Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Август 2009 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Много потоков, хороших и разных: Голубых, Северных и Южных

 
   

С тем, что принесет России сооружение еще одной трубопроводной системы, ясности нет.

 

 
 

Алексей ГРИГОРЬЕВ,
эксперт Социально-экологического союза

 
 
Основные участники проекта "Южный поток" известны. Это российский Газпром (50%) и итальянская компания Eni (50%). Первоначальная мощность газопровода была объявлена в 31 млрд м3 в год. В 2009 г. по инициативе итальянской стороны участники проекта заявили об увеличении проектной мощности морского участка газопровода до 63 млрд кубометров. Общая стоимость этой трубопроводной системы может составит 25 млрд евро.

Не успела страна закончить широкое обсуждение экологических проблем проекта газопровода "Северный поток", как резко активизировалась информационная активность вокруг проекта с названием "Южный поток".

Однако по сравнению с уже строящимся "Северным потоком", для которого четко определены трасса, участники, возможные источники и потребители природного газа, а также названы экологические проблемы, "Южный поток" находится на гораздо более ранней стадии развития.

Пока идет подготовка технико-экономического обоснования морского участка, которая должна закончиться в 2010 году. Газпром занимается также организацией совместных предприятий в Болгарии, Греции, Сербии и Венгрии для строительства и эксплуатации трубопровода на территории этих стран. После разработки проектной документации и получения соответствующих разрешений предстоит определиться с финансированием. Строительство планируется завершить к 2015 году.

БРОСОК НА ЮГ

Точный маршрут "Южного потока" пока не определен. Согласно материалам проекта, на территории России он пройдет от компрессорной станции "Починки" до берега Черного моря. На другой странице сайта говорится уже более конкретно, что местом перехода сухопутной части трубопровода в морскую станет район компрессорной станции "Береговая". Эта станция построена в рамках другого совместного проекта Газпрома и Eni - "Голубой поток", - по которому российский природный газ поступает в Турцию. Учитывая, что компрессорная станция "Починки" находится на юге Нижегородской области, а "Береговая" - в Краснодарском крае, протяженность этого участка газопровода превысит 1200 километров.

Морской участок "Южного потока", протяженностью 900 км, проляжет по дну Черного моря до побережья Болгарии. В соответствии соглашениями, достигнутыми минувшим летом, он пройдет в исключительной экономической зоне Турции.

Наибольшая неопределенность существует с участком "Южного потока" на территории Евросоюза. Возможны варианты Болгария-Греция-Италия и Болгария-Сербия-Венгрия-Австрия. Протяженность этих участков трассы может составить до 1000 км. Таким образом, общая протяженность будущей газопроводной системы может превысить три тысячи километров.

ЗДЕСЬ КЛИМАТ ИНОЙ...

Неопределенность относительно трассы газопровода связана как со значительным влиянием быстро меняющихся политических факторов, так и с отсутствием ясности, кто станет покупать значительные объемы природного газа, которые поступят по "Южному потоку". В отличие от "Северного потока", где единственным серьезным конкурентом российскому природному газу пока могут быть только поставки сжиженного природного газа и где есть крупнейшие потенциальные потребители (Германия, Великобритания, Голландия, Франция), в южном секторе Евросоюза ситуация иная.

Греция, Болгария, Венгрия или Сербия не являются и не будут крупными платежеспособными потребителями дополнительных поставок. Италия уже сейчас закупает значительные объемы российского природного газа, который поставляет по существующим трубопроводным системам.

ТЕНДЕНЦИЯ, ОДНАКО

Перспективы сбыта дополнительных поставок углеводорода по "Южному потоку" пока основываются на общих прогнозах роста спроса на природный газ в Европе. Все они обещают резкий рост его импорта в страны Евросоюза.

Согласно прогнозу, подготовленному в 2007 г. Eurogas, потребность Евросоюза в природном газе увеличится с 438 млн т нефтяного эквивалента в 2005 г. до 625 млн т н.э. в 2030 г. Наиболее резкое повышение спроса на природный газ ожидается в секторе выработки электроэнергии - с 123 млн т н.э. в 2005 г. до 239 млн т в 2030 году. Рост этих показателей в коммунальном секторе будет с 175 млн т в 2005 г. до 194 млн т в 2030 г., а в промышленности - с 118 до 156 млн тонн.

С учетом падения производства природного газа в странах Евросоюза и Норвегии потребуется рост импорта со 187 млн т н.э. в 2005 г. (41% от общего объема потребления) до 467 млн т н.э. в 2030 г. (71% от общего объема потребления). Эти данные несколько отличаются от приведенных нами ранее прогнозов, которые были использованы в материалах газопровода "Северный поток", однако тенденции как резкого роста потребления, так и объемов импорта очевидны.

Казалось бы, перспективы для роста экспорта из России в Евросоюз самые многообещающие. Однако следует учитывать возможные альтернативные источники поставок, а также сценарии развития энергетики. Руководство стран Евросоюза прекрасно осознает все политические и экономические последствия роста доли импорта до 70-80% (по разным вариантам прогнозов) от общих объемов необходимого природного газа и будет принимать меры по смягчению этой зависимости.

КОНКУРЕНТЫ НАСТУПАЮТ

В отличие от севера и центра Европы, где альтернативой поставок по трубопроводам Газпрома в ближайшие десятилетия может быть только сжиженный природный газ, на юге Евросоюза имеются альтернативные трассы как уже действующих, так и проектируемых газопроводов. Основным источником поставок из северной Африки в Европу являются месторождения Алжира. В последнее время быстро растет роль Ливии, также обладающей значительными запасами природного газа. Активно создается транспортная инфраструктура для поставок из стран Центральной Азии.

Одновременно с проектом "Южный поток" идет подготовка к строительству газопровода Nabucco. Его общая протяженность от Туркмении и Азербайджана до стран Евросоюза (прежде всего Австрии и Германии) составит около 3 тыс. км. Проектная мощность - до 32 млрд м3 в год. Строительство предполагается завершить к 2013 году. Стоимость проекта - около 8 млрд евро.

Газопровод пройдет по территории Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии. В консорциуме по строительству участвуют фирмы OMV (Австрия), RWE (Германия), BOTAS (Турция), Bulgargaz (Болгария), SNTGN Transgaz (Румыния), MOL (Венгрия). Состав участников показывает, что со сбытом поставляемого по этому трубопроводу природного газа особых проблем не возникнет. Гораздо меньше ясности, кто будет углеводород поставлять.

Страны Центральной Азии, особенно прилегающие к Каспийскому морю (Казахстан, Туркменистан, Азербайджан), обладают значительными запасами природного газа. Однако транспортировка его до потребителей в Европе пока осложняется многочисленными политическими проблемами. Аналогична ситуация с Ираном. Тем не менее в ближайшие десятилетия очевидная заинтересованность потенциальных продавцов и покупателей будет способствовать реализации Nabucco.

Помимо поставок по газопроводам из Северной Африки и в ближайшей перспективе - из прикаспийских стран, новым альтернативным вариантом обеспечения растущих европейских потребностей станет сжиженный природный газ. Ожидается, что к 2030 г. он начнет обеспечивать до четверти потребности Евросоюза.

Южная Европа находится в более благоприятном, чем Северная, положении для такого рода поставок. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на географическую карту: юг континента значительно ближе к крупным экспортным терминалам в Алжире, Катаре, в перспективе - в Нигерии. Российские производители на этом рынке пока отсутствуют и вряд ли там скоро появятся.

УГОЛЬ КАК ТОРМОЗ

Весьма существенный фактор, который будет влиять на европейский рынок природного газа, - политика стран Евросоюза в области энергосбережения и использования возобновляемых источников энергии. Намерение Евросоюза всерьез заняться решением глобальных экологических проблем, прежде всего глобального изменения климата, должно привести к значительному снижению выбросов парниковых газов. Здесь основными обстоятельствами станут повышение энергоэффективности и более широкое использование возобновляемых источников энергии.

