Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Август 2009 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Как Россия влияет на мировой климат

 
   

Тема энергоэффективности и энергосбережения входит в число основных обсуждаемых в настоящее время мировым энергетическим сообществом, поскольку она тесно связана с глобальным потеплением и ожидаемыми вследствие этого негативными изменениями в природе.

 

 
 

Александр СОЛОВЬЯНОВ,
заместитель председателя Комитета ТПП РФ
по природопользованию и экологии,
заместитель председателя Совета
по экологическому законодательству Комитета
по природным ресурсам и охране окружающей среды Совета Федерации

 
 
Сегодня на самом высоком международном уровне идет поиск решений, которые могли бы в ближайшем будущем затормозить антропогенный выброс парниковых газов (ПГ), особен но диоксида углерода, неизбежно образующегося при сжигании органического топлива.

ВЫБРОСЫ ПГ И ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА

Определенную роль в этом должны сыграть развитие ядерной энергетики, использование энергии ветра и солнца, снижение удельного потребления углеводородного топлива. Эффективным катализатором разработки и внедрения энергосберегающих и энергоэффективных технологий в сфере производства и потребления энергии стал вступивший в силу в 2005 г. Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН по изменению климата. Ратифицировавшие его государства взяли на себя конкретные обязательства по сокращению выбросов ПГ в период до 2012 г. Однако дальнейшие исследования показали, что этих обязательств недостаточно для предотвращения надвигающегося негативного изменения климата.

Чтобы остановить глобальное потепление на максимально допустимом уровне в 2°С, нужно, чтобы в будущем концентрация CO2 и других ПГ в атмосфере стабилизировалась на уровне никак не выше 550 объемных частей на млн (в эквиваленте CO2). Для этого же необходимо к середине века снизить выбросы ПГ примерно в 2 раза от уровня 1990 г. Пик выбросов ПГтогда придется приблизительно на 2020 г., после чего начнется значительное их снижение.

Оценки показывают, что мировая экономика способна снизить выбросы ПГ в таких масштабах без больших потерь ВВП. В противном случае, если не остановить повышение глобальной температуры на уровне 2 градусов С, ущерб мировой экономике может быть весьма значительным: до 5% мирового ВВП прямых "монетарных" потерь и 10 или даже 20% потерь мирового ВВП от социальных катастроф - миграции населения, конфликтов между странами, массовой потери капиталовложений и т.п.

Поэтому встал вопрос о подготовке и реализации с 2012 г. нового международного соглашения со значительно более жесткими требованиями в сфере обращения с энергией. На саммите Большой восьмерки, который состоялся в июле 2009 г. в Аквиле (Италия), большинство участников пришли к соглашению о необходимости снизить выброс ПГ к 2050 г. в среднем на 50%, а для промышленно развитых стран - на 80%. Дело за подготовкой и ратификацией конкретного документа.

РОССИЙСКАЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ

Для России решение проблемы энергоэффективности особенно актуально, поскольку наша страна имеет весьма высокую удельную энергоемкость экономики, превышающую (в расчете по паритету покупательной способности - ППС) вдвое аналогичный показатель в США и в 3 раза - развитых стран Европы и Японии.

По оценкам, сделанным в 2008 г., общему объему ВВП страны соответствует уровень совокупного потребления энергоресурсов (конечные потребители и потребление в процессе производства и доставки энергии и тепла), равный 500 млн тнефтяного эквивалента (тн.э.). На температуру, размеры территории и структуру промышленности приходится лишь 20 млн т н.э., а на "необъяснимые" для других стран потери - 125 млн т н.э. Таким образом, доля необъективного расхода энергии и тепла в России гораздо больше 20 процентов.

Для объяснения столь высокой энергоемкости ВВП России обычно ссылаются на так называемые объективные и субъективные причины. В качестве объективных причин называют:
  • природно-климатические условия, характеризующиеся низкими среднегодовыми температурами, что требует значительных затрат топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) для устойчивого и надежного энергообеспечения потребителей;
  • структуру экономики, отличающуюся высокой долей энергоемких производств (более 60% промышленности) и относительно малой долей в сфере услуг, имеющей низкую энергоемкость;
  • большую протяженность транспортных потоков энергоресурсов;
  • наличие значительного числа устаревших технологий в сфере производства и потребления энергии, а также значительного количества устаревшего и изношенного оборудования.

    Основными субъективными причинами считаются относительно низкая стоимость энергоресурсов и отсутствие эффективных административных и экономических механизмов энергосбережения.

    Однако первые две причины вряд ли можно с уверенностью считать объективными. Климатические условия в таких странах, как Швеция, Норвегия, Финляндия, Канада так же достаточно суровые, однако энергоемкость их ВВП в 2-3 раза ниже, чем в России.

    В то же время самые высокие показатели энергоэффективности у Белоруссии и Италии - у стран, практически не имеющих собственного углеводородного сырья. Но в этих странах выпускается наукоемкая продукция, и они оказываются в лидерах.

    Поэтому все-таки основными причинами низкой энергоэффективности экономики России следует считать причины субъективные, и прежде всего - отсутствие реальных стимулов к внедрению энергоэффективных технологии.

    Если даже самые развитые страны в течение последи их 30 лет, не полагаясь только на рыночные механизмы, активно реализуют государственную политику в сфере энергосбережения, то в России такая политика на федеральном уровне практически не сформирована. Закон "Об энергосбережении", принятый еще в 1996 г., так и остался декларативным актом, который практически не повлиял на внедрение энергосберегающих технологий ни в быту, ни на производстве. Одобренная правительством "Энергетическая стратегия России на период до 2020 года", которая в очередной раз подвергается корректировке, также оказалась мало полезной для решения проблем экономии энергии. В России практически не исследуется изменение спроса промышленных и частных потребителей на те или иные энергоносители по мере роста цен на них, другими словами - насколько этот спрос эластичен. Не имея ясных представлений об этом, нельзя отказываться от государственного регулирования цен на энергоносители, поскольку в российских условиях одномоментный переход на так называемое "регулирование рынком" может привести к хаосу в экономике.

    Считается, что существующий потенциал энергосбережения в России составляет 360-430 млн тут, или около 40-45% текущего потребления энергии, из которых 33% сосредоточены в ТЭК (в том числе около трети - в электроэнергетике и теплоснабжении), 32% - в промышленности и 26% - в ЖКХ. Однако для реализации этого потенциала нужны огромные инвестиции, размер которых приближается к 100 млрд долларов. В зависимости от того, найдутся ли эти средства, особенно после последнего мирового финансового кризиса, и с какой скоростью они начнут поступать, и будут реализовываться различные сценарии перехода к энергоэффективной российской экономике.

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ

    Поскольку Россия понесла значительные потери в результате кризиса 2008-2009 гг. (самые большие из стран БРИК), сомнения вызывает выполнимость поставленной ранее амбициозной задачи пятикратного увеличения ВВП к 2030 г. при приросте энергопотребления всего в 20 процентов.

    Здесь опять возникает вопрос о стимулах повышения энергетической эффективности российской экономики. В отличие от уже упомянутых Италии и Белоруссии, у России достаточно энергоресурсов для любого варианта развития экономики. В принципе, можно увеличивать ВВП, обеспечивая его пропорциональным и расточительным ростом энергопроизводства. Но для обеспечения энергоэффективного роста следует принимать достаточно жесткие меры при сильном и эффективном государственном регулировании.

    Можно считать, что новые подходы в государственной политике формирует Указ президента РФ Дмитрия Медведева от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", в котором ставится задача к2020 г. снизить энергоемкость ВВП не менее чем на 40% по сравнению с 2007 г. При этом Правительству РФ дается поручение в 2008-2009 годах:
    "принять меры по техническому регулированию, направленные на повышение энергетической и экологической эффективности таких отраслей экономики, как электроэнергетика, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт...
    ...до 1 октября 2008 г. подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекты федеральных за конов, предусматривающих экономические механизмы, стимулирующие хозяйствующих субъектов, применяющих энергосберегающие и экологически чистые технологии...
    ...при формировании тарифной политики и проектов федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, а также на последующие годы предусматривать бюджетные ассигнования, необходимые для поддержки и стимулирования реализации проектов использования возобновляемых источников энергии...".
    В соответствии с этим поручением были подготовлены два законопроекта - "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях повышения энергетической и экологической эффективности" и "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", - которые были внесены в Госдуму осенью 2008 г. и приняты в первом чтении и сейчас находятся в затянувшемся процессе корректировки.


    Кроме того, по поручению Правительства РФ от 18 июня 2008 г. N ИШ-П9-3772 Минэнерго РФ разработало Комплексный план мер по реализации политики энергосбережения и повышению энергоэффективности.

    Распоряжением Правительства от 8 января 2009 г. N 1-р утверждены "Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года". К этому же разряду относится Постановление Правительства РФ от 8 января 2009 г. N 7 "О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках".

    ПОСТКИОТСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ - ЕЩЕ ОДИН СТИМУЛ

    Возможно, дополнительным стимулом к повышению энергетической эффективности экономики может стать участие России в Посткиотском соглашении о снижении выбросов ПГ. В настоящее время удельная карбоноемкость (то есть выбросы диоксида углерода на единицу ВВП) российской экономики достаточно велика - наряду с Украиной и ОАЭ Россия за ни мает "лидирующие" позиции по этому показателю. Правда, для этого есть и объективные причины - значительную часть энергии Россия получает за счет сжигания органического топлива. Однако и в производстве тепла и электроэнергии потери достаточно велики, особенно их много в сфере ЖКХ.

    Если же говорить собственно об эмиссии ПГ, то пока положение дел в стране выглядит достаточно благоприятным. Из-за падения экономики выбросы парниковых газов с 1990 по 2000 гг. снизились более чем на 30%. Потом они начали расти, но достаточно медленно, примерно на 1% в год, что можно считать очень хорошим результатом на фоне 6-7 % роста ВВП. Правда, такой ситуации Россия во многом обязана интенсивному развитию сферы услуг и ее вклада в ВВП.

    За период с 2000 до 2005 гг. карбоноемкость ВВП России снизилась приблизительно на 25%, что в целом совпадает с общемировыми тенденциями. Исключение составляет только Китай, карбоноемкость экономики которого за этот же период снизилась почти вдвое, и он по своим успехам стал мировым лидером.

    Оценки докризисных времен в оптимистическом сценарии при условии снижения энергоемкости ВВП на 4-5 % в год давали уровень выбросов к 2020 г. ниже уровня 1990 г. на 15%. Менее оптимистические сценарии прогнозировали рост выбросов на 5-10% относительно уровня 1990 г., переход в категорию самых энергорасточительных стран мира, а также технологическое отставание, причем не только от развитых, но и от ведущих развивающихся стран. Остается надеяться, что использование новых механизмов государственного регулирования и осознание российским бизнесом своей значимой роли в решении экологических проблем позволит России реализовать более оптимистический вариант развития экономики и в согласии с мировым сообществом резко сократить объем выбросов ПГ.

    В то же время можно полагать, что решения в сфере энергосбережения будут носить достаточно взвешенный характер. Об этом свидетельствует выступление в Аквиле помощника Президента РФ Аркадия Дворковича, который заявил по поводу новых инициатив ЕС, что Россия не будет стремиться к снижению выбросов ПГ к 2050 г. на 80%, поскольку это может сказаться на ее экономическом росте.
  •  
         
         
     

    Журнал "Мировая Энергетика""

    Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

    При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

    Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru