 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Август 2009 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Как Россия влияет на мировой климат
|
|
|
Тема энергоэффективности и энергосбережения входит в число основных обсуждаемых в настоящее время мировым энергетическим сообществом, поскольку она тесно связана с глобальным потеплением и ожидаемыми вследствие этого негативными изменениями в природе.
|
|
|
Александр СОЛОВЬЯНОВ, заместитель председателя Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии, заместитель председателя Совета по экологическому законодательству Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Совета Федерации
|
|
|
Сегодня на самом высоком международном уровне идет поиск решений, которые могли
бы в ближайшем будущем затормозить антропогенный выброс парниковых газов (ПГ),
особен но диоксида углерода, неизбежно образующегося при сжигании органического
топлива.
ВЫБРОСЫ ПГ И ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА
Определенную роль в этом должны сыграть развитие ядерной энергетики,
использование энергии ветра и солнца, снижение удельного потребления
углеводородного топлива. Эффективным катализатором разработки и внедрения
энергосберегающих и энергоэффективных технологий в сфере производства и
потребления энергии стал вступивший в силу в 2005 г. Киотский протокол к
Рамочной конвенции ООН по изменению климата. Ратифицировавшие его государства
взяли на себя конкретные обязательства по сокращению выбросов ПГ в период до
2012 г. Однако дальнейшие исследования показали, что этих обязательств
недостаточно для предотвращения надвигающегося негативного изменения климата.
Чтобы остановить глобальное потепление на максимально допустимом уровне в 2°С,
нужно, чтобы в будущем концентрация CO2 и других ПГ в атмосфере
стабилизировалась на уровне никак не выше 550 объемных частей на млн (в
эквиваленте CO2). Для этого же необходимо к середине века снизить выбросы ПГ
примерно в 2 раза от уровня 1990 г. Пик выбросов ПГтогда придется приблизительно
на 2020 г., после чего начнется значительное их снижение.
Оценки показывают, что мировая экономика способна снизить выбросы ПГ в таких
масштабах без больших потерь ВВП. В противном случае, если не остановить
повышение глобальной температуры на уровне 2 градусов С, ущерб мировой экономике
может быть весьма значительным: до 5% мирового ВВП прямых "монетарных" потерь и
10 или даже 20% потерь мирового ВВП от социальных катастроф - миграции
населения, конфликтов между странами, массовой потери капиталовложений и т.п.
Поэтому встал вопрос о подготовке и реализации с 2012 г. нового международного
соглашения со значительно более жесткими требованиями в сфере обращения с
энергией. На саммите Большой восьмерки, который состоялся в июле 2009 г. в
Аквиле (Италия), большинство участников пришли к соглашению о необходимости
снизить выброс ПГ к 2050 г. в среднем на 50%, а для промышленно развитых стран -
на 80%. Дело за подготовкой и ратификацией конкретного документа.
РОССИЙСКАЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ
Для России решение проблемы энергоэффективности особенно актуально, поскольку
наша страна имеет весьма высокую удельную энергоемкость экономики, превышающую
(в расчете по паритету покупательной способности - ППС) вдвое аналогичный
показатель в США и в 3 раза - развитых стран Европы и Японии.
По оценкам, сделанным в 2008 г., общему объему ВВП страны соответствует уровень
совокупного потребления энергоресурсов (конечные потребители и потребление в
процессе производства и доставки энергии и тепла), равный 500 млн тнефтяного
эквивалента (тн.э.). На температуру, размеры территории и структуру
промышленности приходится лишь 20 млн т н.э., а на "необъяснимые" для других
стран потери - 125 млн т н.э. Таким образом, доля необъективного расхода энергии
и тепла в России гораздо больше 20 процентов.
Для объяснения столь высокой энергоемкости ВВП России обычно ссылаются на так
называемые объективные и субъективные причины. В качестве объективных причин
называют:
природно-климатические условия, характеризующиеся низкими среднегодовыми температурами, что требует значительных затрат топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) для устойчивого и надежного энергообеспечения потребителей;
структуру экономики, отличающуюся высокой долей энергоемких производств (более 60% промышленности) и относительно малой долей в сфере услуг, имеющей низкую энергоемкость;
большую протяженность транспортных потоков энергоресурсов;
наличие значительного числа устаревших технологий в сфере производства и потребления энергии, а также значительного количества устаревшего и изношенного оборудования.
