается ввод новых рудников в Намибии, ЮАР и Казахстане, что может позволить поддержать темпы добычи уранового сырья на достаточном уровне.

Если говорить о долгосрочных перспективах цен на энергоносители, то становится все более очевидным, что издержки добычи будут расти не только из-за освоения более сложных месторождений, но и вследствие возможных террористических угроз, а также техногенных рисков. Так, многие крупные энергетические объекты и коммуникации, построенные в послевоенный период, вступают в фазу предельного износа, что требует обновления капитальных фондов. Веским напоминанием об этом послужила катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, которая надолго вывела из строя крупнейший в стране гидроэнергетический объект. Она поставила вопрос о необходимости усиления государственного контроля за крупными стратегическими объектами и соблюдением норм технической безопасности.

Нынешний мировой финансово-экономический кризис самым серьезным образом отразился на хозяйственном положении России и ее энергетическом секторе. В I полугодии 2009 г. ВВП страны, согласно оценке Министерства экономического развития РФ, снизился против прошлогоднего периода на 10,2%, а в целом за год МВФ прогнозировал спад на 6%.

При сокращении спроса на внешнем рынке, согласно данным Министерства экономического развития РФ, за январь-август 2009 г. добыча нефти и газового конденсата в стране увеличилась на 0,4% против соответствующего периода

2008 г., хотя все же и удалось увеличить ее экспорт на 2,1%. Добыча газа в этот период сократилась на 19,1%, а экспорт (отчасти из-за препятствий со стороны стран-транзитеров и низкой покупательской корзины) упал на 31,7%. Добыча каменного угля уменьшилась на 13,3%, а его экспорт вырос на 3,6 процента.

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ РАСТЕТ

Повышение эффективности топливного комплекса России стало актуально как никогда. Не случайно и президент, и премьер-министр страны все эти месяцы ведут активную энергетическую дипломатию. Развитию нефтегазового комплекса страны в период глобальных экономических изменений, его государственной поддержке, новым бизнес-стратегиям и путям международного сотрудничества был посвящен 7-й Российский нефтегазовый конгресс, прошедший в Москве в июне 2009 г.

Именно в дни конгресса Владимир Путин встретился с главами французской фирмы Total и российского НОВАТЕКа относительно инвестиций примерно в 900 млн долл. в совместное предприятие по разработке нового газового месторождения, а также по поводу участия французских партнеров вместе с Газпромом в строительстве завода по производству СП Г на Ямале.

Позднее, в конце сентября 2009 г., премьер-министр РФ В. Путин выступил в Салехарде на совещании по развитию полуострова Я мал, в котором принимали участие руководители крупнейших мировых нефтяных корпораций (Exxon Mobil, E.ON, StatoilHydro, ENI, Total, Cogas, Mitsui), являющихся потенциальными инвесторами в разработках газовых ресурсов Ямала.

Знаковым событием конгресса было участие в нем - впервые - представительной делегации Ирана. Посол Ирана Махмуд Реза Саджади заявил, что у наших стран нет иного выхода кроме полноценного сотрудничества, иначе они будут объектами экспансии ТНК. Россия располагает хорошими технологиями в геологоразведке и переработке. В рамках частного сотрудничества возможны проекты в этих сферах. Показательно, что на встрече глав прикаспийских государств СНГ в Актау (Казахстан, 11 сентября с.г.) президент Дмитрий Медведев предложил не обсуждать энергетические аспекты Каспия без участия руководства Ирана.

Также на конгрессе были отмечены ввод в эксплуатацию в апреле текущего года завода по производству СП Г в рамках проекта "Сахалин-2" и начало доставки сжиженного газа в Японию. В 2008 г. в России число работающих нефтяных эксплуатационных скважин увеличилось с 131 тыс. до 133 тыс. единиц, а суммарный объем эксплуатационного бурения вырос на 6,5% (хотя и в меньшей мере, чем в предыдущем году). При реализации проекта "Сахалин-1" на месторождении Чайво совместно с зарубежными компаниями были успешно применены новейшие технологии бурения и поставлен мировой рекорд по бурению скважины с отходом забоя от вертикали более 11,5 км. Все это вселяет надежду в повышение эффективности нефтегазовой отрасли России, которая в настоящее время является системообразующей для национальной экономики.

Выступая на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики, а также президиума Совета по науке, технологиям и образованию, состоявшемся в Курчатовском институте 30 сентября 2009 г., президент РФ Д. Медведев акцентировал внимание на мерах по повышению энергоэффективности экономики, которые должны позволить снизить энергоемкость единицы ВВП не менее чем на 40% к 2020 г. Главной задачей, по мнению Д. Медведева, является реализация типовых проектов по энергосбережению на производстве, в бюджетном секторе, в социальной сфере и ЖКХ.
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru