|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Генеральная схема требует подходов
|
|
|
Недавно замминистра энергетики Вячеслав Синюгин заявил, что Минэнерго РФ во II полугодии 2009 г. начнет "готовить проект корректировки Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года", новый документ, который должен сменить принятую в феврале прошлого года генсхему.
|
|
|
Игорь ШКРАДЮК
|
|
|
Еще в ходе разработки Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до
2020 г. раздавались голоса, утверждавшие, что прогнозы темпов роста
энергопотребления завышены. Генеральная схема была слабо у вяза на с
перспективами развития производственных мощностей и опиралась на заявки
региональных администраций (позже их назвали "губернаторскими хотелками").
Кроме того, энергетиков упрекали в том, что они в своих планах недостаточно
внимания уделяли энергосбережению. В отличие от многих государств ОЭСР в
структуре правительства России не было органа, занимающегося энергосбережением
даже на уровне отдела.
Тем не менее Генеральная схема была утверждена правительством. При этом
собственники генерирующих компаний получили масштабные обязательства по вводу
новых энергомощностей. Срыв ввода мощностей влечет штраф в размере четверти
стоимости строительства. Глава правительства Владимир Путин лично потребовал
строгого выполнения этих обязательств. При Министерстве энергетики РФ была
создана Межведомственная рабочая группа по мониторингу реализации Генсхемы.
Четко прописанные юридически и экономически инвестиционные обязательства
собственников при наличии системы государственного контроля над их исполнением
стали большим шагом вперед в практике приватизации в России.
Мировой экономический кризис резко изменил ситуацию. Производство электроэнергии
в России за четыре месяца 2009 г. сократилось на 5% относительно четырех месяцев
2008 г. Резко выросло внимание бизнеса к снижению затрат, в том числе на
энергию. Рост стоимости кредитов сделал убыточным реализацию проектов по
строительству ТЭЦ и ГРЭС с IRR 14 - 15% (Достоинства показателя "внутренняя
норма доходности" (IRR) состоят в том, что, кроме определения уровня
рентабельности инвестиций, есть возможность сравнивать проекты разного масштаба
и различной длительности. - Прим. ред.). Стало окончательно ясно, что масштабные
планы строительства электростанций явно избыточны.
Жесткие условия инвестиционных обязательств не позволяют генерирующим компаниям
отказаться от строительства запланированных электростанций. Работа продолжается.
Более того, производство паровых и газовых турбин в России в I кв. 2009 г. по
сравнению с первым кварталом прошлого года выросло на 170 и 187 процентов
соответственно!
Предметом переговоров с Минэнерго является компромиссное решение о переносе
ввода части мощностей на более поздние сроки. Но перенос сроков является
полумерой. Ведь предыдущие планы ориентировались на докризисную структуру
энергопотребления и докризисные технологии. А после кризиса будет не так, как
было до него.
Кризис, первоначально называвшийся финансовым, вполне отчетливо приобрел
характер структурного. Сейчас в мире происходит смена технологического уклада,
которая приведет к радикальным изменениям в экономике и обществе.
Во время структурного кризиса многие технические, организационные и
инвестиционные решения устаревают за год-два. В тоже время решения, принятые
сейчас, формируют траекторию развития на 30 - 40 лет вперед. Поэтому именно
сейчас следует закладывать новые решения на предстоящие 30- 40 лет (длину
шестого технологического уклада). В США и Евросоюзе это уже делают.
Сейчас готовится Энергетическая стратегия России до 2030 года. Важно
предусмотреть механизмы и основные направления перемен в этом документе.
Возможность инновационного обновления отраслей ТЭК закладывается механизмами и
решениями, принятыми в период кризиса. На них будет ориентироваться и
энергетическое машиностроение.
Среди необходимых мер следует прежде всего выделить энергосбережение.
Электрическая и тепловая энергия - всего лишь полуфабрикаты. Конечными
продуктами являются освещенность помещений и улиц, комфортная температура в
помещениях, реализация технологических процессов. Вложения именно в конечный
продукт дают наибольший экономический (в т.ч. макроэкономический и бюджетный)
эффект. В конкуренции за инвестиции энергосбережение и повышение конечной
энергоэффективности должны иметь приоритет перед новой генерацией.
Однако внимание к конечному потребителю - слабое место российского бизнеса.
Сырьем заниматься проще...
О том, насколько формально сейчас отношение энергетиков к энергосбережению,
говорит такой курьезный факт. На открытии центра энергосбережения ОАО "Мосэнергосбыт"
29 апреля 2009 г. гостям и прессе продемонстрировали эффективность экономичного
освещения, и табло показало параметры потребления, в том числе cos [знак] =
0,43. Главный инженер Мосэнергосбыта не смог прокомментировать столь низкое
значение косинуса "фи" в здании (При чисто активной нагрузке cos [знак] = 1,0,
чем большую долю в потреблении составляет реактивная нагрузка, тем меньше
значение cos ср. - Прим. ред.). Другой сотрудник компании предположил, что это
результат работы преобразователей частоты.
Появились технологии, позволяющие снизить энергоемкость целых отраслей на
десятки процентов, а то и в разы. В результате растет удельный вес
энергопотребления в быту и освещении. Основным потребителем в квартирах пока
остается лампа накаливания. Запрет на производство и продажу ламп накаливания
одновременно с поощрением производства светодиодов позволит в разы снизить
потребление в этой сфере (Уже широко распространены люминесцентные лампы (в т.ч
с "теплым" светом), ввинчивающиеся в обычный патрон и позволяющие в 5 раз
сократить потребление при той же световой отдаче. - Прим. ред.)
Хуже всего с энергосбережением обстоят дела в бюджетных организациях. Как
правило, ни получатели бюджетных средств, ни администрации не имеют специалистов
в этой области. В результате лимиты бюджетного финансирования энергопотребления
формируются "от достигнутого". Риск снижения лимитов в сочетании с риском
увеличения энергопотребления из-за возможной холодной погоды создают стимул к
заведомо завышенному энергопотреблению. Правила формирования и исполнения
бюджетов препятствуют направлению средств, предназначенных для оплаты
энергоресурсов, на мероприятия по энергосбережению и поощрение их инициаторов и
исполнителей.
Выходом может стать создание сети энергосервисных компаний с целью
систематического снижения бюджетных затрат на энергопотребление. Эти компании
смогут формировать планы потребления энергоресурсов и мероприятий по их
экономии, реализовывать эти мероприятия, обслуживать потребителей, принимать на
себя погодные риски, поощрять снижение энергопотребления. Для распространения
энергосервисных услуг необходим ряд мер по их государственному регулированию и
саморегулированию.
Переговоры с сотрудниками инвестиционных подразделений ряда генерирующих
компаний показали, что они с интересом относятся к замене инвестиционных
обязательств по вводу новых мощностей обязательствами по инвестированию в
проекты энергосбережения. Но ТГК и ОГК управляют крупными инвестиционными
проектами, которые можно пересчитать по пальцам. Естественно, они хотят иметь
дело и с проектами по энергосбережению на сотни мегаватт. Значит, нужны фирмы,
которые подготовят пул мелких проектов и предложат их ТГК и ОГК (в том числе те
же энергосервисные компании). И, разумеется, необходимо согласие правительства.
Опыт Белоруссии показал, что при наличии ясной государственной политики по
энергосбережению энергоемкость ВВП может в течение многих лет сокращаться на 8 -
9% в год.
Другим важным направлением является сокращение затрат на производство тепловой и
электрической энергии. Множество инновационных решений в электроэнергетике ждет
реализации.
Одним из способов снижения потребления топлива является расширение когенерации.
Это и ликвидация котельных с подключением потребителей к ТЭЦ, и переоборудование
котельных в мини-ТЭЦ. Из-за неразумной ценовой политики в 1999 - 2002 гг. тысячи
промышленных предприятий построили собственные котельные и отказались от
теплоснабжения ТЭЦ. Инвестиционные схемы перевода их в ТЭЦ выгоднее нового
строительства. С учетом распространения кондиционеров пора серьезно заняться и
малой тригенерацией (т.е. производством не только электричества и тепла, но и
холода).
Если говорить об использовании экономического кризиса для качественного
обновления и модернизации, то следует использовать эту возможность для перемен в
угольной энергетике.
Проблемой угольной генерации является привязка электростанции к конкретному типу
угля, к месторождению. Давно назрела необходимость перевода потребителей на
стандартные обогащенные угли. Снижение нагрузки на ГРЭС, возможность перенести
на более поздний срок ввод мощностей на угле позволяет внести изменения в
проекты и начать переход к стандартному твердому топливу хотя бы с новой
генерации.
В мизерных масштабах используются в стране технологические возможности
водоугольного топлива и газификации угля.
Планируемое увеличение доли угля в энергетике, скорее всего, произойдет не за
счет роста угледобычи, а за счет экономии газа.
В изолированных энергосистемах электрогенерация является критической для
жизнеобеспечения поселений. Поэтому снижение топливной зависимости отдаленных
районов страны требует ускоренного развития там возобновляемой энергетики -
ветровой, приливной, геотермальной.
В условиях кризиса особо актуальны возможности привлечения дополнительных
инвестиций. В частности, в стране уже подготовлены десятки проектов, позволяющих
снизить выбросы парниковых газов. Россия может привлечь миллиарды долларов в эти
проекты в рамках предусмотренного Киотским протоколом механизма проектов
совместного осуществления. Дело за правительством, которое должно утвердить
проекты. Упорное нежелание правительства привлечь в страну эти деньги вызывает
недоумение.
Особняком стоит развитие гидроэнергетики. В отличие от тепловой энергетики ГЭС
по естественным причинам привязаны к конкретным местам. Воздействие
строительства плотин и водохранилищ более концентрированно и может радикально
меняться как от створа к створу, так и в зависимости от проектного решения в
створе. Поэтому комплексный народнохозяйственный подход при выборе для
строительства объектов гидроэнергетики особо важен.
Хотя контрольный пакет ОАО "РусГидро" остается в федеральной собственности,
государственного подхода к поведению этой компании остро не хватает. В ТЭО
строительства новых ГЭС подчеркивается коммерческая эффективность того или иного
варианта. В ТЭО Мотыгинской ГЭС на Ангаре показатели народнохозяйственной
эффективности для разных отметок НПУ откровенно были подогнаны для обоснования
уровня водохранилища, при котором сохраняется целесообразность строительства
Нижне-Богучанской ГЭС (Мотыгинская ГЭС станет пятой ступенью (после Иркутской,
Братской, Усть-Илимской и Богучанской гидростанций) каскада на Ангаре. В
соответствии со "Схемой энергетического использования Нижней Ангары" между
Богучанской и Мотыгинской ГЭС предполагается строительство Нижне-Богучанской
гидростанции (шестой по очередности возведения). - Прим ред.). Решение
Правительства России субсидировать строительство только крупных гидростанций
существенно искажает сравнительную привлекательность крупных и малых ГЭС,
отталкивая от последних частных инвесторов.
Новые технологии в гидроэнергетике открывают новые возможности. Создание
ортогонального гидроагрегата позволяет работать на перепадах 2 - 6 метров. Это
позволит использовать для выработки энергии низконапорные гидроузлы, например,
Николаевский, Константиновский и Кочетовский на Дону. Перспективным становится
спуск водохранилищ с наименьшей выработкой электроэнергии на гектар затопленной
земли (Рыбинского и Цимлянского). Заслуживает проработки установка
ветроагрегатов на гребнях плотин, являющихся зонами концентрации ветровых
потоков.
Есть множество гидроэнергетических проектов, не вызывающих возражений экологов и
местного населения, действительно создающих новые возможности для развития
территорий. В то же время в Генсхему включены проекты, отрицательные последствия
которых перевешивают выгоды. И даже среди них выделяется Эвенкийская ГЭС на
Нижней Тунгуске.
Плотина Эвенкийской ГЭС создаст водохранилище длиной 1200 км. Территория,
затапливаемая водохранилищем, вдвое превышает ту, ради которой несколько месяцев
назад Россия провела армейскую наступательную операцию по принуждению к миру в
Южной Осетии. Не удивительно, что в России и кроме эвенков есть люди, которые
просто так не отдадут эту родную землю под затопление. И обвинять их в
экстремизме - не просто глупость. Это ошибка. Политическая.
Как видно, множество разнообразных обстоятельств требует кардинального
пересмотра подходов к размещению объектов электроэнергетики.
За рамками Генсхемы осталась перспективная нетопливная энергетика. Однако сей
сюжет непосредственно касается энергетической стратегии до 2030 г.
Наиболее быстрые перемены сейчас происходят в солнечной энергетике. Можно
ожидать, что после 2020 г. солнечная энергетика выйдет на первое место по вводу
новых энергомощностей. Высокая наукоемкость и капиталоемкость этой отрасли
делает ее перспективной для экспорта. Сейчас производство солнечных батарей
использует очень энергоемкую и грязную технологию получения кремния из
трихлорсилана. В России созданы бесхлорная технология получения кремния и
термоэмиссионная солнечная установка, лаборатории многих стран ведут гонку за
создание новых органических полупроводников. Для того, чтобы быть
конкурентоспособными в этом направлении, необходимо поддержать новые
отечественные технологии.
Проблемы энергетики и энергосбережения носят межотраслевой характер. Поэтому
эффективность и устойчивость энергетики страны зависит от того, насколько к ее
разработке будут привлечены широкие промышленные, научные и общественные круги. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|