Основными субъективными причинами считаются относительно низкая стоимость
энергоресурсов и отсутствие эффективных административных и экономических
механизмов энергосбережения.
Однако первые две причины вряд ли можно с уверенностью считать объективными.
Климатические условия в таких странах, как Швеция, Норвегия, Финляндия, Канада
так же достаточно суровые, однако энергоемкость их ВВП в 2-3 раза ниже, чем в
России.
В то же время самые высокие показатели энергоэффективности у Белоруссии и Италии
- у стран, практически не имеющих собственного углеводородного сырья. Но в этих
странах выпускается наукоемкая продукция, и они оказываются в лидерах.
Поэтому все-таки основными причинами низкой энергоэффективности экономики России
следует считать причины субъективные, и прежде всего - отсутствие реальных
стимулов к внедрению энергоэффективных технологии.
Если даже самые развитые страны в течение последи их 30 лет, не полагаясь только
на рыночные механизмы, активно реализуют государственную политику в сфере
энергосбережения, то в России такая политика на федеральном уровне практически
не сформирована. Закон "Об энергосбережении", принятый еще в 1996 г., так и
остался декларативным актом, который практически не повлиял на внедрение
энергосберегающих технологий ни в быту, ни на производстве. Одобренная
правительством "Энергетическая стратегия России на период до 2020 года", которая
в очередной раз подвергается корректировке, также оказалась мало полезной для
решения проблем экономии энергии. В России практически не исследуется изменение
спроса промышленных и частных потребителей на те или иные энергоносители по мере
роста цен на них, другими словами - насколько этот спрос эластичен. Не имея
ясных представлений об этом, нельзя отказываться от государственного
регулирования цен на энергоносители, поскольку в российских условиях
одномоментный переход на так называемое "регулирование рынком" может привести к
хаосу в экономике.
Считается, что существующий потенциал энергосбережения в России составляет
360-430 млн тут, или около 40-45% текущего потребления энергии, из которых 33%
сосредоточены в ТЭК (в том числе около трети - в электроэнергетике и
теплоснабжении), 32% - в промышленности и 26% - в ЖКХ. Однако для реализации
этого потенциала нужны огромные инвестиции, размер которых приближается к 100
млрд долларов. В зависимости от того, найдутся ли эти средства, особенно после
последнего мирового финансового кризиса, и с какой скоростью они начнут
поступать, и будут реализовываться различные сценарии перехода к
энергоэффективной российской экономике.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ
Поскольку Россия понесла значительные потери в результате кризиса 2008-2009 гг.
(самые большие из стран БРИК), сомнения вызывает выполнимость поставленной ранее
амбициозной задачи пятикратного увеличения ВВП к 2030 г. при приросте
энергопотребления всего в 20 процентов.
Здесь опять возникает вопрос о стимулах повышения энергетической эффективности
российской экономики. В отличие от уже упомянутых Италии и Белоруссии, у России
достаточно энергоресурсов для любого варианта развития экономики. В принципе,
можно увеличивать ВВП, обеспечивая его пропорциональным и расточительным ростом
энергопроизводства. Но для обеспечения энергоэффективного роста следует
принимать достаточно жесткие меры при сильном и эффективном государственном
регулировании.
Можно считать, что новые подходы в государственной политике формирует Указ
президента РФ Дмитрия Медведева от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по
повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", в
котором ставится задача к2020 г. снизить энергоемкость ВВП не менее чем на 40%
по сравнению с 2007 г. При этом Правительству РФ дается поручение в 2008-2009
годах:
"принять меры по техническому регулированию, направленные на повышение
энергетической и экологической эффективности таких отраслей экономики, как
электроэнергетика, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт...
...до 1 октября 2008 г. подготовить и внести в Государственную Думу Федерального
Собрания РФ проекты федеральных за конов, предусматривающих экономические
механизмы, стимулирующие хозяйствующих субъектов, применяющих энергосберегающие
и экологически чистые технологии...
...при формировании тарифной политики и проектов федерального бюджета на 2009
год и на плановый период 2010 и 2011 годов, а также на последующие годы
предусматривать бюджетные ассигнования, необходимые для поддержки и
стимулирования реализации проектов использования возобновляемых источников
энергии...".
В соответствии с этим поручением были подготовлены два законопроекта - "О
внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях повышения
энергетической и экологической эффективности" и "Об энергосбережении и повышении
энергетической эффективности", - которые были внесены в Госдуму осенью 2008 г. и
приняты в первом чтении и сейчас находятся в затянувшемся процессе
корректировки.
Кроме того, по поручению Правительства РФ от 18 июня 2008 г. N ИШ-П9-3772
Минэнерго РФ разработало Комплексный план мер по реализации политики
энергосбережения и повышению энергоэффективности.
Распоряжением Правительства от 8 января 2009 г. N 1-р утверждены "Основные
направления государственной политики в сфере повышения энергетической
эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых
источников энергии на период до 2020 года". К этому же разряду относится
Постановление Правительства РФ от 8 января 2009 г. N 7 "О мерах по
стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания
попутного нефтяного газа на факельных установках".
ПОСТКИОТСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ - ЕЩЕ ОДИН СТИМУЛ
Возможно, дополнительным стимулом к повышению энергетической эффективности
экономики может стать участие России в Посткиотском соглашении о снижении
выбросов ПГ. В настоящее время удельная карбоноемкость (то есть выбросы диоксида
углерода на единицу ВВП) российской экономики достаточно велика - наряду с
Украиной и ОАЭ Россия за ни мает "лидирующие" позиции по этому показателю.
Правда, для этого есть и объективные причины - значительную часть энергии Россия
получает за счет сжигания органического топлива. Однако и в производстве тепла и
электроэнергии потери достаточно велики, особенно их много в сфере ЖКХ.
Если же говорить собственно об эмиссии ПГ, то пока положение дел в стране
выглядит достаточно благоприятным. Из-за падения экономики выбросы парниковых
газов с 1990 по 2000 гг. снизились более чем на 30%. Потом они начали расти, но
достаточно медленно, примерно на 1% в год, что можно считать очень хорошим
результатом на фоне 6-7 % роста ВВП. Правда, такой ситуации Россия во многом
обязана интенсивному развитию сферы услуг и ее вклада в ВВП.
За период с 2000 до 2005 гг. карбоноемкость ВВП России снизилась приблизительно
на 25%, что в целом совпадает с общемировыми тенденциями. Исключение составляет
только Китай, карбоноемкость экономики которого за этот же период снизилась
почти вдвое, и он по своим успехам стал мировым лидером.
Оценки докризисных времен в оптимистическом сценарии при условии снижения
энергоемкости ВВП на 4-5 % в год давали уровень выбросов к 2020 г. ниже уровня
1990 г. на 15%. Менее оптимистические сценарии прогнозировали рост выбросов на
5-10% относительно уровня 1990 г., переход в категорию самых
энергорасточительных стран мира, а также технологическое отставание, причем не
только от развитых, но и от ведущих развивающихся стран. Остается надеяться, что
использование новых механизмов государственного регулирования и осознание
российским бизнесом своей значимой роли в решении экологических проблем позволит
России реализовать более оптимистический вариант развития экономики и в согласии
с мировым сообществом резко сократить объем выбросов ПГ.
В то же время можно полагать, что решения в сфере энергосбережения будут носить
достаточно взвешенный характер. Об этом свидетельствует выступление в Аквиле
помощника Президента РФ Аркадия Дворковича, который заявил по поводу новых
инициатив ЕС, что Россия не будет стремиться к снижению выбросов ПГ к 2050 г. на
80%, поскольку это может сказаться на ее экономическом росте.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|