Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Август 2009 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Путь к импортозамещению

 
   

 

 
 

Александр ФРОЛОВ,
аналитик Института национальной энергетики

 
 
ПРОИЗВОДСТВО ГПА

Газотранспортная система (ГТС) Газпрома состоит из 281 компрессорной станции, где эксплуатируется более 4 тыс. газоперекачивающих агрегатов (ГПА) суммарной мощностью свыше 47,5 тыс. мегаватт. Часть оборудования уже устарела и выработала свой ресурс. В 2007-2010 гг. должны быть модернизированы и заменены 500 агрегатов. Кроме того, ГТС постоянно развивается, впереди введение в строй ямальских месторождений и реализация других масштабных проектов.

Сегодня самые современные агрегаты, эксплуатируемые Газпромом, имеют мощность 25 МВт. Но уже необходимы ГПА на 32 МВт (ГПА-32). В истории развития ГТС известны случаи, когда из-за нехватки более мощных агрегатов приходилось ставить вместо пары новых восемь устаревших. Это приводило к излишним энергопотерям, связанным с металлоемкостью производства ГПА, необходимостью тратить больше времени и материалов на доставку и монтаж агрегатов, не говоря уже о потерях человеко-часов. К тому же эксплуатация установки оказывалась очень трудоемкой и приводила к курьезам. Например, операторам для успешного обслуживания агрегатов приходилось выдавать велосипеды.

Наиболее перспективным ГПА-32 является "Ладога". Большая мощность и цифровые системы, позволяющие управлять оборудованием по реальному состоянию, а не по заранее установленным средним показателям, сделают новые участки ГТС более эффективными. Фактически можно говорить о значительном шаге в реализации программы энергосбережения, так как вводимое оборудование даст возможность использовать энергию на транспортировку кубометра газа максимально эффективно. Сборка этой газотурбинной установки осуществляется по лицензии итальянской фирмы-производителя Nuovo Pignone на базовом предприятии ЗАО "Росэлектропром Холдинг" - Невском заводе. Для модернизации ГТС Газпрому понадобится около 200 ГПА-32, но перейти к чисто российскому производству всех комплектующих удастся не ранее, чем через 3-4 года.

В настоящее время промышленность России находится в затяжном кризисе, который усугубляется общемировым финансовым спадом. Тяжелое машиностроение и особенно станкостроение требуют вдумчивого, планомерного и весьма затратного восстановления. В первую очередь необходимо отказаться от закупки у иностранных производителей тех комплектующих, которые способны производить отечественные предприятия.

Поскольку за 20 лет реформ закрылись многие заводы, то невозможно добиться полного импортозамещения, и, следовательно, наиболее прагматичным решением, как в случае с "Ладогой", является приобретение технологий у зарубежных партнеров. "Единственное, что следует покупать - это технологии, чтобы внедрять их в отечественной промышленности", - подчеркнул заместитель председателя правления Газпрома Александр Ананенков. Существующие российские разработки ГПА мощностью 32 МВт ("Урал", ГТНД-32) не могут быть внедрены в производство в ближайшее время, тем более что их характеристики не дают этим аппаратам решающих преимуществ перед "Ладогой". В сентябре-октябре 2009 г. состоится заводская приемка этого газоперекачивающего агрегата, а отгрузка первых двух ГПА-32 газотранспортным компаниям Газпрома намечена на IV квартал.

ОСВОЕНИЕ ШЕЛЬФА

Представители Газпрома неоднократно посещали судостроительные предприятия Северная верфь, Балтийский завод, Адмиралтейские верфи и Выборгский судостроительный завод, поставляющие продукцию для нужд корпорации, в частности для транспортировки сжиженного (СПГ) и сжатого природного газа, а также для освоения арктического шельфа. Так, на Выборгском заводе строятся полупогружные буровые установки "Полярная звезда" и "Северное сияние", которые будут использоваться при освоении Штокмановского газоконденсатного месторождения.

Напомним, что в 2005 г. была принята Программа работ Газпрома по освоению ресурсов углеводородов на шельфе РФ до 2030 года. Начальные суммарные ресурсы углеводородов континентального шельфа России составляют около 100 млрд т условного топлива, более 80% которых - газ. Наиболее перспективными районами добычи являются шельф Баренцева, Карского, Печорского и Каспийского морей, акватории Обской и Тазовской губ, шельф Охотского моря, в том числе шельф Сахалина и Западной Камчатки.

Газпром в первую очередь интересуют возможности отечественных предприятий в полной мере выполнять заказы корпорации без помощи зарубежных поставщиков. К сожалению, российским производителям из-за отсутствия отечественных аналогов либо их низкого качества приходится использовать иностранные комплектующие, на которые приходится более 50% стоимости отечественной судостроительной продукции. По сути это означает вложение денег в экономику других стран. Импортозамещение позволит сэкономить значительные средства, что особенно актуально в условиях глобального экономического кризиса. Кроме того, прямое взаимодействие с отечественными предприятиями открывает путь внедрению энергосберегающих технологий, позволяющих увеличить КПД оборудования.

Александр Ананенков считает, что "необходимо принять государственную программу импортозамещения, которая касалась бы не только судостроителей, но также и производителей двигателей, машин, нефтяного и газового оборудования. Эта программа должна стимулировать российских производственников максимально активно заниматься модернизацией оборудования, сертификацией, внедрением и развитием передовых технологий". Вкладывать деньги нужно уже сегодня. Также необходимо восстановить каналы информации между заказчиками, разработчиками и производителями, без которых невозможно развитие отечественной промышленности. "Современные конструкторы не знают, что им разрабатывать", - подчеркнул Александр Ананенков. Он предложил создать судостроительную общественную организацию по аналогии с Ассоциацией трубников.

Напомним, что несколько лет назад во время реализации проекта "Голубой поток" обнаружилось катастрофическое отставание российской металлургии и производителей труб от современных потребностей газовой отрасли. При этом стальные трубы занимают первое место в структуре закупок материально-технических ресурсов корпорации, значительно опережая даже ГПА. Газпром приступил к реализации программы содействия российским трубным предприятиям в освоении новых видов материалов и оборудования с использованием инновационных технологий. Кроме того, была основана Ассоциация производителей труб, общественная некоммерческая организация для мониторинга рынка и совместного решения проблем под эгидой Газпрома, в которую вошли все ведущие российские производители.

Результатом взаимодействия корпорации с отечественными металлургическими и трубными предприятиями стал существенный прогресс отрасли. В 2005 г. на Выксунском металлургическом заводе был введен в эксплуатацию трубосварочный стан для изготовления прямошовных одношовных труб большого диаметра (ТБД) с толщиной стенки до 48 мм. Так три года назад открылось первое производство полного цикла "русского размера". В 2009 г. на Вожском трубном заводе начался выпуск прямошовных одношовных ТБД диаметром 530-1420 мм с толщиной стенки до 42 мм из стали группы прочности до Х100. К сожалению, до сих пор заводам приходится покупать многие материалы за рубежом, к примеру, в России только предстоит наладить выпуск ингредиентов для антикоррозийной изоляции. Тем не менее предпринятые шаги привели к тому, что в 2008 г. импорт труб составил всего 3,7% от общего объема закупок, сократившись по сравнению с 2007 г. в четыре раза. Это облегчает реализацию проектов Газпрома, особенно таких масштабных, как Ямал и шельф.

Для освоения континентального шельфа до 2020 г. понадобятся более 10 буровых и технологических платформ, а в общей сложности необходимо 60 судов различного назначения. Кроме того, корпорации нужно свыше 20 метановозов для транспортировки СПГ. К сожалению, в России можно строить суда вместимостью не более 155 тыс. м3 газа, а это не соответствует современным потребностям Газпрома, так как мировая практика показывает, что наибольшая эффективность морских перевозок СПГ достигается при вместимости танкеров более 200 тыс. м3. Александр Ананенков подчеркнул, что Газпром стремится разместить максимальное количество своих заказов у российских производителей (в частности, при проведении конкурсов они получают 15-процентное преимущество), но не в ущерб качеству. Все заказы на сегодняшний день выполняются своевременно.

ТРАНСПОРТ ГАЗА

Весьма актуально для России и производство и морская транспортировка сжиженного и сжатого природного газа. Данная отрасль является весьма перспективной - к 2030 г. доля СПГ в мировом балансе газа может составить около 60%. Нужно войти на рынок уже сегодня, чтобы через 20 лет оказаться в числе его лидеров. Газпром готов заказывать на отечественных предприятиях не только танкерные и вспомогательные суда, но и трубы, запорную арматуру, оборудование для сжижения газа и т.д. Предприятиям стоит только наладить выпуск соответствующей продукции. Кроме того, в России нет собственной технологии производства СПГ. В связи с этим головному институту Газпрома - ВНИИГАЗу - поручено вплотную заняться ее разработкой.

Также прорабатываются иные возможности морской транспортировки газа. Сжатый природный газ в целом выгоднее СПГ, так как требует меньших затрат на подготовку к транспортировке и прием в пункте назначения. Весьма перспективным направлением является и транспортировка газогидратов - смеси метана с водой, замерзающей приблизительно при - 20 градусах С. Почти на порядок меньшая отрицательная температура, чем при производстве СПГ, и относительная простота регазификации (а значит и меньшие энергозатраты) делают этот способ заслуживающим самого пристального внимания. Но развитие всех этих направлений, а также освоение рынка будет возможно только при создании производственно-технологической базы, которая необходима уже сегодня.
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru