|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Сентябрь 2009 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Серьезные неурядицы
|
|
|
Глобальный финансово-экономический кризис вызвал ряд неординарных событий на мировом энергетическом рынке
|
|
|
Александр ИВАНОВ, к.э.н., Игорь МАТВЕЕВ, Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт (ВНИКИ)
|
|
|
ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ВНЕШНИХ ПОСТАВОК
Относительно небольшой круг стран располагает избыточными природными
энергоресурсами, поставляя их на международный рынок. В 2008 г. среди 10
крупнейших нетто-экспортеров углеводородов (34% мирового производства и 16%
потребления, табл. 3.) выделялись Россия (570 млн т н. э.), Саудовская Аравия
(более 400 млн т н.э.), Норвегия (190 млн тн. э.) и Австралия (160 млн тн.э.).
При этом за последнее десятилетие больше всех расширили свой экспортный ресурс
Россия (на 65%), Австралия (на 57%) и Индонезия (на 47%).
В период с 1998 по 2008 гг. при сохраняющемся во многих странах дефиците
внутренних энергоресурсов по мере их экономического роста происходит усиление
зависимости от внешних поставок: в США - с 23 до 27%, Германии - с 65 до 68%,
Испании - с 79 до 84%, Индии - с 24 до 33%. Характерна весьма высокая
зависимость от импорта (около 85% - см. табл. 3) таких стран, как Япония,
Республика Корея, Тайвань, Италия, Испания. Несколько меньше зависит от внешних
поставок Франция (56%), опирающаяся на атомную энергетику.
В 2008 г. в десятку крупнейших нетто-импортеров энергоресурсов (37% мирового
производства и 57% потребления) входили США (600-700 млн т н.э.), Япония (более
430 млн т н.э.), Германия (около 210 млн т н.э.), Республика Корея (200 млн т
н.э.).
В табл. 4 приведена структура энергобалансов в странах нетто-экспортерах и
нетто-импортерах в 2008 г. Обращает на себя внимание полное отсутствие
собственных ресурсов нефти и газа в таких промышленно развитых странах, как
Япония, Франция и Испания, а также в Республике Корея и на Тайване; Германия
обеспечена собственными ресурсами лишь на 1/3. Следует отметить, что Япония,
пережив в прошлом трудности энергетических дефицитов, в настоящее время содержит
почти полугодовой запас нефти в прибрежных хранилищах и более чем в двух
десятках стоящих на приколе крупных морских танкерах (дедвейтом 150-300 тыс. т).
В других странах-членах МЭА так же создан стратегический запас энергоносителей.
Данные о фактической торговле основными видами топлива свидетельствуют о
возросшей значимости международных поставок в обеспечении мирового энергорынка.
По данным ВР, с 1996 по 2008 г. доля добываемой нефти, идущей через каналы
международной торговли, повысилась с 56 до 69%, а природного газа - с 19 до 29%.
Весьма показателен прогресс в качественном составе поставляемой продукции: за
указанный период доля нефтепродуктов в суммарных поставках нефтяных товаров
выросла с 23 до 27%, а доля СПГ в поставках природного газа - с 24 до 28%.
Основные покупатели нефти и нефтепродуктов - США, Япония и Китай (примерно 40%
межрегиональных поставок), а природного газа - США, Япония и ФРГ (около 36%
суммарных международных поставок газа).
Соотношение мировых цен на нефть и газ (включая СПГ) за длительный период
показало устойчивое превышение цен нефти над ценами природного газа. Приводимое
ВР сопоставление ценового уровня 1 млн. БТЕ (британских тепловых единиц) в
указанных видах топлива показало, что с 2003 г. нефть заключает в себе наиболее
дорогостоящую теплотворность, тогда как СПГ (поставляемый в основном по
долгосрочным контрактам), бывший до 2002 г. самым дорогим, с 2006 г. является
наиболее дешевым из сопоставляемых видов топлива, хотя в 2008 г. его цена и
сблизилась с газообразным продуктом.
Необходимо отметить структурное различие в цене реализации нефти и природного
газа, поскольку, в отличие от жидкого продукта, весь его долгий путь от пласта
до потребителя требует герметичных газопроводов (или сжижения). Вследствие
этого, по оценке специалистов, транспортные издержки в цене газа составляют до
2/3 его стоимости, тогда как для нефти данный показатель находится на уровне
примерно 1/4.
ДИНАМИКА МЯТЕЖНЫХ ЦЕН
Развитие ситуации с ценами на энергоносители в 2008 г. - трех кварталах 2009 г.
проходило по контурам беспрецедентно размашистой амплитуды цены на нефть, круто
взлетевшей до рекордных высот к середине 2008 г. и обрушившейся в IV квартале.
Все же в целом за 2008 г. она осталась на 36% выше аналогичного показателя 2007
г., однако, открыв 2009 год на крайне низком уровне, в I полугодии установилась
на уровне 47% ниже предыдущего года. А в III квартале зыбко колебалась в
пределах 60-70 долл./барр..
Цены на уголь, возраставшие в 2005-2008 гг. более высокими темпами, чем
аналогичный показатель для других энергоносителей, в I полугодии 2009 г.
понизились на 45%.
Средняя цена на природный газ, отражающая в основном долгосрочные контракты и
возросшая в 2008 г. почти на 56% по сравнению с 2007 г., в первой половине 2009
г. также снизилась, хотя и несколько более плавно, на 25%.
Примечательным феноменом последних нескольких лет явился значительный рост цен
на урановое сырье. Так, с 2003 по 2007 г. среднегодовая цена уранового
концентрата U3O8 выросла с 11,2 до 99,2 долл./фунт. Однако в 2008 г. данный
показатель снизился почти на 35% против 2007 г. и еще на 26% в I полугодии 2009
г. (до 47,3 долл./фунт). В настоящее время лидирующим производителем уранового
концентрата является Канада (25% мировой добычи). В ближайшие несколько лет
ожидается ввод новых рудников в Намибии, ЮАР и Казахстане, что может позволить
поддержать темпы добычи уранового сырья на достаточном уровне.
Если говорить о долгосрочных перспективах цен на энергоносители, то становится
все более очевидным, что издержки добычи будут расти не только из-за освоения
более сложных месторождений, но и вследствие возможных террористических угроз, а
также техногенных рисков. Так, многие крупные энергетические объекты и
коммуникации, построенные в послевоенный период, вступают в фазу предельного
износа, что требует обновления капитальных фондов. Веским напоминанием об этом
послужила катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, которая надолго вывела из строя
крупнейший в стране гидроэнергетический объект. Она поставила вопрос о
необходимости усиления государственного контроля за крупными стратегическими
объектами и соблюдением норм технической безопасности.
Нынешний мировой финансово-экономический кризис самым серьезным образом
отразился на хозяйственном положении России и ее энергетическом секторе. В I
полугодии 2009 г. ВВП страны, согласно оценке Министерства экономического
развития РФ, снизился против прошлогоднего периода на 10,2%, а в целом за год
МВФ прогнозировал спад на 6%.
При сокращении спроса на внешнем рынке, согласно данным Министерства
экономического развития РФ, за январь-август 2009 г. добыча нефти и газового
конденсата в стране увеличилась на 0,4% против соответствующего периода
2008 г., хотя все же и удалось увеличить ее экспорт на 2,1%. Добыча газа в этот
период сократилась на 19,1%, а экспорт (отчасти из-за препятствий со стороны
стран-транзитеров и низкой покупательской корзины) упал на 31,7%. Добыча
каменного угля уменьшилась на 13,3%, а его экспорт вырос на 3,6 процента.
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ РАСТЕТ
Повышение эффективности топливного комплекса России стало актуально как никогда.
Не случайно и президент, и премьер-министр страны все эти месяцы ведут активную
энергетическую дипломатию. Развитию нефтегазового комплекса страны в период
глобальных экономических изменений, его государственной поддержке, новым
бизнес-стратегиям и путям международного сотрудничества был посвящен 7-й
Российский нефтегазовый конгресс, прошедший в Москве в июне 2009 г.
Именно в дни конгресса Владимир Путин встретился с главами французской фирмы
Total и российского НОВАТЕКа относительно инвестиций примерно в 900 млн долл. в
совместное предприятие по разработке нового газового месторождения, а также по
поводу участия французских партнеров вместе с Газпромом в строительстве завода
по производству СП Г на Ямале.
Позднее, в конце сентября 2009 г., премьер-министр РФ В. Путин выступил в
Салехарде на совещании по развитию полуострова Я мал, в котором принимали
участие руководители крупнейших мировых нефтяных корпораций (Exxon Mobil, E.ON,
StatoilHydro, ENI, Total, Cogas, Mitsui), являющихся потенциальными инвесторами
в разработках газовых ресурсов Ямала.
Знаковым событием конгресса было участие в нем - впервые - представительной
делегации Ирана. Посол Ирана Махмуд Реза Саджади заявил, что у наших стран нет
иного выхода кроме полноценного сотрудничества, иначе они будут объектами
экспансии ТНК. Россия располагает хорошими технологиями в геологоразведке и
переработке. В рамках частного сотрудничества возможны проекты в этих сферах.
Показательно, что на встрече глав прикаспийских государств СНГ в Актау
(Казахстан, 11 сентября с.г.) президент Дмитрий Медведев предложил не обсуждать
энергетические аспекты Каспия без участия руководства Ирана.
Также на конгрессе были отмечены ввод в эксплуатацию в апреле текущего года
завода по производству СП Г в рамках проекта "Сахалин-2" и начало доставки
сжиженного газа в Японию. В 2008 г. в России число работающих нефтяных
эксплуатационных скважин увеличилось с 131 тыс. до 133 тыс. единиц, а суммарный
объем эксплуатационного бурения вырос на 6,5% (хотя и в меньшей мере, чем в
предыдущем году). При реализации проекта "Сахалин-1" на месторождении Чайво
совместно с зарубежными компаниями были успешно применены новейшие технологии
бурения и поставлен мировой рекорд по бурению скважины с отходом забоя от
вертикали более 11,5 км. Все это вселяет надежду в повышение эффективности
нефтегазовой отрасли России, которая в настоящее время является
системообразующей для национальной экономики.
Выступая на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию
экономики, а также президиума Совета по науке, технологиям и образованию,
состоявшемся в Курчатовском институте 30 сентября 2009 г., президент РФ Д.
Медведев акцентировал внимание на мерах по повышению энергоэффективности
экономики, которые должны позволить снизить энергоемкость единицы ВВП не менее
чем на 40% к 2020 г. Главной задачей, по мнению Д. Медведева, является
реализация типовых проектов по энергосбережению на производстве, в бюджетном
секторе, в социальной сфере и ЖКХ. |
|
|
|
|
|
|
|