На первый взгляд, планы Евросоюза в этой сфере будут способствовать повышению перспектив увеличения импорта природного газа как наиболее экологичного по сравнению с другими видами ископаемого топлива (углем и нефтью). Однако этот фактор начнет существенно влиять на оценку привлекательности тех или иных потенциальных экспортеров газа.

Именно поэтому имеет смысл рассмотреть конкурентоспособность российского углеводорода при поставках по "Южному потоку". Здесь есть вопросы. Такой, например: при сопоставимой с Nabucco протяженности этой системы (обе около 3000 км) российский природный газ предстоит еще доставить с месторождений, расположенных на севере Западной Сибири. Это означает необходимость транспортировки еще как минимум на 2000 км, что потребует значительных энергозатрат и, как следствие, дополнительных выбросов парниковых газов.

При оценке экологической эффективности углеводорода, поставляемого из РФ по "Южному потоку", придется учитывать и весьма неблагоприятные для участия России в решении проблем глобальных изменений климата тенденции изменения топливного баланса нашей страны. Это прогнозируемый переход российской энергетики с природного газа на уголь.

В результате экологически более чистое топливо - природный газ - будет отправляться на экспорт, а российские электростанции - все больше переходить на использование угля, который приводит к максимальным выбросам парниковых газов в атмосферу. Согласно прогнозам, в период с 2006 по 2020 гг. потребление угля для нужд российской энергетики должно будет увеличиться с 130 млн т в год до 290-390 млн т в год.

К сожалению, в последнее время ситуация в этом плане резко ухудшилась из-за катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС. Потеря более 6 ГВт мощностей станции приведет к значительному снижению выработки электроэнергии в России за счет ее возобновляемых источников и вызовет необходимость гораздо более активного использования мощностей тепловых станций, работающих на угле.

В этой ситуации попытки Евросоюза частично обеспечить снижение выбросов парниковых газов за счет использования голубого топлива из России (как средство решения проблемы глобальных изменений климата) будут бессмысленными. При сохранении сложившихся тенденций в Европе эти выбросы будут сокращаться, а в России - увеличиваться.

НАДЕЯТЬСЯ ЛИ НА ЯМАЛ?

Дополнительным негативным фактором могут стать экологические последствия освоения месторождений полуострова Ямал, которым в ближайшие десятилетия назначено стать основной базой газового сектора страны. Действующие месторождения Медвежье, Уренгой, Ямбург находятся в стадии падения добычи. Сохранение в России достигнутых объемов добычи природного газа возможно только при активном освоении Ямала.

Относительно экологических последствий реализации этих планов, особенно в случае, если оправдаются прогнозы гораздо более активного потепления в Арктике, ясности нет. Не исключены варианты изменений режима вечной мерзлоты, которые могут привести к серьезнейшим техническим проблемам, в частности поставить под вопрос надежность работы российского газового сектора в целом.

ЭТО МЫ УЖЕ ПРОХОДИЛИ

На сайте проекта раздел охраны природы имеет многообещающий заголовок - "Южный поток": высочайшие экологические стандарты и стандарты безопасности".

Позволю себе подробную цитату:
"Газпром и Eni, которые будут строить морскую часть "Южного потока", имеют большой опыт в реализации подобных проектов.
Экология и безопасность являются главными приоритетами Газпрома. Мы привержены передаче самого чистого ископаемого топлива по газопроводу "Южный поток" самым экологически дружелюбным образом. Строительство "Южного потока" в Черном море будет проводиться с использованием современных технологий для соблюдения высочайших экологических стандартов.

Как международный проект "Южный поток" является предметом рассмотрения на соответствие международным конвенциям и национальному законодательству каждой страны, через территорию которой он проходит. Мы полностью подвержены соблюдению высочайших экологических стандартов и будем консультироваться с экспертами-экологами и местными властями на каждом этапе. Перед началом закладки труб будет проведено всестороннее экологическое изучение и исследование воздействия на экологию в полном соответствии с конвенцией Espoo.

"Южный поток" будет построен с использованием современных и экологически безопасных технологий. Опыт, накопленный во время строительства и управления газопроводом "Голубой поток" в Черном море, доказывает, что осуществление таких проектов имеет только временный местный эффект на морскую среду, в то время как риск потенциального загрязнения может быть эффективно минимизирован".
Настораживает, что в этих заявлениях говорится только об экологической ответственности на морском участке газопровода и ничего - о сухопутной части. Также непонятно, будут ли эти обещания распространяться на российскую территорию. История строительства газопровода "Голубой поток" показывает, что с этим могут быть очень серьезные проблемы.

Площадка для строительства компрессорной станции "Береговая" была выбрана в одном из немногих сохранившихся мест произрастания находящихся под охраной закона сосны пицундской и крымской - памятнике природы "Урочище сосны крымской "Архипо-Осиповское". Попытки "зеленых" рассмотреть альтернативные варианты размещения компрессорной станции и компенсационные меры остались без ответа. Требования общественных природоохранных организаций о необходимости выполнения законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе сохранений редких и исчезающих видов растений, результата не имели.

Публичные акции протеста летом 2001 г. закончились милицейскими репрессиями. Тогда правоохранительные органы встали на сторону нарушителей закона. В результате центральная часть памятника природы была вырублена, вместо реликтовых деревьев выросла компрессорная станция "Береговая".

УГРОЗА КАВКАЗУ

С тех пор ситуация с охраной природы Черноморского побережья России постоянно ухудшается. В последнее десятилетие оно превратилось в зону активного промышленного развития и застройки, что ведет к уничтожению остатков уникальной природы этого региона. Между тем Кавказ входит в число глобальных центров биологического разнообразия. Здесь пока еще есть сотни редких и исчезающих видов растений и животных. Регион обладает огромным рекреационным потенциалом. Вместо сохранения и использования этих великолепных природных богатств мы становимся свидетелями прямо противоположных процессов.

Полуостров Утриш, с его уникальной природой и чистым морем, стал конечной точкой нефтепровода КТК, по которому нефть из Казахстана отгружается в Черном море на танкеры. Значительные площади можжевеловых лесов были вырублены, а пейзаж "украсился" нефтехранилищем и нефтяным терминалом.

В ноябре 2007 г. в результате сильного шторма на рейдовой перевалке в Керченском проливе погибло несколько судов класса "река-море". В результате этой катастрофы в воду попало более 2000 т нефти, загрязнившей десятки километров побережья. Поскольку разлив случился рядом с ключевой орнитологической территорией международного значения, погибло, по некоторым оценкам, до 20-30 тыс. птиц.

Подготовка к зимним Олимпийским играм 2014 г. привела к изменению границ и режима особо охраняемых природных территорий. Полным ходом уничтожаются сотни гектаров мест обитания десятков редких и исчезающих видов растений и животных, которые теоретически находятся под защитой как российского законодательства, так и заключенных Россией международных соглашений.

На этом фоне еще один проект, на этот раз Газпрома, если он будет реализовываться такими же методами, как "Голубой поток", в очередной раз привлечет внимание российских и международных природоохранных организаций.

В документе "Экологическая политика ОАО "Газпром", который принят в 2008 г., говорится, что компания принимает на себя ряд обязательств, включая следующие: "Гарантировать соблюдение всех норм, установленных законодательством РФ и международными правовыми актами в области охраны окружающей среды и придерживаться принципов Экологической доктрины РФ, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р.
Обеспечивать ресурсосбережение, уменьшение негативного воздействия на природную среду, принимать все возможные меры по сохранению климата, биоразнообразия и компенсации возможного ущерба окружающей среде.
Обеспечивать постоянное улучшение природоохранной деятельности компании и системы управления этой деятельностью.
Обеспечивать широкую доступность экологической информации о хозяйственной деятельности ОАО "Газпром", прозрачность его природоохранной деятельности и принимаемых в этой области решений."


Остается надеяться, что в случае с проектом "Южный поток" эти обязательства не окажутся пустыми словами.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика""

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru